Обучение монологической речи
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пащенко Полина Александровна

Статья о методах обучения монологической речи на протяжении всего периода изучения иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monologi.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пащенко Полина Александровна. МБОУ «Гимназия 6» г. Брянска

 Методика обучения построению монологического высказывания в начальной школе, среднем и старшем звене, на младших курсах университетов.

        Обучение монологической речи является неотъемлемой частью обучения говорения в целом. Коммуникативная цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах. Один из способов устно-речевого общения - говорение - многоаспектное и сложное явление. Целью обучения говорения является формирование у учащихся тех знаний, умений и навыков, которые помогут осуществлять общение в любых социально-детерминированных ситуациях. К таким  навыкам и умениям  относятся : непосредственное общение, понимание и реагирование на реакцию партнера; умение связно рассказать о себе, окружающем мире, выразить свое отношение к тому или иному явлению, воспринятой информации, или предмету высказывания.

      Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли.

Результатом деятельности говорения является его продукт - устное высказывание. Обучение говорению подразумевает под собой овладение следующими формами устно-речевого общения: монологической (речь одного лица) и диалогической речью (речь двух и более лиц).[ Пассов; 2010]

Любая деятельность не может существовать иначе, чем в форме действий и операций ее составляющих.

Так как монологическая речь-это акт говорения и вид речевой деятельности , то она имеет механизмы говорения. Ведь именно работой психофизиологических механизмов обеспечивается выработка у говорения всех его необходимых качеств. [ Рогова; 1996]Механизм упреждения. Без работы этого механизма невозможно ни одно высказывание, будь это уровень фразы или сверхфразового единства. Для того чтобы речь была плавной и ее элементы укладывались в определенное нормализованное время, должно

                                                 

иметь место так называемое упреждение того, что будет далее сказано.Упреждение может происходить в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, и на уровне высказывания.

  Механизм упреждения - продукт опыта, его надо развивать специально, на определенных упражнениях.

 В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание. [Рогова;1996]

2.Механизм выбора языковых средств, зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д

3.Механизм комбинирования. Под этим механизмом понимается такой процесс формирования словосочетаний и предложений, при котором изучающий иностранный язык использует знакомые ему языковые компоненты в новых, не встречавшихся в прошлом опыте сочетаниях.

Однако комбинирование может происходить не только на уровне словосочетаний и предложений (фраз), но и на уровне сверхфразового единства (высказывания), темы, нескольких тем.

В качестве единиц комбинирования могут выступать слово, синтагма, фраза.

Механизм комбинирования есть один из центральных базальных механизмов речевого умения. Механизмы репродукции и выбора подчинены этому механизму. С другой стороны, репродукция и выбор совершенствуются именно в процессе комбинирования.От способности комбинировать зависит и беглость речи, и ее новизна. Комбинирование происходит при говорении в зависимости от речевой задачи. Поэтому методически важно, чтобы и упражнения в комбинировании материала выполнялись не ради комбинирования, а с коммуникативной направленностью. [ Бим;1994]

Механизм репродукции обеспечивает воспроизведение готовых усвоенных

                                           

структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить коммуникативную задачу. Репродукция весьма разнообразна. Это может быть: 1) полная репродукция структуры и содержания (фразы, даже высказывания) без изменений: а) в той же ситуации; б) в новой ситуации; 2) частичная репродукция, т. е. передача содержания несколькими фразами, изъятыми из текста без изменений; 3) репродукция-трансформация, т. е. передача содержания в новых формах. Процесс репродуцирования может проходить двояко: мы можем использовать в говорении готовые блоки для того, чтобы осуществить свою коммуникативную задачу, и можем репродуцировать нечто, просто потому что нас просят припомнить это. Поэтому и в процессе обучения необходимо различать репродукцию: а) как контроль заученного, чего следует всячески избегать, ибо механизм репродукции работает при этом не в тех условиях; б) как предпосылку (одну из предпосылок) говорения, что нужно широко использовать, ибо говорящий репродуцирует готовые элементы при наличии речевой (а не другой какой- либо) задачи ради ее решения.

5. Механизм конструирования.

Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе говорения, но осуществляются эти операции не на основе правил, а на основе аналогии с той абстрактной моделью, которая хранится на физиологическом уровне, на основе чувства языка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непротиворечивости структуре и духу языка. Конструирование может происходить на уровне фразы и сверхфразового единства. [ Пассов;2010]

6.Механизм дискурсивности. Если механизм упреждения „заведует” процессом подготовки речевого высказывания, то механизм дискурсивности управляет процессом его функционирования, следит за ним, т. е. осуществляет речевую стратегию и тактику говорящего. Работая полностью на уровне актуального осознавания, этот механизм: 1) оценивает ситуацию в ее отношении к цели (стратегия говорения); 2) воспринимает сигналы

                                                       

обратной связи (реплики собеседника, его невербальное поведение) и принимает решения „на ходу” (тактика говорения); 3) привлекает необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете говорения, ситуации и т. п.[ Пассов;2010]

   Данные механизмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной деятельности.

    Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно. Так, по мнению Е.И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывания разных уровней - на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста (два последних и причисляются к так называемой монологической речи), с одной стороны, и, с другой стороны, существует общение, т. е. взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива.

    И.А. Зимняя считает, что монолог - это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника.

По определению Г.В. Роговой, монолог - это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом.

   Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания .Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

 Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид речевой деятельности, при котором сравнительно мало используется

неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и

                                                       

произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание или предложение, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией).   Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне.  В то время как диалогическая речь ситуативна, монологическая относится преимущественно к контекстной речи, характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации. [ Азимов;2009]

  Кроме того, к психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.

