Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов»
методическая разработка по английскому языку на тему

Методические материалы по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов» - это методический сборник, который cодержит материалы из опыта работы учителей английского языка "Центра образования "Ступени". В данный сборник включены статьи, конспекты уроков, раскрывающие опыт педагогических работников  по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке английского языка».
 
Предлагаемый материал будет интересен учителям иностранных языков, работающим с детьми с ОВЗ, и заместителям директоров (по учебно-методической работе) образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskii_sbornik.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СТУПЕНИ»

Методические материалы по теме

«Управление познавательной деятельностью учащихся

на уроках английского языка как средство повышения качества

образовательных результатов»

Материалы из опыта работы

г.Биробиджан

2016г.

ББК 74.9

П 24

Рецензент:

руководитель школьного методического объединения учителей английского языка

Торсукова  О.В.

Составитель:

заместитель директора (по учебно-методической работе) Попова Е.А.

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов», из опыта работы: методические материалы, конспекты открытых уроков/Методическое объединение учителей английского языка; сост.: Е.А.Попова - г.Биробиджан: издательский центр ОГАОУ «Центр образования «Ступени», 2016. - …....с.

В данный сборник включены статьи, конспекты уроков, раскрывающие опыт педагогических работников ОГАОУ «Центр образования «Ступени» по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке английского языка».

Предлагаемый материал будет интересен учителям иностранных языков, работающим с детьми с ОВЗ, и заместителям директоров (по учебно-методической работе) образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

СОДЕРЖАНИЕ

Торсукова О.В. Методы и приемы активизации познавательной                    

деятельности детей с ОВЗ на уроках английского языка

Пчелкина М.С. Активные формы при обучении лексике младших                  

школьников с ОВЗ на уроке английского языка как

средство повышения качества образовательных результатов

Худорожкова Е.В. Метод проектов на уроках английского                              

языка c целью активизации познавательной деятельности детей

с ОВЗ

Приложение                                                                                                          


Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке английского языка является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. 

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием и интересом занимались в школе. Но иной раз и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие методы обучения можно использовать для формирования интереса к знаниям учащихся? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Зачастую отсутствие интереса к учебе связано не только с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а также с резким падением интереса к учению, отсутствия или слабо развитых навыков общения, снижением мотивации к учебной и социальной деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков.

Новые ФГОС пересматривают роли участвующих сторон в учебном процессе. В чем видится новая роль преподавателя? Прежде всего, в том, что он должен грамотно направлять деятельность учащихся. В чем изменяется роль ученика? Ученик становится активным участником учебного процесса. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Мы как учителя должны  активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения  иностранным языкам, и современные технологии помогают нам в этом. В своей работе учителя нашего школьного методического объединения используют различные педагогические технологии:

  • обучение в сотрудничестве;
  • проектная методика;
  • использование информационных технологий и Интернет-ресурсов;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и т.д.

В предлагаемом методическом сборнике содержатся статьи, описывающие практический опыт учителей школьного методического объединения английского языка по данной теме, а также технологические карты уроков.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках английского языка

Торсукова Ольга Васильевна

учитель английского языка

Главная задача современной школы, и коррекционной в том числе, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и решать возникающие проблемы,  то есть в успешной социализации.

Важнейшей задачей обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации,  развитие творческих способностей. Чтобы сформировать мотивацию, нужно, прежде всего, создать условия  для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сфер.  

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может указать на отсутствие у них познавательной активности во время обучения. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности обучающихся.

Что же такое познавательная активность?  Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, с другой – результат  усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

Активизация познавательной деятельности учащихся- одна из моих основных задач в обучении иностранному языку. Необходимо исходить из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность на данном этапе, но и направляет ее к последующему решению различных задач, в будущем к творческой деятельности. Обучая иностранному языку, учитель развивает  как мышление, так и  эмоции, и другие сферы личности, что очень актуально для детей с ОВЗ.

Исходя из этого, для развития познавательной активности учащихся я использую  игровые технологии, технологию интерактивного обучения, проблемного обучения, технологию проектной деятельности учащихся, ИКТ технологии.

Установлено, что учащиеся быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Чтобы устранить это и поддержать интерес к изучаемому на уроке материалу, необходимо введение игровых ситуаций, занимательного материала. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. На уроках английского языка нужно  использовать различные игры, моделирование ситуаций общения на языке.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть самыми разнообразными по своему цели, содержанию, способам организации и проведения.

С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание,  творческие способности и т.д.

  1. «Hangman». Это компьютерная игра. Игра напоминает игру в «Поле чудес», надо отгадать слово по буквам, с каждой неправильной буквой рисуется виселица, как в детской игре, а ход переходит к другому игроку.  Лексика может  разбита на теги, например:

  • Animals
  •  Jobs
  • Furniture
  • Food
  • Subject
  • At school

Загаданное слово: farmer.

2.Цепочка.

На доске написать слово, ученик добавляет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова. Можно усложнить, использовать лексику только по заданной теме.  Например, discover…… - region- native...

