Метод драматизации в обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему

Архитекторова Анна Алексеевна

Аннотация В статье рассмотрены вопросы использования разного типа театральных постановок на уроках английского языка. Выделены преимущества метода драматизации для развития коммуникативных навыков у учащихся.

Ключевые слова: драматизация, коммуникация, аудирование, речевая деятельность, лингвистические способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_dramatizatsii_v_obuchenii_angliyskomu_yazyku.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ДРАМАТИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация В статье рассмотрены вопросы использования разного типа театральных постановок на уроках английского языка. Выделены преимущества метода драматизации для развития коммуникативных навыков у учащихся.

Ключевые слова: драматизация, коммуникация, аудирование, речевая деятельность, лингвистические способности.

Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на уроках английскою языка являются одной из форм обучения, предполагающей использование приемов драматизации и инсценирования для интенсивности процесса овладении иностранным языком, поскольку непременным условием являются выступления перед сверстниками, обучение речевой деятельности происходит как и форме говорения (для выступающих), так и в форме аудирования (для зрителей). Постановка спектакля позволяет индивидуальным способностям детей развиваться в коллективной форме обучения [Иванов ДА, 2003, с. 86]. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшем \ запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширении) лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника, Кроме того, при участии в театрализованных постановках у учеников формируется интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, литературе страны изучаемого языка.

Проблемами исследования игры и драматизации занимались такие известные ученые, как Гез Н. И., Ижогина Т.И., Конышева А. В., Пучкова Ю.Я., Иванова Н. В., Карогодский 3. Я., Ремез О.Я., Запорожец А. В., и др. Они считали, что игра-драматизация — это средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения. На их взгляд, игра-драматизация - это всегда эмоции, а там где эмоции там активность, внимание и воображение, там работает мышление [Маркова А. К. и др., 1990, с. 92].

Уроки в виде драматизации приводят к развитию основных видов речевой деятельности, к формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения, творческой инициативы.

Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском являются одной из форм обучения, предполагающей использование приемов драматизации и инсценирования для интенсивности процесса овладения иностранным языком, поскольку непременным условием драматизации являются выступления перед сверстниками, обучение речевой деятельности происходит как в форме говорения (для выступающих), так и в форме аудирования (для зрителей).

Драматизация давно и хорошо зарекомендовала себя как комплексный метод обучения иностранному языку и культуре, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, привлекает предметы творческого цикла, такие как театр, музыка, рисование. Ее значение в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется, прежде всего, тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке. Здесь же открывается широкое поле для осуществления принципа сотрудничества и сотворчества.

Драматизация заставляет учеников пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер. Личностная ориентация, как показывает опыт изучения иностранных языков, значительно повышает эффект их усвоения, так как в этом случае наряду с интеллектом подключаются эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую получает учащийся [Колесникова О.А., 1989, с.14].

Разыгрывая роль, ученик не просто начинает говорить языком литературного героя, не просто становится этим героем на несколько минут, драматизированный рассказ оставляет более сильное и длительное впечатление. Следовательно, основная ценность драматизации в том, что она "дает возможность детально ознакомиться с литературным произведением. Благодаря перевоплощению, драматизация способствует глубокому пониманию литературного отрывка". А это именно то, к чему мы стремимся, обучая учащихся чтению и говорению на иностранном языке.

Драматизация в обучении языку рассматривается как уникальный методический прием, способствующий как формированию языковых и речевых навыков, так и более глубокому пониманию других предметных областей, в частности литературы и психологии. Сторонники использования драматизации указывают на многие плюсы этого приема обучения [Дзюина Е.В., 2006, с. 103].

Во-первых, использование драматизации в преподавании иностранного языка помогает:

  • развивать социальное сознание;
  • развивать лингвистическое сознание;
  • диагностировать интересы и потребности учащихся;
  • стимулировать учащихся с разным языковым уровнем к использованию

иностранного языка.

Кроме того, применение драматизации развивает креативное и интуитивное мышление, способствует большей сосредоточенности, формирует навыки и умения в чтении.

Драматизация способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение.

Прием драматизации служит средством стимуляции интеллектуального развития, улучшает качество речи за счет увеличения длины предложений, использования разнообразных грамматических конструкций и расширения словарного запаса [Маркова А. К. и др., 1990, с. 78].

Драматизация улучшает качество речи учащихся еще и фонетически, т. к. тон голоса и выразительность являются важными компонентами устной презентации. Естественно, что конкретные роли предъявляют определенные риторические требования: учащиеся должны модулировать свой голос, чтобы выразить чувства и передать настроение героя. Отдельно следует упомянуть внятность и ясность. Учащиеся должны произносить слова четко, соблюдая артикуляцию, так, чтобы выступление было понятно для присутствующей аудитории.

В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи, учатся выразительно и эмоционально читать свои роли, овладевают некоторыми элементами сценической грамоты. Подготовка драматизации развивает творческое воображение, коммуникативность, нравственность и художественный вкус. Значение драматизации в овладении умениями и навыками речевой деятельности определяется, прежде всего, тем, что она исключает механическое воспроизведение материала. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной ситуацией, что создает благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке [Верещагина И.Н., Притыкина Т.А., 1988, с. 44].