 С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, с наличием слов-обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов-связок, передающих последовательность высказывания.

 Монологическая речь обладает следующими коммуникативными функциями:

· информативная, сущность которой заключается в сообщение новой

информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей

                                           

действительности, описание событий, действий, состояний; воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

· эмоционально-оценочная подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков. [ Азимов;2009]

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи.

Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.

  Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи, принято говорить о ее функциональных типах (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель и др.):

• монолог-описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей; Структура описательного монолога представлена следующими блоками: зачин - центральная часть - вывод (концовка).

Монолог-повествование по своему значению, структуре и модальности с его динамичностью противопоставлено статическому описанию. Другими словами, целью повествования является передача, создание в представлении реципиента динамичном картины развития, смены действий, событий, изменение состояния, движение во времени. Так, повествование служит способом изображения событий в их временной последовательности, в движении, в развитии . Такого же мнения придерживается и Г.Я. Солганик, говоря о том, что повествование изображает события или явления, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом или

                                             

обуславливающие друг друга. Следовательно, цель повествования заключается в том, чтобы сообщить читателю, что случилось в определенном месте в определенное время. [Cолганик;2005 ]

Методисты выделяют два вида повествования:

а)повествование без центрального события, т.е. бескульминационное или деловое повествование, когда человек рассказывает, чем был заполнен промежуток времени. Для такого повествования характерно последовательное, эпически спокойное изложение фактов и событий.

б)повествование с центральным событием, т.е. кульминационное повествование (рассказ), в котором рассказчик стремится по возможности выразительно рассказать о каком-то интересном эпизоде, случае или происшествии, оказавшемся в центре его внимания. Это могут быть повествования на основе пережитого, увиденного, услышанного или прочитанного . Данная дифференциация находит отражение в выделении рассказа в качестве разновидности повествования. Композиционная структура повествования имеет три части: введение, где излагаются основные сведения о герое, месте и времени действия, основной части, в которой излагается сюжет, и заключении, в котором дается обобщение эмоционального характера. Рассказ же, в свою очередь, состоит из завязки, кульминационного пункта и развязки. [ Пассов;2010]

Повествование может иметь: 1) прямую хронологию; 2) обратную хронологию: 3) прямую хронологию с отступлениями.

Выделяют следующие синтаксические средства связи, с помощью которых передаются временные отношения в повествовании:

1)союзы: and; yet her most extraordinary feature...:, then the second or the

third great wave...: then I started to through it...; but nothing helped...; when it stuck, the boat shuddered...: while I was putting up my galoshes and crap...;

2)наречия: Instead of the seventh waves: Finally he came over...

 В качестве грамматических средств связи, характерных для повествований

                                         

следует отметить те «инструменты связи» между предложениями, которые предполагают «оформленность предложений по категориям наклонения, времени и вида (предикативным категориям) и субъективным категориям рода, лица и числа». . Так, следует отметить, что в повествованиях преобладает прямой порядок слов, в сочетании с преимущественным использованием прошедшего простого времени для передачи динамики в развитии событий (Не rushed strait up to the monster and aimed at a slash of his sword at its side. That stroke never reached the Wolf. Quick as lightning it turned round. Peter had just time to duck down and plunge his sword.), однако для выражения последовательности действий по отношению друг к другу используются соответствующие видовременные формы глаголов (When she had put the phone down, Elaine had to explain it all to her parents. They were rather cross that she had not consulter them about the telegram but Elaine didn't care. She was sure now that Uncle Joan would be safe.).

  Необходимо отметить также вводные фразеологические единицы в качестве средств связи: In that dangerous instant. Should that happen, we were lost...; But all of a sudden..; After I got all packed.

  По мнению лингвистов, монолог-описание есть функционально-смысловой тип речевого изложения, основным содержанием которого является внешняя характеристика или раскрытие внутренних признаков предмета, явления в статике. Описание рассматривается как констатирующая речь, сообщение, содержащее в себе указание на принадлежность характеризуемого к определенному классу предметов, перечисление его признаков и элементов, предназначение, функциональные особенности . [Колесникова;2001]

 С помощью монолога-описания называются признаки или качества предметов, поэтому для данного типа речи характерно простое нанизывание предложений в порядке их логической последовательности . В зависимости от того, что является объектом описания, выделяются: I)

описание отдельных предметов; 2) описание животных; 3) описание

                                             

обстановки (интерьер); 4) описание природы (пейзаж); 5) описание внешности человека (портрет); 6) описание местности; 7) описание-характеристика; 8) описание состояния человека. Обычно описание носит объективный характер, лишено эмоционального, субъективного отношения к описываемому. Его целью является перечисление свойств и характеристика признаков объекта высказывания. Такое описание называется объективным, представляет собой «фотографическую» передачу визуальных, слуховых или эмоциональных впечатлений. Второй тип - субъективное описание - содержит значимый эмоциональный компонент. В дополнение к этому, Г.Я Солганик выделяет статическое описание, которое прерывает развитие действия и динамическое описание, обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действия, будучи включенным в событие . [Солганик, 2005]

  Монолог-описание представлен своей специфической структурой, в

которой можно выделить три части - зачин, центральную часть и концовку. Назначение зачина - сформулировать тему, сообщить начало мысли, соответственно, он является синтаксическим смысловым центром высказывания, определяет его структуру и развитие мысли. Центральная часть описания представляет собой развертывание основной мысли, главного тезиса, где «фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления.  Концовка подводит итог сообщению, подчеркивает его завершенность.