3. Bingo.

Известная игра, имеющая различные вариации (проводится в паре). Ученику предлагается написать 5-10 слов из активной лексики урока в тетрадь. Затем учитель зачитывает слова из активной лексики, если у ребят есть совпадения, то они зачеркивают слова. Чем больше слов совпадет, тем лучше и т.д. Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель дает карточки учащемуся. Затем называет какое-то слово, например, «chalk». Учащийся должен расставить карточки так, чтобы получилось слово.

Орфографические игры предназначены для тренировки правописания на иностранном языке. Например, можно написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, blackboard. Учитель дает задание: нужно написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Ученик пишет по вертикали.

Можно использовать игру под названием «Anagrams», учащемуся предлагаются слова, при изменении порядка букв в которых получается иное слово. Играющий получает от учителя карточку с такими словами. Ученик должен знать значение и данного слова, и нового, например:

Team – meat; act – cat; saw – was; post – stop; felt –left [8].

Игра «Домино». Это игра для закрепления грамматического материала (образование составных числительных).

Учащийся получает набор домино, где в одном поле- числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать их так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления)

Кроме того, я применяю игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами.

Например, лексическая игра - “Закончи предложения”.

  • My parents …
  • The first thing I do when I get up in the morning…
  • Every season has| (is)...
  • I don’t like when people…
  • School is a place…
  • The computer is..
  • It’s great when…
  • To be well- dressed means..
  • Music is something that…

   Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр, которые создают условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом для всех категорий детей с ОВЗ. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Например, в 5 классе изучается тема «Знакомство». Вводятся необходимые лексические единицы (учащиеся должны знать речевой этикет, обращения, принятые в Великобритании, США)- How do you do? How are you? Let me introduce you to Mr. Black., Glad to meet you., обращения Mister, Mistress, Miss, выражения вежливости I’m sorry, Excuse me, I beg your pardon. Здесь можно использовать анкету в ситуации : «Вы хотели бы поехать в Англию. Вы приходите в турбюро и заполняете анкету, отвечая на вопросы турагента». 

Проектная  деятельность. Так как обучение английскому языку имеет практическую (то есть, коммуникативную) направленность, в конце почти каждой пройденной темы (раздела), ученику можно предложить творческую работу. Это может быть создание электронного коллажа, проекты, презентации на различные темы.

Так с детьми, имеющими ритмико-интонационные нарушения, а также проблемы с чистотой фонетического произношения, предлагаем записывать свой рассказ или высказывание через программу Quicktime Player. Это создает мотивацию для ученика к созданию хорошей записи с правильным произношением. Естественно, для того чтобы выполнить задание хорошо, ему придется несколько раз проработать свой рассказ, чтобы избавиться от фонетических ошибок.

Дети создают презентации по различным темам:«Animals and plants in coat-of-arms of the cities and countries» («Животные и растения в гербах стран и городов»), «Why do you like autumn?» («Почему ты любишь осень?»), «My hobby» («Мое увлечение»), «My travelling» («Мое путешествие»). Кроме того, мною используются  следующие приемы активизации деятельности учащихся:

1. Творческий конкурс “Предложи свой перевод стихотворения (пословицы)».

2. Составление рассказа по набору картинок.

3. Информационные проекты учащихся по темам: “Идеальное государство” (10 кл),  “Экологические проблемы” (8 кл),  “Капсула времени”(11 кл),  “Зачем изучать английский язык” (8 класс) и др.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности.

Интегрированные уроки  готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают мышление, фантазию и воображение, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.

Проблемное обучение на уроках английского языка намного эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Так, например, на уроке в 6 классе при введении темы «Черты характера», было предложена следующая проблемная ситуация : «Кто же это - настоящий друг?». Используя описательную лексику, учащиеся давали следующие ответы:

«A true friend should be kind, helpful, honest…» Затем рассуждали,  каким не должен быть настоящий друг. «A true friend shouldn’t be greedy, indifferent …»  Следующее задание - подобрать противоположные по значению пары.

Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности, т.к. учащиеся обсуждают проблемы, связанные с историей и географией, литературой и музыкой, экологией и биологией. Так на интегрированном уроке в 8 классе по теме «Земля -наш дом родной!» был предложен просмотр видеоклипа «The earth» Майкла Джексона, после учащиеся принимают участие в беседе на тему «Проблемы окружающей среды».

Суть интерактивного обучения, как отмечают в своих трудах Т.А. Мясоед, Н. Суворова, С.Б. Ступина, состоит «в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности».

Например, метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию.

Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков в 10 классе изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг  и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер), среди идей фигурирует “Teenage Problems”.

Шаг 2 - работа в мини-группе в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группе брейнсторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам “Young People – Old Problems?”. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем (Шаг 3) после прочтения текста сделать вывод о том, какие проблемы свойственны подросткам во всем мире, а какие-  только российским.

Помимо упомянутых методов и приемов в своей работе постоянно применяю ИКТ как метод индивидуализации и развития социокультурной компетенции у учащихся. На уроках использую презентации  с целью введения нового грамматического материала, лексики, на уроках и во внеурочной деятельности - презентации по страноведению, онлайн-тренажеры и  тесты.

Например, электронные приложения Quizlet.com,  LearningApps.org позволяют удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании характеризуют эти ресурсы. При желании любой учитель, имеющий минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля.Тексты для аудирования, размещенные на сайтах в поддержку УМК.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивнее, а ученикам некогда скучать.