В процессе изучения английского языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на английском языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Однако при этом не происходит действительно драматических ситуаций, в учебных диалогах редко выражаются сильные чувства и эмоции. Беседы друг с другом на английском языке не всегда интересны учащимся, ведь они с успехом могут поговорить и на русском языке.

Поэтому театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс [Матюхина М. В., 1984, с. 46].

Постановка спектакля позволяет индивидуальным способностям детей развиваться в коллективной форме обучения. Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе спектаклей, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьника. Кроме того, при участии в театрализованных постановках у учеников формируется интерес как к самому предмету, так и к культурным традициям, литературе страны изучаемого языка.

Положительным аспектом этого вида деятельности является и то, что в этой работе могут принимать участие все ученики, независимо от их уровня владения языком, роль найдется каждому.

Этот вид учебной деятельности неизбежно несет в себе высокий воспитательный потенциал - как в самом содержании инсценировки, так и в процессе работы, когда дети приобщаются к совместному творчеству.

Драматизация развивает эмоциональную и аффективную сферу и этим обогащает личность, развивает симпатию, сострадание, воспитывает способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Драматизация является одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Любой диалог учитель может разыграть в лицах, если позволяет время и в классе достаточно для этого места. Неуверенные в себе ученики читают свои реплики по учебнику, но некоторым могут выучить свою роль наизусть в качестве домашнего задания. Самое главное — не забывать о “звуковых эффектах” — телефонных звонках, шуме мотора, лае со бак. Как правило, дети очень любят воспроизводить различные звуки [Колесникова О.А., 1989, с. 15].

Привычные роли учитель—ученики преобразуются в иную модель отношений — режиссера и актеров, что гораздо интереснее для детей младшего школьного возраста, а для детей среднего школьного возраста служит отличной возможностью показать свои творческие способности.

Драматизации присущи следующие обязательные компоненты:

V коммуникативная ситуация, включающая предметное содержание общения (предмет, продукт, результат) и условия протекания общения, в том числе пара- и экстралингвистические средства общения, временные и пространственные характеристики;

социальные роли коммуникантов и система их личностных взаимоотношений;

владение социальной техникой общения реализация ситуации социального контакта, конкретных речевых функций, а так же собственно техники общения (вступление в общение и завершение разговора, распределение и перемена коммуникативных ролей, поддержание разговора).

Драматизация и творческие упражнения развивают самые разнообразные способности и функции: речь; интонацию; воображение; память; наблюдательность; внимание; ассоциации; технические и художественные способности (работа над сценой, костюмами, декорациями); ритм.

Все это способствует развитию творческой личности ребенка [Дзюина Е.В., 2010, с. 113].

Использование приема драматизации на уроках требует тщательной предварительной проработки произведения либо его части. Как содержание отрывка, так и отличительные особенности каждого героя должны быть детально проработаны и поняты, так как это облегчает постановку. В результате проработки студент постепенно вживается в роль, отодвигает на задний план свое личное отношение к герою или событиям и создает новый образ [Дзюина Е.В., 2010, с. 23].

Все очевидные преимущества драматизации не означают, что этот прием должен стать единственным в процессе обучения, например, домашнего чтения. Оптимальный вариант - разумное сочетание драматизации с другими традиционными и нетрадиционными формами и приемами работы с учетом задач урока, особенностей учебной группы, содержания учебного материала.

Список литературы:

  1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в 3-ем классе 4-х летней начальной школы // Иностранные языки в школе. - 1988. - №3. - С. 41-47.
  2. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2006. -176с.
  3. Дзюина Е.В. Игровые уроки на английском языке. — М.:ВАКО, 2010. - 154с.
  4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
  5. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. - С. 14-16
  6. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1990. - 192с.

Список литературы:

  1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Обучение английскому языку в 3-ем классе 4-х летней начальной школы // Иностранные языки в школе. - 1988. - №3. - С. 41-47.
  2. Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2006. -176с.
  3. Дзюина Е.В. Игровые уроки на английском языке. — М.:ВАКО, 2010. - 154с.
  4. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.
  5. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. - С. 14-16
  6. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1990. - 192с.
  7. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников - М.: Педагогика, 1984. - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в обучении английскому языку

В статье говорится о методе  проекта в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средст...

Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"

Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....

ВКР "Проблемный метод в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Выпускная квалификационная работа рассматривает теоретические и прак тические особенности проблемного метода обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе....

Метод проектов в обучении английскому языку

проектная методика, классификации проектов, этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в проектной деятельности...

Метод проектов в обучении английскому языку.

В обучении английскому языку метод проектов представляет возможность учащимися использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно способствует лучшему усвоению и закреплению зн...

Метод проектов в обучении английскому языку

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей дейс...

Материал по английскому языку «Эффективные методы и приемы обучения английскому языку.»

На уроках иностранного языка  требуется быстрая смена видов речевой деятельности. Для того чтобы поддерживать интерес учащихся, приходится использовать упражнения на речемыслительную деятельность...