  Основными признаками, отличающими описание от других типов речи являются:

а)статичность содержание (в описании перечисляются одновременные или постоянные признаки объекта);

б)способ связи между предложениями: предложения, входящие в состав описательного текста, обычно связываются параллельной связью (но иногда

                                                 

наблюдается и цепная связь);

в)частое использование односоставных, номинативных, безличных и глиптических предложений, отсутствие повелительных предложений;

г)особенность в выражении модальности: описание - речь констатирующая и в ней утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков описываемого объекта, поэтому ему свойственна прямая модальность, передающаяся формами изъявительного наклонения;

Выделяют следующие средства связности речи в монологе-описании:

   1)средства образности, из которых основными в описании служит лексика. К лексическим средствам межфразовой связи относятся разного рода повторы лексический, синонимический, местоименный. Внутри указанных видов повтора вычленяют: а) простой лексический повтор, который выражается в повторении существительных, имен собственных, глаголов, прилагательных, наречий (his face was the face of a student; She is only ten. She's quite skinny, like me. but nice skinny. Roller-skate skinny.); б) лексический повтор с указательным местоимением (...and she saw the light. That light reminded her of...).

2)описание обладает следующими синтаксическими средствами связи: 1) союзами (and, neither...nor. either...or. but. for. whenever, because etc.); 2) наречиями (also, ever, never, moreover, however, nevertheless, as, anyway, instead etc.) 3) вводными фразеологическими единицами (for instance, on the contrary, after all, in general, in contrast, in addition, in particular etc.).

3) преимущественно употребление глаголов в одной видо-временной форме: в рамках одного описательного текста невозможно одновременное использование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени . (You should see her. You never saw a little kid so pretty and smart in your life. She's

really smart. She has a sort of red hair, that's very short in the summertime. In the

 summertime she sticks it behind her ears. She has nice pretty little ears. In the wintertime, it's pretty long though. Sometimes my mother braids it and sometimes

                                       

she doesn't. It's really nice, though.) Однако предложения могут быть осложнены а) уточняющими конструкциями (His face was a face of a student - thin and ascetic, but his eyes had the cold gleam of a fanatic.); б) придаточными предложениями (but for the dim light of the moon that shone through fleecy clouds...; в) обстоятельствами или придаточными предложения места и времени, стоящими перед главной частью (Here and there through the city machine-guns and rifles broke the silence...; On a roof-top near O'Connell Bridge a Republican sniper lay watching.Beside him lay his rifle and over his shoulders were slung a pair of field- glasses…,etc . ) [ Колесникова;2001]

• монолог-сообщение (повествование, рассказ) - информация о развивающихся действиях и состояниях; Структура монолога - повествования представлена следующей последовательностью: зачин - основная часть - вывод (заключение).

Монолог-сообщение В.В. Виноградов характеризует как монолог, который опирается в большей степени на логически-предметную структуру языка, тяготея к непосредственной установке соотношений между динамикой логически-предметного и словесного рядов .

  Необходимо отметить также, что сообщение обладает рядом параметров, важных с точки зрения обучения. Сообщение характеризуется наличием в своем составе ряда смыслообразований сверхфразового объема, объединенных общей темой и завершенностью в смысловом и композиционном отношениях. Все входящие в сообщение сверхфразовые единства, по той причине, что они направлены на раскрытие одной (главной) мысли, объединяются в единое целое по смыслу.[Матвеев;2010]

  Кроме того, сообщение представляет собой единое целое и по композиционной. Рассматривая композиционную структуру сообщения,    

выделяют следующие части: вводную, среднюю и заключительную. Вводная

часть предназначена для введения читателя в тему, для обоснования необходимости рассмотрения тех или иных вопросов, заключительная - для

                                                   

подведения итогов, обобщения, суммирования сказанного. Вводная и заключительная части как бы обрамляют среднюю, назначение которой состоит в изложении (информации) фактов, эпизодов, событий.

  Языковая связность реализуется с помощью типичных для данного вида связного высказывания языковых связующих средств. Для сообщения характерны прежде всего синтаксические средства связи, к которым лингвисты относят союзы, союзные наречия, частицы. Наиболее часто используются следующие: and, but, although, nevertheless, though, as, so, also , such as, however, etc.

  В качестве синтаксических средств связи самостоятельных предложений могут выступать и другие элементы, для которых эта функция не является основной. К ним относятся:

1)указательные местоимения: this, these, that, those;

2)порядок слов: наиболее часто употребляется прямой порядок слов в предложениях: icebergs are large chunks of ice .. .; Many ships have sunk; часто встречаются конструкции there is / there are.

Однако придаточные предложения и обстоятельства места и времени могут предшествовать главному в эмфатических целях (When Florence heard about the suffering of the soldiers in the Crimea, she decided... About that time, Britain and Russia were at war in..; For a long lime horses were wild animals...). [Матвеев;2010]

• монолог-рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. В структурном плане монолог - рассуждение представляет собой единство следующих частей: тезис - доказательства —

вывод.

 Рассуждение - функционально-смысловой тип речи, имеющий логическую

структуру, соответственно которой данная мысль по правилам логики

выводится из других мыслей, т.е. доказывается. Обязательный признак

                                                   

рассуждения - наличие основной мысли проблемного характера и аргументации. Основной тип смысловой связи компонентов рассуждения - это причинно-следственные отношения, создающие внутреннюю логику, взаимосвязь и взаимообусловленность его компонентов.Рассуждение является самым грудным типом монологического высказывания, так как предполагает раскрытие внутренних причин, законов, фактов и явлений, что даже при совершенном владении родным языком является наиболее сложным. Монолог- рассуждение имеет в своем составе несколько суждений, мыслей, выраженных в форме предложений, в которых нечто утверждается об объектах, являющиеся либо истинными, либо ложными. [Матвеев;2010]

  Соответственно, рассуждением можно назвать «ряд суждений, которые относятся к определенном) предмету или вопросу, и идут один за другим таким образом, что из предыдущих суждений необходимо вытекают и следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос».