Список использованной литературы

  1. Стронин И.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). Пособие для учителя. / И.Ф. Стронин.- М.: Просвещение, 1981 – 112 с.
  2. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. – 2003, №3
  3. Беленкова О.В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. http://festival.1september.ru/articles/549265/
  4. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
  5. Развитие познавательной самостоятельности школьников : Сб. науч.-метод.статей / Г.С.Борисова, Е.Б.Веселкова, В.Н.Граблева и др., Вятский гос.пед.ун-т, Лаб. Дидактики высшей и средней школы; Киров. Сред.шк. № 46; Под ред. Л.А.Мосуновой; Рец.: Г.А.Бутырский, Г.А.Русских. – Киров: ВГГУ, 1999. – (Печат.цех ВГГУ). – 118с.: ИЛ.

  1. Метод проектов на уроках английского языка c целью активизации познавательной деятельности детей с ОВЗ

Худорожкова Елена Владимировна,

учитель английского языка

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у учащегося, что, несомненно, влечет за собой повышенную его мотивированную активность. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение) или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы- предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепление материала” и “Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Одним из ярких примеров работы над проектом с учащимися с ОВЗ является проект “My town!” – “Мой город!” в 6 классе.

Учащиеся при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью нашего проекта было создание путеводителя по городу. Таким образом, содержание проектной работы, оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.

На начальном этапе (организационном) очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и необходимо подготовить проведение проекта:

- разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);

- продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся;

- обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации;

- выбрать оптимальную форму презентации результатов;

- составить и обсудить примерный план работы.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

Именно здесь происходит моя основная работа со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом “My town!” – “Мой город!” на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника (см. таблицу 1).

Таб. 1

Town life

Prepositions of place

How to get to my place:

town
city
square
main
cinema
theatre
church
street
road

traffic light

in the country/a big city/a small town
near
not far from/far from
opposite
behind
next to
in front of
in the middle of
on the right/left
between, at, on, in

to turn to the right/left
to walk along the street
to get to the traffic lights
It takes you … to get there.

Пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы. Затем работают над собственным сочинением о своем любимом уголке родного города. Детям предлагаются вопросы, по которым можно написать сочинение (см. таблицу 2). Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися.

Таб. 2

Plan

I. Introduction

  1. About myself
  2. About my family
  3. The place I live in

II. Main body

  1. Describe your favourite place in the city
  2. How can you get to your place from there?
  3. Write as much as you can about your place

III. Conclusion

1. Why do you like this place?

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком.

Именно на этом этапе идет кропотливая индивидуальная работа учителя с учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Так, в рамках работы над проектом появились сочинения с иллюстрациями о филармонии, детской библиотеке, нашей школе, Театральной площади, Центре детского творчества и о многих других местах нашего города.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Очень важным моментом в процессе подготовки презентации своего сочинения для ребят была необходимость создать иллюстрацию к своему сочинению. Но не просто, а с учетом требований для дальнейшего компьютерного сканирования – рисунок должен был быть ярким, четким и красочным. Большинство работ было выполнено традиционными способами, с использованием цветных карандашей, акварельных красок или гуаши.

Таким образом, цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя - активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, что, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка с детьми с ОВЗ даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики;

- понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

- повышение познавательной активности и мотивации учащихся при изучении английского языка;

- наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы;

- простор для творческой и созидательной деятельности.

Список использованной литературы 

  1. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2003, № 5.
  2. Кочетурова, Н.А. Метод проектов в обучении иностранному языку. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2014 г.
  3. Павленко, И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста. ИЯШ, 2003, № 5.
  4. Часовникова, О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. Использование новых информационных технологий обучения в школе. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2014 г.

Активные формы при обучении лексике младших школьников с ОВЗ на уроке английского языка как средство повышения качества образовательных результатов

Пчелкина Мария Сергеевна,

учитель английского языка

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения.

Методы обучения — важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.

Как известно, главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать методы обучения.

Метод обучения выполняет важные функции в процессе обучения: с его помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Метод также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико - коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.

Следует отметить, что в первые годы становления теории и практики обучения в советской школе большое место, если не самое главное - отводили активным методам обучения - эвристическим, исследовательским, особенно экскурсиям, лабораторным, практическим исследовательским работам.

Систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевского, И.М. Сыроежкина, С. Г. Гидрович, Р. Ф. Жукова, В. Н. Буркова, Б. Н. Христенко, А. М. Смолкина, В. М. Ефимова, В. Ф. Комарова и др. Применение в практике проблемного обучения и развивающего обучения привело к возникновению методов, получивших название активные.В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика. Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения.Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. В основе методов лежит диалогическое взаимодействие преподавателя и ученика.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я Лернер, М. М. Леви и др.

Развитие активных методов обучения в настоящее время обусловлено тем, что с введением новых ФГОС (в частности ФГОС для детей с ОВЗ) перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно–познавательной деятельности, которые побуждают к активной  мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и учащиеся. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаний в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.

