Развитие эмоционального интеллекта учащихся на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Пятаева Ирина Викторовна

Современная школа должна быть гуманистической, отсюда возникает необходимость создания доброжелательной атмосферы в классе и развития эмоционального интеллекта учеников на разных ступенях образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada.docx18.85 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx14.58 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Пятаева И. В., преподаватель английского языка

МБУ гимназии №39 "Классическая"

EQ(Emotional Intelligence)-it's the capacity for recognizing our own feelings and those of others, for motivating ourselves, and for managing emotions well in ourselves and in our relationships(Daniel Galerman, E.I. Bantam).

Самым эффективным в смысле развития EQ, является иностранный язык. EQ – это коммуникабельность в действии, а уроки иностранного языка направлены на формирование коммуникативной компетенции, в результате которой и может быть успешно осуществлена эта самая коммуникация.

Для развития EQ на уроке иностранного языка также можно рекомендовать следующие типы заданий:

    1.  вступительные игры, задания «для разогрева» (ice breakers, warmers);

    2.  ролевые игры и групповые дискуссии (role-plays, discussions);

    3.  проектную деятельность (project work);

    4.  задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках,   предпочтениях и характере (guides, questionnaires);

   5.  упражнения на символическое превращение отрицательных эмоций                           в положительные;

  6.  проблемные ситуации, предполагающие самостоятельный поиск выхода.

Психолог  Robert Sternberg выделил  5 составляющих эмоциональной компетенции:

  • Self-awareness (самосознание);
  • Managing emotions(управление эмоциями);
  • Self-control/self-motivation(самоконтроль, самомотивация);
  • Empathy( эмпатия-ощущение способности испытывать за другого человека его чувства);
  • Handling relationships(управление отношениями).

Считается необходимым привести примеры заданий, соответствующие данным компонентам:

1. Перекличка. Call the roll.

Цель – сосредоточить внимание на эмоциональной структуре ребенка.

self awareness

Учитель выкликивает имена, но дети показывают число, обозначающее настроение. Например, 1- уныние, 2- грусть, 3 – нейтральное,4- радоcть,  5 – счастье. Ребята могут объяснить, почему они выбрали именно эту цифру. Как вариант, можно использовать цвета. Например, у нас есть 3 кружка – зеленый, красный, желтый. Если вы расстроены , поднимаете красный. Если хорошее настроение, поднимаете желтый, а зеленый означает приподнятость, вдохновение.

Показывая свое состояние и объясняя его, можно развить знание о своих эмоциях и об эмоциях окружающих тебя людей.

2. Урок сотрудничества. Cooperation.

 Self-control/self-motivation

Цель- найти общий язык, выработать свой стиль сотрудничества.  

Не говоря ни слова, ребята должны определить свои слова по теме, собрать пазл из них. Они делятся на 3 группы, каждой группе достаётся разрезанный кусочек бумаги( конфетка, звезда и сердечко), слова разделены на темы-эмоции, развлечения... . Лишнее слово на кусочке можно отдавать другой группе, но нельзя забирать и спрашивать, вообще говорить.

После можно составить историю со словами, представленными на формах.

      Это упражнение тренирует самоконтроль и мотивацию, а также важно для   сотрудничества.

3. Карусель обсуждений. Discussion Carousel. 

Handling relationships

Цель : участие в обсуждении актуальных вопросов.

Это задание можно предлагать старшеклассникам. Каждому ученику раздаётся карточка.  В карточках написаны темы, по которым нужно построить диалог. Ученики делятся на пары, садятся в круг. После завершения диалога партнеры меняются. Также, можно выявить,  может ли ученик за ограниченное количество времени поддержать беседу на любую тему, которая может ему попасться в карточке.

Упражнение способствует поддержанию отношений, активному слушанию.

4. Спина к спине. Back to back.

 Handling relationships

Цель: совершенствовать устную речь, слушание и наблюдение.

Ребята садятся друг к другу спиной, им выдаются листочки, на которых изображено, например,  расписание распорядка дня. Задача-  рассказать о планах на будущее.

Очень не просто разговаривать ,не смотря друг на друга. Но упражнение помогает слушать и слышать друг друга, что важно в развитии отношений.

5. Определи состояние человека.Guess how a person feels.

Empathy

Цель: определить чувства людей по картинке.

Определять эмоции не каждый может. Но это умение позволяет чувствовать людей, а значит, управлять их эмоциями.

6. Светофор. Traffic lights.

Empathy

Цель игры "Светофор" заключается в развитии эмпатии, контроле побуждений и способности справляться с гневом.