  Итак, суждения, высказанные по поводу каких-либо явлений, действий, положений и т.д., сравниваются друг с другом, группируются в логической последовательности, на основе чего делаются определенные заключения и выводы. В разных случаях рассуждение способно дать обоснование действиям или состоянию; дать оценку предмету по наличию какого-то у него признака; выявить причинную связь обусловленных явлений, предписать какое-то действие как необходимое или обосновать возможность или желательность действия; наконец, обосновать что-то, утверждать или отрицать в категоричной форме.

Иными словами, цель рассуждения - формирование у реципиента новых понятий, знаний о фактах действительности путем аргументированного изложения. Общая цель рассуждения конкретизируется в его подтипах:

а) рассуждение-умозаключение (представляет собой процесс получения нового знания на основе уже имеющегося и сообщение его в виде логического вывода):

                                               

б) рассуждение-доказательство (призвано реализовать намерение автора обосновать истинность или ложность высказанного положения, убедив реципиента в логичности и достоверности полученного вывода).

Рассуждение, как и любой другой тип монологического высказывания имеет свои специфические средства связи. Характерными для рассуждения являются вводные связующие элементы (наречия, союзы): at first, to begin with, first of all. in the end. on the contrary, in contrast, on the whole, in general, all in all, in consequence, in addition, in particular. Наречия (thus, although, nevertheless, moreover, anyway so. besides etc.), а также наречия, образованные от порядковых числительных (first(ly), secondly), third(ly) etc.) служат для создания логики в изложении аргументов. Весьма распространены также свободные словосочетания, предикативные единицы (that is why, that is (to say), I suppose, I mean, the thing is. so what I decided to do... etc.), и модальные слова, имеющие эмоциональную окраску (indeed, certainly, perhaps). [ Cолганик;2005]

  В рамках определенного способа изложения (выбор, которого связан с характером объекта речи) автор может использовать разнообразные виды организационных структур. Наиболее распространенными структурами организации текстов являются следующие: хронологический порядок (повествование), пространственный порядок (описание), логическое развитие мысли от общего к частному и от частного к общему, кульминационное развитие мысли, сравнение и противопоставление, анализ и классификация, определение, причинно-следственные отношения, обоснование тезиса с помощью деталей и приемов и др. (рассуждение).

  Все эти типы предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий, проявляющимся, в частности, во владении связующими элементами предложений - наречиями времени (lately, then), причинно - следственными (thus,therefore), наречиями, выражающими последовательность (firstly, secondly), а также

                                                   

комбинированием известных учащимся речевых образцов в соответствии с целями и условиями общения, в частности, выбором соответствующего порядка слов в предложениях, союзов и союзных слов.

   Принципиальным также является определение номенклатуры монологических умений(по Миньяру-Белоручеву):

· план целеполагания (с какой целью?): умение ставить перед собой коммуникативную задачу и прогнозировать посткоммуникативный эффект.

· план содержания (что сказать?): умение реализовать замысел высказывания (логически последовательно и четко излагать свои мысли, раскрывать тему высказывания, выражать личностное отношение к предмету высказывания) при описании: умение всесторонне раскрыть объект речи, его форму содержание; при повествовании: умения последовательно излагать события во времени; при рассуждении: умение доказательно и последовательно

развивать мысли в защиту тезиса или опровергая его).

· план исполнения (как сказать?): умение логико - композиционного построения трех основных форм монолога (при описании: умение выражать свои мысли с учетом структуры “зачин - центральная часть - вывод (концовка)”, при повествовании - с учетом структуры “зачин - основная часть - вывод (заключение)”, при рассуждении - с учетом структуры - “тезис - доказательство - вывод”): умение использовать адекватные семантико - синтаксические средства построение конкретного типа монолога. [Мильдруд;1999]

     В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют учащиеся.

• репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно задается извне.

• репродуктивно-продуктивный уровень предполагает некоторые элементы

                                             

творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения.

• продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличием оценки происходящего со стороны говорящего.

В настоящее время перед школой ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся.  [ Царькова;2010]

Говоря о коммуникативном развитии учащихся на средней ступени обучения, следует отметить, что учащиеся недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя учащиеся владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям, в высказывании все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям, описание конкретных фактов установлению

причинно-следственных связей между ними. В процессе школьного обучения у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, складывается наглядно - действенное мышление. Развивающее обучение учащихся на средней ступени обучения позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности рассуждение.

   Наиболее привычным и доступным для данного возраста все также является решение коммуникативной задачи описания и повествование. В этот период монологическое описание и повествование выступает в качестве наиболее распространенных учебных задач, решение которых неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно совершенствуется именно на средней ступени обучения. Этот факт может быть учтен учителем иностранного языка как психологическое обоснование широкого использования речевых опор, образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, как организации предметного плана высказывания.