Так как в большенстве случаев дети с ОВЗ имеют трудности с усвоением и запоминанием учебного материалад в связи с задержкой психического развития, которая зачастую сопровождает большенство нарушений у ребёнка, то необходимо стремиться к тому, чтобы он не сохранил информацию в своей голове на длительный срок, а знал и понимал где эту информацию можно получить и как ей воспользоваться.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Какие же принципы должны быть учтены при выборе активных методов обучения?

Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность общедидактических принципов обучения

1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения.

2. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения.

3. Принцип проблемности.

4. Принцип «негативного опыта».

5. Принцип «от простого к сложному».

6. Принцип организации коллективной деятельности.

7. Принцип опережающего обучения.

8. Принцип экономии учебного времени.

Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков. Так как усвоение знаний, овладение практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры.

Активные методы обучения делятся на два типа:

Активные методы обучения первого типа - включают в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия, семинары и дискуссии, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность.

Активные методы обучения второго типа – имитационные – подразделяются на неигровые и игровые.  

К неигровым активным методам обучения относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения и т. д.

К игровым активным методам обучения относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на моделях, а также ролевые игры. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе, в частности при обучении англоязычной лексики.

Некоторые дидакты видят недостаток игрового метода в больших временных затратах. Но эти затраты с лихвой окупаются.

Преподавание английского языка в ОГАОУ «Центр образования «Ступени» в начальной школе  осуществляется в индивидуальной форме обучения. Учащимися нашего Центра являются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, не имеющие сложных нарушений развития, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий. Дети обучаются по адаптированным образовательным программам, которые составляются для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей, и получают образование, сопоставимое с тем, что дают в обычных общеобразовательных школах. 

Таким образом, образование ребёнка с ОВЗ должно осуществляться по схеме: обучение – воспитание – развитие - коррекция, которая направлена на развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.

Так как английский язык – достаточно сложный предмет для изучения, нам необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету, а для этого необходимо постоянно совершенствовать методы работы. А как основной результат данной работы при обучении младших школьников, должно являться умение ребёнка общаться с носителями языка на элементарном уровне, что является очень важным особенно для детей с ОВЗ, в силу того, что им приходится часто выезжать за границу с целью получения медецинской помощи и прочего.

Результат обученности по английскому  языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения., поэтому основным аспектом при обучении иностранному языку является формирование коммуникативных навыков, которые предполагают владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности. Другими словами, учащийся должен учиться использовать английский язык, как средство общения, в процессе чего учителю необходимо определиться с наиболее продуктивными и целесообразными формами обучения.

В процессе выбора активных форм при обучении лексики младших школьников с ОВЗ на уроках английского языка необходимо учитывать интересы учащегося, его индивидуальные особенности и потребности. Необходимо использовать красочный дидактический материал, вводить игровые моменты, видео и аудио материалы, подходящие по интересам и уровню знаний учащегося. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, партнёрское взаимодействие, поощрение его малейших успехов, предоставление ему возможности выбора самостоятельных видов деятельности на уроке.

При обучении младших школьников на уроке из активных методов преобладает игровой. Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес учащегося к уроку, позволяет сконцентрировать его внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности учащегося к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

- тренировка учащегося в выборе нужного речевого варианта;

- благоприятная психологическая атмосфера на уроке, которая способствует развитию парнёрских отношений учителя и ученика.

Место игр на уроке (как и любого активного метода) и отводимое время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Выделяют следующие категории игр на уроке английского языка

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры.

Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев в игре объединяются несколько категорий – я использую в своей работе лексико-грамматические, лексико-орфографические, грамматико-творческие и многие другие игры.

Так как тема нашего доклада связана с активными формами при обучении лексике младших школьников с ОВЗ на уроке английского языка, то в практической части мы остановимся на лексических играх.

Таким образом, подводя итог,  можно сказать, что цель использования активных методов обучения - это  участие всех психических процессов (речь, память, воображение и т. д.)  в усвоении знаний, умений, навыков. Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех учебных и коррекционных задач, которые он ставит перед занятием. И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения младших школьников с ОВЗ в учебно – познавательную деятельность.

Литература:

1. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 527с.

2. Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.

3. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.

4. Сайт http://www.moi-universitet.ru/effective-school2/ Дистанционный курс «Активные методы обучения».

5. Сайт http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/09/23/aktivnye-metody-obucheniya-na-urokakh

Данный методический сборник содержит методические материалы: статьи, технологические карты уроков учителей английского языка школы «Центр образования «Ступени» по теме «Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов», описывающие практический опыт учителей, который показал, что:

  1. Систематически проводимая работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3. При тщательно продуманной методике проведения уроков ускоряются темпы формирования умений и навыков практического характера у учащихся, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

Вышеперечисленные в сборнике технологии, методы и приемы являются, по нашему мнению, эффективными, так как они способствуют созданию здорового, эмоционально насыщенного климата, как на уроке, так и в социальной жизни учащихся. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую необходимо последовательно, целенаправленно формировать,  ведь именно данная черта личности гарантирует успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Позволяя ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, мы развиваем его творческую активность, мотивируя на успех в учебной и социальной деятельности.

