Статья по теме: "Работа учителя по повышению учебной мотивации учащихся на уроках английского языка".
статья по английскому языку на тему

Рогонова Анастасия Владимировна

Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_motivatsiyu.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Тема: «Современные подходы к организации образовательного пространства школы с целью формирования успешности ученика». («Работа учителя по повышению учебной мотивации учащихся») .

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.  Как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А.Сухомлинский.

Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

К учебным мотивам относятся такие, как :

  • собственное развитие в процессе учения;
  • действие вместе с другими и для других;
  • познание нового, неизвестного.
  • понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
  • процесс учения как возможность общения,
  • похвала от значимых лиц
  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания,
  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут в полной мере предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся конкретного класса . Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

      Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о разнообразных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности, нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

        Установки и методы обучения, которые способствуют формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоций и интереса:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

- Учет возрастных особенностей школьников.

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

- Нестандартные формы проведения уроков.

- Создание ситуации успеха.

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности.

- Эмоциональная речь учителя.

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых  и ИКТ - технологий.

А теперь о применении отдельных форм работы, которые используются  на  уроках.

 Проблемное обучение, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные темы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Групповая работа.

Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим.  Соревнования между группами (командами)  в повышении мотивации  тоже весьма эффективны. Такие формы работы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Переписка учеников с англо – говорящими  сверстниками

Переписка учеников с англо - говорящими сверстниками — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на мотивацию и интерес изучения предмета  для школьников. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного   англо – говорящим сверстником, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение иностранного языка и применения его в реальной жизненной ситуации. Переписка расширяет запас лексики, помогает значительно повысить идиоматичность речи наших учеников, т. к., читая и переводя письма своих сверстников, они обращают свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто выражаем с ними по — разному.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.

Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

 Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

Например:

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация, кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.
б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает

интерес учащихся, т.к. позволяет самому ученику провести самопроверку, а учителю организовать проверку как отдельного учащегося так и всех учащихся класса.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе, т.к. на сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету.

Кроме личных интересов необходимо учитывать и возрастные особенности ученика. Есть несколько важных возрастных периодов, которые можно выделить.

Например, младший школьный возраст характеризуется готовностью ребенка испытывать себя в новой роли – роли ученика. Ученики начальной школы хотят и стремятся учиться, поэтому этот возраст считается наиболее благоприятным для начала изучения иностранного языка. Для того,  чтобы ребенок в процессе начала обучения не потерял к нему интерес, необходимо проводить занятия в игровой  форме с преобладанием устного общения.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса как  методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком, представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

Средний школьный возраст характеризуется как переходный от детства к взрослости. Часто этот период выявляет психологические перемены в ребенке, которые не всегда протекают гладко. Именно в этот период у ребенка наблюдается повышенная потребность в общении, поэтому и обучение английскому стоит строить на коммуникативном принципе. Например, стоит попытаться ввести общение с носителями ,социальные сети в современное время делают эту задачу выполнимой, давать слушать песни и смотреть  фильмы и передачи на языке оригинала.

Старшеклассники уже стараются определиться с будущей профессией. У них достаточно тяжелый период, период сомнений и страха, ведь впереди их ждет решение, которое определит всю их будущую жизнь, поэтому важно подготовить их к этому. Английский язык и тут приходит на помощь. Полезно вовлекать детей  поискать необходимую информацию в интернете, журналах и газетах на английском языке, читать  статьи, заметки, изучать теле- и радиопередачи, ролики о том, что ребенку интересно. Нужно побуждать учеников делиться мыслями, как решить заявленную проблему, выразить своё мнение, суждение . Упражнения и задачи подобного рода помогут ученику быстрее осознать, что взрослый человек всегда выражает собственное мнение, и, что  пользоваться английским языком нужно на практике (в реальной жизни), а не только ради пятерки в дневнике!

 Внеурочная деятельность

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

  Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Не забывать о создании ситуаций успеха.

Уверена, что предложенные педагогические  способы, методы и приёмы позволят каждому учителю содержательно решить задачу повышения мотивации школьников .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Что такое ИКТ? Цели применения ИКТ на уроках английского языка и во  внеурочной деятельности. Лингводидактические задачи, которые можно решать с помощью ИКТ....

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...

Использование активных методов обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Данный материал является выступлением на семинаре для учителей иностранного языка ОУ Высокогорского муниципального района РТ по теме "Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС н...

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка

Методический семинар "Повышение мотивации учащихся на уроках английского языка...

ПОВЫШЕНИЕ ЛИЧНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к изуче...