                                                 

    Исследования Т.С. Путиловой решения коммуникативных задач школьниками разных возрастных периодов показало, что учащиеся данной ступени обучения по целому ряду параметров хорошо дифференцируют такие коммуникативные речевые задачи, как описание и объяснение, с одной стороны, и доказательство и убеждение, с другой. Так, например, при необходимости решения двух последних задач они используют значительно больше слов, смысловых связей, выражающих причинность, чем при решении задач описания и объяснения. Использование ими причинности в высказывании свидетельствует о том, что учащиеся этого возраста понимают и осознают направленность доказательства и убеждения на вскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающей действительности.[ Царькова;2010]

   Убеждение как коммуникативная задача отличается от других подобных задач, например, описания, объяснения, доказательства наибольшей

коммуникативной направленностью на партнера общения. В силу особенностей своей речемыслительной деятельности учащиеся не всегда могут в полной мере овладеть всеми структурными, содержательными и формальными (языковыми) компонентами убеждения. Способ решения данной задачи, представляющей самостоятельную трудность, не может стать объектом сознания учащегося без специально организованного общения.

       Характеризуя в целом уровень развития монологической речевой деятельности учащихся на средней ступени обучения, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают все больше и больше рефлексивный характер. Учащийся самостоятельно рассуждает и управляет своими мыслительными

                                                   

операциями, осознает существенные связи в высказывании.

      Если же мы рассмотрим монологическую речь непосредственно как объект обучения, то монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами.

Монологическое высказывание может быть разного уровня:

1) слово (словоформа)

2) словосочетание,

3) фраза,

4) сверхфразовое единство

5) текст.

     На любом из этих уровней монологическое высказывание выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ (текст) и т. п. [ Пассов;2010]

 Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний - это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз - синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста - логико-синтаксические.

    У каждого из уровней есть свои модели. Для слов - это типы словообразований, для словосочетаний - их типы, для всех других уровней - их основные структурные характеристики. Любая модель может быть вербально наполнена, и тогда она служит речевым образцом. Высказывание любого уровня характеризуется определенными параметрами, среди которых есть и общие, и специфические для каждого из уровней.

                                                       

     В зависимости от умения вычленить те или иные параметры высказывания выстраивается и система упражнений, которые помогают учащимся при построение монологических высказываний. Далее в работе мы подробнее рассмотрим уровни высказываний и системы упражнений, соответствующие каждому уровню.  

3.2 Типология упражнений для обучения построению монологического высказывания                                                                                                        

     Итак,как было упомянуто ранее в работе, существует пять уровней построения монологического высказывания:слово,  словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст. Следовательно, типология упражнений должна целиком и полностью отражать данные уровни, и работа над построением собственного монологического высказывания имеет ступенчатый характер. И, учитывая, что при этом высказывание должно являться целостным продуктом, нужно соблюдать его особые параметры. Поэтому из всех его параметров вычленим лишь три, которые и отражают его сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств обучения

1)Относительно непрерывный характер высказывания. Процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем-либо). Данное качество монологического высказывания определяет, прежде всего, весьма специфическую психологическую настроенность говорящего, а также организацию его высказывания. Главный механизм здесь - это механизм сверхфразового предупреждения. Вот почему монологическое высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов.

2)Последовательность, логичность. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). “Развитие идеи” не следует понимать буквально. Имеется в виду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней. Поэтому ключевая фраза может находиться в

                                                   

любом месте высказывания. Для обучения очень важно знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности, какие модели лежат в основе разных видов монологических высказываний.

3)Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. “Монологические” высказывания вида I want to write a letter. So, I will go to the post office where I will buy an envelope and stamps. Then I will write a letter, put it into the envelope, stick it and drop the letter in the mailbox, являются всего лишь перечислением действий. Логичность действий в них - временная, а не смысловая, что делается лишь для формального употребления слов, временных форм и т. п. в процессе обучения. Но в процессе общения такие высказывания оправдать трудно. [ Царькова;2010]

 Для успешного обучения монологическому высказыванию на основе сверхфразового единства необходимо придерживаться следующих этапов:

   На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль,   одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе. Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет. [Рогова;1996]

  Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Our classroom is large. Our classroom is clean плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our classroom is large. There are four windows in it хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

   Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.

                                         

     На этапе совершенствования следует научить составлять высказывание, состоящее из двух-трёх фраз( так называемое микровысказывание), но при этом оно должно обладать всеми чертами, присущими любому высказыванию. [ Пассов;2010]

А для обучения монологическому высказыванию на уровне сверхфразового единства необходимо использовать упражнения, которые способствуют развитию логического мышления, формированию навыков и умений логического построения речи. Например:

· Соедините простые предложения рассказа в сложные;

· Закончите высказывания, (используя предложенные варианты);

· Подберите к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже);

· Объясните причину…;

· Докажите, что…;

· Выберите картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор;

· Послушайте звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажите свое мнение о месте событий и т.д.

   Говорение в монологической форме, как на родном, так и на иностранном языке представляет для учащихся определенные трудности, так как оно связано с определением самого содержания и формы его изложения. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает использование так называемых опор.

   Назначение опор - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Л. И. Лазаркевич, проанализировав различные виды опор, пришла к выводу, о том, что при обучении монологической речи под опорами следует понимать “особого рода стимулы, которые обеспечивают: а) общее направление содержание высказывания, б)

                                       

адекватность высказывания теме, в) логичность построения высказывания, г) количественную достаточность в раскрытии темы ”.Таким образом, опоры, с одной стороны, стимулируют речь ученика, с другой, помогают правильно оформить мысли.[ Царькова;2010]

   Опора — это способ управления не только смыслом, но и содержанием высказывания. Отсюда сформировалось деление опор на содержательные и смысловые, которые учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда?и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?).

    К содержательным опорам следует отнести микротекст( зрительный и аудитивный), план, логикосинтаксическая схема, картины, рисунки, видеосюжеты,  фотографии.

     К смысловым относятся смысловые слова(вехи), лозунги, афоризмы, подпись, диаграмма, схема, таблица, цифры, даты, символика, плакат.