Предлагаемый материал будет полезен учителям иностранных языков, работающим с детьми с ОВЗ, родителям, студентам педагогических вузов и заместителям директоров (по учебно-методической работе) образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Приложение 1

Технологическая карта урока

Торсукова О.В, учитель английского языка

Общая часть

Предмет- английский язык

Класс-8

ФИ учащегося

Тема урока

Тема урока: Living Things Around Us (Unit 3, Step 3)

Тип урока

Урок комбинированный, работа с учебным текстом с применением технологии формирования критического мышления

,

Цель

способствовать формированию целостного представления о мире.

Задачи:

  1.  Учебные: активизировать употребление лексики по теме, совершенствовать речевые умения, навыки аудирования, чтения.
  2. Развивающие: развивать способность к умозаключению, развивать умение сравнивать и обобщать, способствовать развитию творческой деятельности обучающихся.
  3. Воспитательные: формировать уважительное и ответственное отношение к природе, воспитание культуры интеллектуального труда.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать

  • лексические единицы по всем видам речевой деятельности по теме.

Уметь:

  • Построить логическое высказывание на заданную тему.

  •  отвечать на специальные вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения  коммуникативных задач.
  • Уметь читать текст с поиском необходимой информации.

- Развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и

выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

развитие способности к логическому изложению содержания высказывания, к формулированию выводов из прочитанного.

- Воспитание личностных качеств (активности, умения сотрудничать, личной взаимной ответственности).

- формирование коммуникативной

компетентности.

Коррекция нарушений развития ребенка

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, логического и аналитического мышления

Основные понятия и термины

Грамматические понятия: специальные вопросы и ответы на них; ЛЕ по теме урока

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник, компьютер, раздаточный материал, иллюстрации по теме (презентация), кроссворд.

Методы обучения

-проблемный, исследовательский, эвристический, самостоятельная работа, игровые

Структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образователь-ные результаты

Этап 1. Начало урока. Поста-новка задач.

Учитель приветствует уч-ся, настраивает на работу; предлагает прочитать название урока и объяснить его, погружает в языковую среду; готовит ученика к усвоению нового материала.

Good morning, my dear ... Today we are going to speak about our nature, about living things that surround us. A great part of our lesson will be devoted to reading. And you will learn many interesting facts about plants and animals.

Отвечает на приветствие, читает название урока, высказывает свои предположения, готовится к восприятию нового материала,

включается в речевую деятельность.

Осуществляет

актуализацию

полученных

ранее знаний

2.Фоне-тическая зарядка

Т.: Let’s begin our lesson with the poem about the world around us.

Для слабых учащихся учитель раздаёт текст стихотворения.

слушает стихотворение, повторяет за учителем.

Совершенст-вование произноси-тельных навыков

3. Речевая зарядка.

 Организует работу с ЛЕ. (с использованием иллюстраций по теме: «Природа»)

На экране появляются слайды с иллюстрациями о природе.

Т.: Let’s talk a little. Look at the pictures  and answer the questions.

T.: Thank you for you answers. I like them very much.

учащийся отвечает на вопросы учителя

 умение работать со зрительной опорой, самостоятель-но выбирать лексику для указанных логических действий.

4.Дина-мическая пауза.

Учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз. Let's do the exercises for our eyes.

выполняет упражнения

5. Работа с учебным текстом.

1) Активи-зация ЛЕ по теме

2) Активи-зация имею-щихся знаний по теме. «Мозго-вой штурм» в виде состав-ления ассоцио-граммы.

3)Полу-чение новой инфор-мации из учебного текста.

4) Обобще-ние получен-ной инфор-мации ( размы-шление и рефлек-сия).

5)Взаимо/само проверка таблицы, теста ( по выбору учителя).

Организует работу с текстом, ставит задачи.

T.:P..., open your book   on page 110. Let` s remind the words you learnt at the previous lesson.

Т.: Look at the blackboard. You can see a crossword on it. Let` s make it.

Учитель читает определения слов.

Учитель пишет слово «Nature».

Т.: Look at the word «nature». What is nature? What does nature consist of? Tell me any words you associate with it.

На доске учитель рисует схему. При необходимости учитель задаёт наводящие вопросы.

T.: I see you know much about nature. But it goes without saying you want to learn new facts about plants and animals.

Учитель предлагает прослушать и прочитать текст.

Т.: Open your textbook (page 112, exercise 9). First of all let` s listen to the tape and then you will read the text.

Т.: Просмотри текст и отметь галочкой те факты, которые тебе известны.Thank you for you reading. Now look through the text very attentively and mark the facts you know with a tick.

Учитель предлагает отметить значком «+» те предложения и факты, которые являются интересными и неожиданными.

Т.: Mark the sentences or the facts that are interesting for you with a plus.

Т.: Do you want to learn more about some facts? Underline those sentences.

Учитель предлагает слабым учащемуся заполнить таблицу

 Т.: Complete the sentences.(Do the test)

Учитель предлагает  учащемуся самому проверить свою работу по ключу.

Ученик читает и вспоминает слова, изученные на предыдущем уроке.

ученик вписывает слова в кроссворд.

Учащийся называет слова (выражения), предложения, которые у него ассоциируются с природой.

P: I think nature is plants that grow in the forest. ...