Так, для обучения контроля побуждений можно разработать специальное табло в виде светофора, на котором отчетливо воспроизводятся шесть пунктов с указанием конкретных шагов.

Red light- Stop, calm down and think before you act.

Yellow light -Tell about difficulties and about feelings you are experiencing. Set a positive goal. Think about solutions. In advance think about the consequences.

Green light- Get to the action and follow the best plan.

Таким образом, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым относительно его эмоциональной составляющей.  Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений, и, соответственно, о развитии EQ в условиях системы школьного образования.



Предварительный просмотр:

Опишите своё состояние:

 key words: happy, angry, exited, worried, pleased, tired

Смысловые  опоры: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to the party, have an argument with a friend, lose one's wallet, sleep badly, buy new clothes)

Грамматическая структура-The Present Perfect Tense(have\has+V3).

Опишите своё состояние:

 key words: happy, angry, exited, worried, pleased, tired

Смысловые  опоры: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to the party, have an argument with a friend, lose one's wallet, sleep badly, buy new clothes)

Грамматическая структура-The Present Perfect Tense(have\has+V3).

Опишите своё состояние:

 key words: happy, angry, exited, worried, pleased, tired

Смысловые  опоры: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to the party, have an argument with a friend, lose one's wallet, sleep badly, buy new clothes)

Грамматическая структура-The Present Perfect Tense(have\has+V3).

Опишите своё состояние:

 key words: happy, angry, exited, worried, pleased, tired

Смысловые  опоры: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, receive bad news, lose a tennis match, go to the party, have an argument with a friend, lose one's wallet, sleep badly, buy new clothes)

Грамматическая структура-The Present Perfect Tense(have\has+V3).

-If you won a lot of money, I think the first thing you'd buy would be...

-If you got a tattoo, I bet you'd choose...

-If you could choose your ideal job, you'd probably be...

-If you could have something to eat or drink, I bet you'd choose...

If you won a lot of money, I think the first thing you'd buy would be...

-If you got a tattoo, I bet you'd choose...

-If you could choose your ideal job, you'd probably be...

-If you could have something to eat or drink, I bet you'd choose...

Эмоционально окрашенные выражения "Согласия-несогласия"

Statements which show strong agreement

Statements which show limited agreement

Statements which show disagreement

-You are dead right

-Absolutely

-That's true

-Good idea

I quite agree with you

-That sounds like a good idea

-Okay, but...

-You've got a point there

-I suppose...but...

-You are right, but...

-Yes, but on the other hand...

-I see what you mean, but don't you think...

-Oh, come off it!

-You are wrong, I'm afraid...

-I can't stand...

-I hate...

Эмоционально окрашенные выражения "Согласия-несогласия"

Statements which show strong agreement

Statements which show limited agreement

Statements which show disagreement

-You are dead right

-Absolutely

-That's true

-Good idea

I quite agree with you

-That sounds like a good idea

-Okay, but...

-You've got a point there

-I suppose...but...

-You are right, but...

-Yes, but on the other hand...

-I see what you mean, but don't you think...

-Oh, come off it!

-You are wrong, I'm afraid...

-I can't stand...

-I hate...

Эмоционально окрашенные выражения "Согласия-несогласия"

Statements which show strong agreement

Statements which show limited agreement

Statements which show disagreement

-You are dead right

-Absolutely

-That's true

-Good idea

I quite agree with you

-That sounds like a good idea

-Okay, but...

-You've got a point there

-I suppose...but...

-You are right, but...

-Yes, but on the other hand...

-I see what you mean, but don't you think...

-Oh, come off it!

-You are wrong, I'm afraid...

-I can't stand...

-I hate...

I am you

Imagine you are your partner and complete the sentences:

1. I like the colour...because...

2. My biggest fear is...

3. I like people who...

4. People like me because...

I am you

Imagine you are your partner and complete the sentences:

1. I like the colour...because...

2. My biggest fear is...

3. I like people who...

4. People like me because...

I am you

Imagine you are your partner and complete the sentences:

1. I like the colour...because...

2. My biggest fear is...

3. I like people who...

4. People like me because...

An actor

A doctor

A teacher

A driver

A policeman

A lawyer

A singer

An engineer

A musician

A fire fighter

A politician

An electrician

A sailor

A military man

A dancer

A manager


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка Пятаева Ирина Викторовна Преподаватель английского языка МБУ гимназии №39 «Классическая»

Слайд 2

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц" «Только сердцем постигается истинное положение вещей, ибо самое важное скрыто от глаз».