Опоры всегда информативны. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но в любом случае она - лишь толчок к размышлению. В связи с этим у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками речевых упражнений. Каждая из указанных опор специфична по характеру и обладает собственной потенцией, используемой для управления процессом обучения монологическому высказыванию.

     Наиболее часто учителя используют так называемые схематические опоры, которые представляют собой некое обобщение уже известной информации.

Требования к схематическим опорам:

· Обобщенность;

· конкретизированность;

                                     

· функциональная направленность;

· динамичность;

· репрезентативность (выведение цветом, шрифтом и т.д.).  [ Пассов;2010]

     А теперь мы рассмотрим примерный комплекс упражнений, необходимый для обучения монологической речи с использованием опор. При этом выделим 2 основных этапа обучения — этап конструирования и «исполнительский» этап.

   На первом этапе используются  рецептивно-репродуктивные упражнения, которые призваны обеспечить условия для осмысления композиционной структуры, содержания образца монологического высказывания определенного типа и языковых средств связности, присущие данному типу монолога. Они призваны активизировать знания учащихся о структуре монолога, о типологических особенностях данного монолога и наборе необходимых языковых средств, а также обеспечивают готовность к речемыслительной  деятельности.

    Для совершенствования навыка анализа композиционной структуры текста-образца используются следующие рецептивно-репродуктивные упражнения.

        1. What structural parts this type of the pattern-text can be divided into?

  • Make the structural plan of the pattern-text;

   Для совершенствования навыка анализа средств связности, характерных для различных типов монологических высказываний используются следующие рецептивно-репродуктивные упражнения.

1. Choose from the list the connectors that were used in the pattern-text. What other connectors can be used in this type of the text?

2. Write out from the text the words that serve to pass from one sentence to another.

                                   

3. Write down the connectors you have heard.

4.Find in the pattern-text the connectors that are used to link the main parts of the text.   [ Мильдруд; 1999]

Продуцированию собственного высказывания в значительной степени помогают опоры, в качестве которых выступают: схемы, планы, диаграммы, монологические высказывания с пропусками.

    Для монолога сообщения подойдут следующие репродуктивные упражнения:

  1. Comment on the heading of the text.
  2. What problem was discussed in the text?
  3. What is the author's opinion about that problem?
  4. What is the result of investigation( experiment)?

You have just attended the Proms and learnt a lot about its history and specific rules. Share the most interesting facts with your classmates. The given plan can help you.

  Для обучения повествованию используются следующие упражнения:

· Create a story. Use these four given keywords.

· Compose a story. Use the beginning given on the blackboard.

· Make a story that leads to the given ending given on you cards.

Репродуктивные упражнения для обучения описанию:

  1. Look at the pictures and use this list of words to describe them.
  2. Look at the picture and answer the questions
  3. Look at the pictures. Find ten important differences and describe one of the pictures.

Репродуктивные упражнения для обучения рассуждению:

( рассмотрим на примере конкретной ситуации)

Every nation has its own national character. The British are known to be reserved,

                                                 

conservative and patient. The following diagramme supports this point of view. Is this opinion true? Use evidences from your own experience to support your own view.

British people are considered to be:        

The Russian people possess the following features of character:        

[ Пассов; 2010]

         Продуктивные упражнения направлены на развитие умений высказываться самостоятельно, определяя план содержания и план выражения монологического высказывания. Степень самостоятельности при выполнении продуктивных упражнений самая высокая. Ученик формулирует замысел своего высказывания, самостоятельно его планирует, выбирает соответствующие языковые и речевые единицы, опираясь на ранее приобретенный опыт при выполнении других упражнений комплекса. При исполнении высказывания учащийся свободно реализовывает логическую схему развития замысла в соответствии с задуманной им главной идеей и речевой задачей. Продуктивные упражнения предназначены для развития у учащихся умений развертывать самостоятельное высказывание, соответствующее ситуации общения, композиционно адекватно оформлять его, связно, логично раскрывать главную мысль. Такие упражнения предусматривают введение нового типа наиболее редуцированных опор - смысловых, например, проблемные вопросы, ситуации, пословицы, поговорки, изречения известных людей. К этому времени у обучаемых должны уже быть сформированы внутренние опоры, обеспечивающие переход от опорного высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе. Таким образом, опора, как пунктирная линия, приводящая к задуманному высказыванию, и носящая определенный в соответствии с логикой предстоящего высказывания характер. [ Царькова;2010]

Продуктивные упражнения для обучения повествованию:

                                               

-Imagine the thrilling event that happened to you last year. Prepare a story to tell to the class.

-Use your imagination, tell a little story which might be suggested by any of the pictures on the blackboard.

Продуктивные упражнения для обучения описанию:

*Look at the blackboard. This is a time-travel mirror in which each of you can see your future. Describe what you see.

Продуктивные упражнения для обучения сообщению:

*It is reported that people don't know enough about typically British traditions. Prepare a survey and inform your classmates about one of them.

  Итак, данные упражнения, объединенные в комплекс позволяют активизировать речемыслительную деятельность учащихся, направленную на осмысление типа монологического высказывания, совершенствование и развитие навыков умений владения иноязычной иностранной речью.

    А теперь рассмотрим в какие части урока иностранного языка могут помещаться данные упражнения. Для этого мы рассмотрим фрагменты планов-конспектов по учебникам “Spotlight” и  “Happy English” для 5 и для девятого класса.

 

Фрагменты уроков по теме “ My House”  и  “ My Bedroom” для 5 класса  по учебнику Spotlight

  1. Начало урока:

                                     

 Разминка

Listen to the definitions of the words and try to guess them..