Учащийся слушает запись текста, потом читает его вслух.

просматривает текст и отмечает  факты, которые ему известны.

 отмечает значком «+»  интересные и неожиданные предложения.

Подчёркивает те факты, предложения, о которых хотелось бы узнать подробнее.

Учащийся заполняет таблицу, (сильный учащийся выполняет тест).

Учащийся проверяет  свою работу по ключу.

Развитие лексических навыков

Построение речевого высказывания с использовани-ем опоры.

знает

 из прочитанного текста, что такое живое существо.

Умеет анализировать информацию (выделять главную мысль, умение сопоставлять полученную информацию с ранее известной),  обобщать информацию.

Ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Развитие навыков самоконтроля, самооценки

6. Объяс-нение домаш-него задания.

Учитель объясняет дом. задание.

Т.: Open your daybook and write down your homework. It is exercise 10, page 113. Pay special attention to questions №5, 6.

Записывает Д/з.

Умение

организовать

себя, свою

деятельность

7.Подве-дение итогов урока. Рефлек-сия

Организует подведение итогов урока: задаёт вопросы о том, как решались учебные задачи и достигались цели урока;  анализирует уровень освоенности учащимся материала.

Т.: P..., I hope you like our lesson. You have done your work well. Your mark is …

I`ll be glad to see you again. Goodbye!

отвечает на поставленные вопросы, высказывает свое мнение o проделанной работе, о том, что узнал нового, что произвело впечатление.

Осознанно отвечает на поставленные вопросы

 подводит итоги; высказывает собственное мнение о проделанной работе и достигнутом результате,

формулирует собственное мнение, аргументирует его.

Стихотворение

Look around and you will see:

Berries, flowers, bushes, trees,

Mountains are very high,

Birds are flying in the sky.

You can swim in the sea.

You can climb different trees.

All around us is nature,

Full of wonders and adventures.

          Вопросы учителя:

  1. What birds do you know?
  2. Which of the birds do you have as a pet?
  3. Which of the birds live in our forest?
  4. What animals do you know?
  5. Which of the animals are domestic?
  6. Where do wild animals live?
  7. What wild animals do you know?
  8. Why do people grow flowers?

Кроссворд:

  1. One across: You can watch this channel on TV.
  2. Two down: It is a part of a tree that is in soil.
  3. Three down: The Sahara is the largest…
  4. Four across: It is a planet where we live.
  5. Five down: Plants and trees grow in …
  6. Six across: It is  small with many legs.

Таблица для слабых учащихся.

Yes

No

An animal is any living thing that is not a plant.

We know how many species of plants and animals are on the planet.

Animals eat only plants.

Plants get their food from air and soil.

Some plants grow very tall.

You can find plants and animals in the oceans.

There are no plants and plains.

We cannot live without plants.

Plants don` t use sunlight.

Тест для сильных учеников.

Вставьте в текст пропущенные слова. Complete the sentences.

An animal is any living thing that is not a ______. Animals and plants get their ______ differently: animals eat ______ or other ______. Plants get their food from ______ and ______. Some plants grow very ______ and ______ a very long life. You can find plants and animals in the ______ and deserts, in mountains and ______ plains.

Приложение 2

  1. Технологическая карта урока английского языка по теме "Летние каникулы" в 6 классе
  2. Худорожкова Е.В., учитель английского языка

Цель:

  • создание условий для совершенствования лексических навыков говорения;
  • формирования УУД обучающихся.

Основные термины, понятия: Лексика по теме “Летние каникулы”

Планируемый результат

Предметные умения

  • Умение правильно понимать значение лексических единиц (ЛЕ) по теме.
  • Умение использовать ЛЕ в заданной ситуации.
  • Умение строить краткие высказывания с использованием опор.
  • Умение составлять диалоги по теме.
  • Умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации.

Личностные УУД:

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:

– синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры;
– осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана;
– свободная ориентация и восприятие текста.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь учителя;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– владение монологической речью.

Организация пространства

Формы работы ( фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная)

Ресурсы ( учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)

Индивидуальная

Учебник, рабочая тетрадь,
ТСО.
Компьютер, проектор,
Раздаточный материал

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1. Организационный момент

Подготовка учащегося к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Введение в языковую среду, создание благоприятной атмосферы, постановка цели урока, сообщение темы и плана урока.

2. Фонетическая зарядка

Активизация лексических единиц, изученных ранее. Готовность к активному усвоению знаний. Совершенствование произносительных навыков.

3. Речевая зарядка

Активизация лексических единиц и грамматических структур по теме.

4. Активизация знаний по теме “Летние каникулы”

Построение речевого высказывания с использованием опоры.

5. Физкультминутка

Организация релаксации.

6. Совершенствование навыков диалогической речи

Формирование навыков диалогической речи.

7. Совершенствование лексико-грамматических навыков

Тренировка лексических навыков.

8. Совершенствование монологической речи

Построение монологического высказывания.

9. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный момент

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.

Познавательные:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

– слушать и понимать речь учителя;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка.

Приветствует ученика, создает атмосферу иноязычного общения, используя мультимедийную презентацию (фотографии по теме “Лето”).

Good morning, I’m glad to see you. How are you?