Слайд 3

Эмоцион а льный интелл е кт (ЭИ) (англ. EQ, Emotional Intelligence) Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, и на этой основе строить взаимодействие. It's the capacity for recognizing our own feelings and those of others, for motivating ourselves, and for managing emotions well in ourselves and in our relationships ( Daniel Galerman, E.I. Bantam )

Слайд 4

Составляющие эмоционального интеллекта

Слайд 5

Self-awareness (самосознание): главная составляющая. Человек, с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Self-control/self-motivation( самоконтроль , самомотивация ) : следствие самосознания. Тот, кому свойственна эта черта, не только познал себя, но и научился управлять собой и своими эмоциями. Empathy (э мпатия): умение ставить себя на место другого, чувствовать то же, что и окружающие, а значит, учитывать в процессе принятия решений их эмоции. Handling relationships (управление отношениями. Team work( работа в команде) : мастерство сотрудничества, обладание знанием о том, когда и как нужно брать руководство на себя, а когда – следовать руководству других. Принятие решений - Умение обдумывать свои поступки и знать их последствия, отслеживать, что влияет на принятие решения, - чувства или разум. Responsibility(o тветственность ) способность признавать последствия своих решений и поступков, выполнять обещания и принятые на себя обязательства . Managing emotions (управление эмоциями). Sincerity( открытость): способность строить доверительные отношения. Компоненты эмоциональной компетенции

Слайд 6

Типы заданий для развития EQ на уроке иностранного языка вступительные игры, задания «для разогрева» ( i ce breakers, warmers) ролевые игры и групповые дискуссии (role-plays, discussion s ) проектная деятельность ( p roject work) задания, в которых учащиеся должны узнать об интересах друг друга, привычках, предпочтениях и характере ( guides , questionnaires )

Слайд 7

Интересные факты Слайд-шоу Провокационные вопросы Музыкальные клипы Новостные сюжеты Эмоциональное содержание урока английского языка Типы заданий Друдлы Незаконченные цитаты «Психологические чудеса» Аллегоричность изложения информации через целостный образ Удивление Новые термины в речи Недосказанность с намёками на особые мотивы Ссылка на авторитет Лесть или комплимент Приёмы самовыражения Провокации в диалоге Эмоциональная и интеллектуальная поддержка дискуссии Приёмы релаксации: Музыка Цвет Дыхательное расслабление Арт-терапия 

Слайд 8

Self awareness (happy, sad, angry,exited, worried,pleased, tired) Pass exams The Present Perfect Tense ( Feelings) Win the lottery Receive bad news Break the video Sleep badly Go to the party

Слайд 9

Questionnaires Adress to your partner: -if you won a lot of money, I think the first thing you'd buy would be... -if you got a tattoo, I bet you'd choose... -if you could choose your ideal job, you'd probably be... -if you could have something to eat or drink, I bet you'd choose... (the partner should agree or disagree and give the right answer)

Слайд 10

I am you Imagine you are your partner and complete the sentences: 1. I like the colour...because... 2. My biggest fear is... 3. I like people who... 4. People like me because...

Слайд 11

Таблица эмоций Плакаты Беседы Светофор Уголки настроения

Слайд 12

What mood do they have?( Какое настроение у человечков? ) Рисунки на тему «Когда я сержусь»( When I am angry) «Когда я радуюсь»( When I am glad) «Когда я счастлив» (When I am happy)

Слайд 13

Handling relationships Role-play « Professions » Situation: imagine that you are on the desert island. You must choose one man who’ll leave the island. Your task is to tell why you must stay in the island according to your profession. Why is your profession better than others? You should communicate with each other and choose the profession which is not useful on this island. Vote after the discussion.

Слайд 14

Вывод Иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым относительно его эмоциональной составляющей. Глобальные тенденции современного мира таковы, что важность эмоциональной компетентности будет все больше возрастать. Экономически и информационно и в бизнесе и в политике мы становимся все более взаимозависимыми, поэтому приходится думать об установлении более тесных, т. е. более эмоциональных отношений, и, соответственно, о развитии EQ в условиях системы школьного образования.

Слайд 15

Thank you for your attention! Спасибо за внимание! Пятаева Ирина Викторовна Преподаватель английского языка МБУ гимназии №39 «Классическая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка"

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока....

Развитие творческой активности учащихся на уроках английского языка

Наше время-время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превнос...

Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.

Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передав...

Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся на уроке английского языка

В заключительной части урока учителя часто предлагают учащимся показать «смайлики», которые отражают их настроение: «понравился  или не понравился урок». На мой взгляд,  этот вид релаксации ...