Психолого-педагогические основы игровых технологий
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Логинова Светлана Андреевна

Психолого-педагогические основы игровых технологий на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы игровых технологий

Поиск новых форм и приёмов обучения является необходимым для современной школы. Причём формы занятий должны быть такими, которые обеспечивали бы активное участие в уроке каждого ученика, повышая авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результат учебного труда. Такие задачи можно решить с помощью применения игровых технологий [6].

В России дидактическое значение игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. Психологический анализ игры дан в свое время Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Теоретические и практические вопросы игровых технологий являлись предметом специального изучения и нашли отражение в работах П.И.Пидкасистого, Г.К.Селевко, С.А.Шмакова и др.

По мнению ученых (П.И.Пидкасистый, Г.К.Селевко и др.), игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Под педагогической технологией понимают содержательную технику реализации учебного процесса [2]. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение чётко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии [6].

В структуру педагогической технологии входят:

- концептуальная основа;

- содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);

- процессуальная часть (описание технологического процесса);

- организация учебного процесса;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- методы и формы работы учителя;

- диагностика учебного процесса.

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

По определению Г.К.Селевко, игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6].

Игровые технологии имеют различную направленность: 

  1. Дидактическую – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельность.
  2. Воспитывающую – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности.
  3. Развивающую – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
  4. Социализирующую - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Понятие «игра» в психолого-педагогической литературе не имеет однозначного толкования. Многие исследователи вообще не дают определения понятию игра, считая ее само собой разумеющимся, ясным и однозначно воспринимаемым  явлением. Другие же ограничиваются кратким перечислением  самых общих и поверхностных признаков или определяют ее метафорически. Третьи отмечают насколько же  сложно  выявить то, что же именно делает  игру игрой. 

Так, например, П.П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка [2]. Он склонен думать, что не существует вида деятельности, который бы подходил под понятие «игра», ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно.

Сущность игры по Л.С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой обобщение желаний ребёнка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми [3].

Характерная черта игры в том, что она позволяет ребёнку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключён не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.

М.С.Каган, исследователь человеческой деятельности, отмечает: «Игра есть материальное проявление общения людей, которое приобретает здесь специфический характер «общения ради общения», становится, если так можно выразиться, «чистым искусством общения. Даже в тех случаях, когда играющий вдохновлен  стремлением победить партнера, а не только получить удовольствие от самого процесса игры, его действия остаются в пределах сферы общения».

В периодизации возрастного развития детей Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина особая роль отведена ведущему виду деятельности, имеющему для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная деятельность, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс обучения. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [8].

В.В.Петрусинский выделяет следующие функции игры [5]:

1. Обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных: развитие памяти, внимания, мышления.

2. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии.

3. Коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов.

4. Релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении.

5. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Опираясь на работу П.И.Пидкасистого можно сказать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная  деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия  в привычной и непривычной  обстановке.

Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру  в своих целях.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.

К индивидуальным формам игр можно отнести  игру одного человека  с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.  

Одиночная форма – это  деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью  от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

Парная форма – это  игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке  соревнования и соперничества.

Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

Коллективная форма – это групповая игра,  в которой соревнование между отдельными игроками  заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [7].

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения.  Современные игровые технологии в обучении активно используют многоплановость игровой деятельности, которая позволяет выделить группы обучающих игр: имитационные игры, сюжетно - ролевые игры, деловые игры, инновационные игры.

Таким образом, можно сделать вывод, что игра — вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра - явление историческое, каждому уровню материального и духовного производства  человеческой общности соответствует типичный набор игр. Игра, как родовое понятие, рассыпается на бесконечное множество видов, подвидов, вариантов. Каждая социальная группа, этническая общность, половая совокупность, возрастная градация, географическая дифференциация формирует  пёстрый спектр разноуровневых игр. В игре можно отметить состояние быть в игре в качестве самого играющего, игрока, зрителя, наблюдателя, арбитра, причем роль зрителя не менее ответственна, чем роль собственно играющего. Игра привлекательна для человека любого возраста, и именно в ней можно обнаружить такое богатство обучающих, развивающих, совершенствующих возможностей для личности. Если игра будет адекватно вписываться в систематический учебно-воспитательный процесс, то этапы «игрового развития» будут лаконично оказывать поддержку и сопровождение возрастным периодам  личностного развития и индивидуальным особенностям школьников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика/ В.П. Беспалько – М.: Народное образование, 2008. – 512с.
  2. Блонский П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский – СПб.: Питер, 2008.- 208с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский/ Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.
  4. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание/ М.С. Каган – СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. – 384с.
  5. Петрусинский В.В. Развитие и воспитание в играх/ В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова – М.: Владос, 2010. – 112с. 
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: Учебное пособие./ Г.К.Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256с.
  7. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/ А.В. Хуторской.- СПб.: Питер, 2006.- 541с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин – М.: Владос, 2007. – 360с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе....

Основы психолого-педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в средней школе.

Основы психолого- педагогической реализации игровых методов обучения на уроках английского языка....

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.

Психолого-педагогическое сопровождение – современная образовательная технология, обеспечивающая поддержку и помощь ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Изменение парад...

«Проектирование урока физической культуры на основе игровых технологий в начальной школе»

В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умени...

Психолого-педагогическая работа с семьей. Технологии работы.

Описание направления психолого-педагогической работы с семьей....

Теоретические основы игровых технологий на уроках технологии.

Игровые технологии на уроках, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Финальным структурным компонентом игры становится результат....