  • We cook breakfast, dinner in it. (kitchen)
  • It’s a piece of furniture we sit on.(chair, armchair, sofa)
  • It has trees, grass, flowers. What is it? (garden)
  • It’s a place where we keep our cars.(garage)
  • It’s a place where our dogs and cats often sleep.(hall)
  • It’s a room where we watch television. (living-room)
  • It’s a piece of furniture where we keep books. (bookcase)
  • I can play different games on it, listen to music, watch films. (computer)
  • It makes our room light. (window) It can be lamp, but it isn`t. it is a street behind it
  • It shows time. (clock)
  • We sleep on it. (bed, sofa, armchair)
  • We sleep in it. (bedroom)

Выполняют задания у доски

3. T.: Welcome to my house. It’s my bedroom. It’s my favourite place at home. I can relax here.

And what is your favourite place at home?

Ответы учеников.

Т: Bedroom is our favourite room, isn`t it?

And today we continue to speak about houses and flats, about rooms and furniture in them.

                                                     68

That  is “My bedroom”

  1. Have you got a room of your own?
  2. Do you want to have a room of your own?
  3. What have you got in your bedroom?
  4. Is there a table in your bedroom?
  5. Are there books in your bedroom?
  6. Is there bed in your bedroom?

  1. Середина урока

Говорение

Look at my bedroom and try to describe it.

T.: What is home or your bedroom for you, I wonder?

P1: My home is Mummy, Daddy and our cat Bax. My favourite place at home is my room. I like playing computer games. In the evening we watch television together. I love my home.

P2: My home is calmness, joy, family’s smile. My home is light, nice, cosy and original. I have the room of my own. I’ve got a lot of toys and beautiful flowers. My home is the best.  I love my home very much.

P3: My home is my mummy, granny and dad. My home is my toys, luxury, my nest, my life. My home is light and cosy. My home is the best for me.

P4: My home is mother, father, brother and our dog  Liza. My home is comfortable and big. I’m always waited at home. I love my home.

                                     

  1. Перед заключительным этапом урока, по окончанию работы с текстом

Работа с текстом "The best room" и проверка понимания прочитанного

(Учитель, показывает план дома)

T: You see so many rooms in this house. And there are so many things there. Let us look at these rooms and decide which room is the best.

The best room. Ех.б. р.106

Sunday, 11 a.m. 

Father: So, whose room is the best for Robin?
Misha: Our living room! It is very cosy. In our living room there is a big table, an old bookcase, a sofa, four chairs and two armchairs. There is also a TV and a video at the window.
Father: But it is a family room. This room is very noisy.
Misha: What about Masha's room? It is very nice. There is a coffee table, a chair and a big bed in that room. There is a carpet on the floor and a nice picture on the wall. It is a very comfortable room.
Sister: My room is small and there is one bed in my room. What about Misha' s room? It is big.
There are two small beds, a wardrobe and a bookshelf in his room. There is a computer on the table and two funny posters on the walls. There is also a Playstation under his bed. Misha: Yes, my room is the best!

(Учащиеся слушают аудиозапись текста и читают его по ролям)

Ех. 9. р. 107

T: Answer the questions!

                                           

Whose room is small? P: Masha's room is small.
Whose room is cosy?
P: The parents' room is cosy.
Whose room is big?
P: Misha's room is big.

T: Let us describe these 3 rooms.

(Работа в группах. Глядя на рисунки Ех,10, р. 107,учащиеся описывают комнату Миши, Маши и родителей.)

Фрагмент урока  по теме: «Мода в нашей жизни».в 9 классе по УМК  К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман

“Счастливый английский.ру”(Happy English.ru)

  1. Начало урока

Речевая зарядка        ● (T) We can say that people like wearing different clothes. Some of us like stylish or glamorous clothes the other prefer casual clothes.

● What clothes do you prefer?

● Do you like to stand out?...

 

  1. Середина урока ( выражение своего мнения с использование зрительной опоры после прослушивания аудиотекста)

Аудирование         

Meet Helen. She’s from England. She wants to tell us what clothes she likes to wear .  Listen  and say what she likes.

Hello! I’m Helen. I am from England. I like to wear fashionable clothes.

All my classmates say that I’m trendy. Yes, I am! I enjoy wearing trendy clothes. I like to look cool and attractive. It’s very important to know what is in fashion at the present moment. I like shopping and spend hours picking clothes that suit me. My classmates say that I am interested in fashion too much, but it’s not that bad, is

                                         

it? Sometimes I can appear in something really gorgeous. When you are up with the latest fashions you feel you are an individual. If I could I would wear different pieces of clothing every day. I wish I had lots of money to do that.

● Do you care about fashion?

        ● (T) You can agree that shopping is the most favourite pastime for many people. What is shopping for you?

                    Do you like shopping?

                         How many hours can you spend doing shopping?

●  (T) Nowdays shops are full of different clothes specially for teenagers. Look at the list of factors that are important for many teenagers, when they buy clothes. Choose three factors which are the most important for you:

● Price

● Comfort

● Fashion in my class

● Fashion magazines

● Adverts on TV

● Parent’s advice

● Friend’s advice

● Individuality

● Status

Итак, мы видим, что на начальном этапе обучения построения монологического высказывания  используются простые репродуктивные упражнения, и ведется работа в основном с микровысказываниями. При этом, главное, чтобы они были связаны опорной лексикой с общей темой урока и не носили фрагментарный характер.На младшей ступени обучения

                                                         

школьникам нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяют повысить их учебный эффект.

   Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится.  