As for me I’m not fine today. The weather is cold, it’s not warm. I wish it were summer now. I miss summer holidays, hot weather. And you? Do you miss summer holidays?

Сообщает тему и план урока.

Look at the photos. What will you have a talk about today?

Yes, today we’ll have a talk about your summer holidays and learn to make up story about your last holidays and trip.

Приветствует учителя, отвечает на вопросы, включается в речевую деятельность.

Фонетическая зарядка

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.

Познавательные:

– синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные:

– построение речевого высказывания;
– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

– умение правильно понимать значение лексических единиц по теме;
– умение использовать ЛЕ в заданной ситуации

Предлагает ученику прочитать слова, написанные в два столбика по теме “Летние каникулы”, а затем составить из них все возможные словосочетания .

to spend
to go
to miss
to take
to enjoy
to start
to gather
to have
to play

parents
holidays
abroad
shopping
 care of
mushrooms
a trip
football
swimming

Обучающийся читает слова сначала шепотом, потом вслух и составляет словосочетания.

Речевая зарядка

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.

Познавательные:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества с учителем;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

– умение правильно понимать значение лексических единиц по теме;
– умение использовать ЛЕ в заданной ситуации;
– умение строить вопросы, используя изученные грамматические структуры и лексику.

Учитель предлагает ответить на вопросы, используя в своей речи слова и словосочетания, которые они только что составляли:

– Where did you spend your summer holidays?

– Do you take care of your granny?

– Will you go abroad next summer?

– Did you go shopping yesterday?

– Do you like to gather mushrooms?

– Did you have a trip last summer? When did you start it?

– Does your mother enjoy shopping?

– Did you miss your parents?

– Can you gather mushrooms all day long? еtc.

Отвечает на вопросы, используя слова и словосочетания

Активизация знаний по теме

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль.

Познавательные:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества с учителем;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

– умение правильно понимать значение лексических единиц по теме;
– умение использовать ЛЕ в заданной ситуации;
– умение строить краткие высказывания с использованием опор.

Учитель предлагает обучающемуся по диаграмме составить собственные предложения
Ex: I spend a lot of time playing football with my friends

Предлагает обучающемуся ответить на вопросы, используя опору

Where?

In a summer camp
In a village
In the country
On the bank of the river
At the seaside…

With whom?

With my friends
With my parents
With my family
Alone…

What did you do?

Read books
Went fishing
Swam in the river
Played football …

When?

In summer
In June ( July, August)
On Sundays…

Did you enjoy your summer?

Yes, it was great!
I had a good time..
It was fun!
No, it was boring
It’s nothing to boast of…

Строит краткие высказывания с использованием опоры

Отвечает на вопросы, используя опору.

Физкультминутка

Предлагает выполнить упражнение на снятие напряжения в мышцах.

Выполняет движения. Переключение внимания, релаксация.

Совершенствование навыков диалогической речи

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения.

Познавательные:

– осознанное и произвольное построение диалогического речевого высказывания с использованием плана.

Коммуникативные:

– слушать и понимать речь других;
– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
– планирование учебного сотрудничества с партнером.

Предметные результаты:

– умение составлять диалоги по теме.

Предлагает учащемуся в паре с учителем составить диалог о том, как провел летние каникулы, используя план.

Ask your partner about:

The place
The weather
Activities
People he/she met
Interesting places

Осуществляет контроль диалогической речи: предлагает учащимся разыграть диалоги и выбрать лучший.

Составляет диалог по плану.

Совершенствование лексико-грамматических навыков

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

– осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения.

Познавательные:

– свободная ориентация и восприятие текста;
– синтез – составление целого из частей;
– установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

Умение правильно понимать значение лексических единиц по теме.

Умение использовать ЛЕ в заданной ситуации.

Предлагает ученику выполнить упражнения из рабочей тетради:

1. Упр. 30 с. 12 (рабочая тетрадь к учебнику) Расставить в рассказе о летних каникулах данные слова по смыслу.

2. Упр. 31 с. 12. Закончить предложения, заполнив пропуски в рассказе о лете нужными словами.

Выполняет упражнения, используя лексические единицы в заданной ситуации и устанавливая логико-смысловые связи.

Совершенствование навыков монологической речи

Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные:

–осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения.

Познавательные:

– осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

– учебное сотрудничество со сверстниками;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической речью.

Предметные результаты:

– умение правильно понимать значение лексических единиц по теме;
– умение использовать ЛЕ в заданной ситуации;
– умение составлять монологическое высказывание по заданной ситуации.

Организует групповую работу по составлению рассказа о проведенных каникулах по картинкам с изображением детей и ключевыми словами.

Организует контроль монологической речи: представитель от каждой группы представляет составленный рассказ.

Обучающийся составляет рассказ о летних каникулах по ключевым словам.

Рефлексия

Метапредметные результаты (УУД):

Личностные:

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

– осуществлять самоконтроль;
– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Познавательные:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Просит учащегося высказать свое мнение об этапах урока, указать на возникшие трудности, подводит итоги урока, дает оценку работы ученика на уроке, стимулирует дальнейшую работу.

– Чем мы сегодня занимались?

– Что мы для этого делали?