   На последующих этапах обучение говорению включает больше продуктивных упражнений, и в связи с этим задействованы все виды монологов, от микротекстов, до полноценных сообщений. Речевая ситуация  и контекст  формируются уже в основе свободной тематической беседы, что еще более приближает искусственную языковую среду к реальным условиям общения. Таким образом, учащиеся совершенствуют не только навыки построения монолога и использования в речи отдельных его разновидностей, но и формируют свой стиль общения, расширяя набор лексических и синтаксических средств. Не стоит забывать, что главная особенность монолога от полилога и диалога, это контекст. Монолог должен происходить « сам из себя» и быть понятен без помощи не языковых средств. Под монологическими  умениями, как мы помним  понимается способность управлять лексическими, грамматическими и фонетическими навыками в целях реализации конечной задачи - продуцирования монологического высказывания.

Итак, мы видим, что обучение монологической речи в средней школе носит чисто практический характер. Учащиеся как правило запоминают саму структуру монолога и контекст, в котором она употребляется. Однако на этапах овладения английским языком на уровнях upper-intermediate и brilliant обучение монологической речи носит более теоретизированный характер. В  систему упражнений включается непосредственно определение актуального членения предложений и тема-рематической прогрессии текста.

                                                 

Итак, представим примерную подборку упражнений для студентов 1-4 курсов( в рамках изучения языкознания и теоретической грамматики английского языка)

1. Определите возможные случаи актуального членения предложений

He was an old man who fished alone in a skiff in the Gulf Stream and he had gone eighty-four days now without taking a fish. In the first forty days a boy had been with him. But after forty days without a fish the boy’s parents had told him that the old man was now definitely and finally salao, which is the worst form of unlucky, and the boy had gone at their orders in another boat which caught three good fish the first week. It made the boy sad to see the old man come in each day with his skiff empty and he always went down to help him carry either the coiled lines or the gaff and harpoon and the sail that was furled around the mast. The sail was patched with flour sacks and, furled, it looked like the flag of permanent defeat.

( E. Hemingway)

2. Определите тему и рему в данных предложениях. Сравните средства маркировки ремы в английской и в русском варианте

1.Я о тебе жалею, деточка. У Бога обителей много.

Im sorry for you, Nina, I really am. Our Lord has many mansions.

2.Да не хочет он, не хочет, сколько раз я тебе говорила!

He doesnt want it, how many times do I have to tell you, he doesnt want it!

3.А Марья Игнатьевна взялась за чайник. Она была единственным человеком, который мог пить чай в такую жару…

Maria Ignatevna busied herself in the kitchen making tea; she was the only one of them who could drink it in this heat…

4.The past is definitive & irreversible, but it has no power the future.

Прошлое окончательно и неотменимо, но власти над будущим не имеет.

5.Старое злое пламя вспыхнуло в ней…

An old flame of anger flickered inside her…

                                                             

                                                           

3. Определите типы тема-рематических прогрессий в данных микротекстах.

  а) Once upon a time there lived a king. He had a daughter. The daughter's name was Anna

 b)  Jack was a miller. He had a small mill on the bank of the river. He was not poor, but he was not well-of either.

c) The house was ugly. The door was hanging on one fringe. The windows lacked glasses. The roof was rusty and like a sieve.

d) He needs new clothes. His shoes are worn out. His trousers are torn and thin. His jacket could hardly be called a jacket.

e) John was a school boy. Like most schoolboys he didn't like to do homework. His poor marks he explained by the cruelty of the teachers.

  1. Определите средства выделения темы и ремы в данных предложениях.

1. My heart is certainly beating faster. 2. It turns a great many heads as you drive along. 3. You are not allowed to retune the radio  4. It's no wonder that Michael Schumacher retired. 5. The text was read by me. 6. Hanging on the wall were the maps of English speaking countries. 7.The door opened and a man and a woman entered. 8.Only a dream can call it up again in all its fury, rage and passion.9.Reading books, not collecting them, was his hobby. 10.Even the women were aroused to acti

          Таким образом

Обучение монологической речи является неотъемлемой частью обучения говорения в целом.Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в процессе говорения осуществляется выражение мысли.

Монологическая речь-это акт говорения и вид речевой деятельности , то она имеет механизмы говорения. Ведь именно работой психофизиологических механизмов обеспечивается выработка у говорения всех его необходимых качеств — механизмов говорения и монологических умений.Данные механизмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть субъектный опыт каждого человека, помогать становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной деятельности.

Исходя из основных коммуникативных функций монологической речи, принято говорить о ее функциональных типах: монолог-описание, монолог-повествование, монолог-сообщение, монолог-рассуждение.

Существует пять уровней построения монологического высказывания:слово,  словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст. Следовательно, типология упражнений должна целиком и полностью отражать данные уровни, и работа над построением собственного монологического высказывания имеет ступенчатый характер. В основные комплексы упражнений по обучению говорения включаются опоры( смысловые и содержательные), а также различные репродуктивные и продуктивные упражнения. В зависимости от этапа в ход урока включается большее количество продуктивных упражнений и элементы всех видов монолога.

На этапах овладения английским языком на уровнях upper-intermediate и brilliant обучение монологической речи носит боле  теоретизированный характер. В систему упражнений включается непосредственно определение актуального членения предложений и тема-рематической прогрессии текста.

                                                   

                                                             

        

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оригами-историй при обучении монологической речи.

Оригами-истории – необычный, но очень эффективный обучающий инструмент. С его помощью развивается память и можно получить необходимую наглядную опору при обучении монологической речи на начальном этап...

Игра - как эффективное средство обучения монологической речи на уроках немецкого языка на среднем этапе.

Игра - как эффективное средство обучения монологической речи на уроках немецкого языка на среднем этапе....

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...