– Можно ли было сделать это иначе?

– Что у нас получилось хорошо?

– Что нам пока не удается?

– Где нам пригодится это умение?

- Поставь себе отметку по 10-бальной системе.

Объявляет домашнее задание: составить рассказ о своих летних каникулах (можно использовать рисунки, фотографии или приготовить презентацию).

Выражает собственное мнение, анализирует собственные достижения и затруднения, записывает домашнее задание, задает вопросы.

Приложение 3

Лексические игры

Пчелкина М.С., учитель английского языка

Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. Поэтому, формируя у учеников базовый словарь, то есть запас «кирпичиков», из которых они будут строить фразы, нам необходимо вводить новые лексические единицы тематическими группами.

В этой связи учебный материал объединяется вокруг основных лексических тем: семья, внешность, одежда, дом, школа, еда, домашние животные, звери, цвет и другие. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо очень много раз повторять.

Игра «Резиновое предложение»

Учитель произносит простое предложение. Ученик повторяет его, добавляя что-то, делая его более распространенным. И так далее.

Например: I went shopping. 

I went shopping and bought some cheese. 

I went shopping and bought some fresh cheese. 

I went shopping and bought some fresh Cheddar cheese and some bread.

Игра «Стихоплёт»

Подходит для малышей на раннем этапе изучения языка, которым ещё сложно пополнять словарный запас в рамках только англоязычной речи, поэтому можно учить английские слова в окружении русской лексики через простые стихотворения.

***

Нарисую кораблю
Море синей краской, blue.
А потом раскрашу смело
Солнце желтой краской, yellow.
Волны плещут через край.
Новый лист скорей давай!

***

Ходит с кистью и ведром.
Зверю каждому свой цвет.
Льву по нраву только red.
Green для клетки попугая.
Краска black совсем другая.
Для медведя выбран white.
И медведь сказал: ¨All right!¨
А жираф сказал:

Люблю цвет небесный, то есть blue.¨
-Кто ты? Mouse? -Yes, I am.
-Ну, тогда тебя я съем.
Под охрану Cat был взят.
Он, как tiger, полосат.

***

Возле forest чудный house.
В нем живет малышка Mouse.
Mouse любит book читать.
И на sofa сладко спать.
Подметает чисто flat.
Варит apple на обед.
Навестить Grandmother надо.
Вот старушка будет рада.
В window она глядит.
Возле house Cat сидит.
Когти острые у Cat.
Ждет добычу на обед.
Door открылась. На порог
Выбегает страшный Dog.

"What is missing" (Что пропало?)

На столе раскладываются карточки со словами, ребёнок их называет. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Ребёнок вспоминает пропавшие слова.

"Story"

Используются все слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают ребёнку на карточке, и он называет этот звук. Например: Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc.

"Opposites"

Учитель называет слово, а ребёнок отвечает противоположным по значению. (Можно играть с детьми в группах, разделяя их на команды). Слова могут быть для облегчения задачи представлены на карточках, тогда ребёнку необходимо будет показать карточку с противоположным значением.

Например:

Big –small

     Fat - thin

Brave- cowardly

Clean – dirty

Strong – weak

Wet – dry

Fast – slow

Hard – soft

Beautiful - ugly

High – low

Long – short

Low – loud

Young – old

Furry – bald

New – old

Happy – sad

Smooth – rough

Hungry – full

Good – bad

 

"Is it true or not?" (Правда или неправда)

Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку. При индивидуальной форме обучения можно играть в режиме:учитель- ученик. Также можно заменить мяч на хлопки и другие жесты.

Например:

Yellow lemon

Pink pig

Orange bear

Brown monkey

White snow

Red crocodile

Purple mouse

Green grapes

Gray elephant

Purple cucumber

Blue apple

Black sun

«What doesn't belong?» (Что лишнее?)

Игра проводится с карточками. Учитель помещает на стол группами карточки (по 3-4) со словами. Ребёнок читает слова на карточке и называет слово, которое не подходит в ту или иную группу. Затем каждая из групп называется одним обобщающим словом. Например: Cow – horse – window – pig. What doesn’t belong? The window  doesn’t belong! Cow – horse – pig are domestic animals.

«Repeat if it is true» (Повтори, если правда)

На доске (на экране) расположить 5-6 карточек. Указывая на одну из карточек, учитель называет её и описывает 2-3 предложениями. Если учитель произносит всё правильно – ребёнок повторяет, если нет - молчит (правильно – поднимают руку вверх/ хлопает в ладоши/ говорит: "Yes" etc.)

Игра «Части тела»

Учитель называет части тела, а ребёнок показывает их на себе или на каком-то персонаже.

Игра «Части тела» (для группы)

Ученики в ограниченный период времени должны написать максимальное количество слов по теме "части тела” (или любой другой). Ученик с самым длинным списком побеждает.

Игра-зарядка "Я умею … как ...". 

Учащийся тянет карточку с изображением животных. Он должен составить предложение с глаголом движения, характерного для этого животного, и продемонстрировать пантомимой, например:

I can run like a horse. (Я умею бегать, как лошадка)

I can swim like a fish (Я умею плавать, как рыба)

Данная игра направлена также на коррекцию моторики учащихся.

Игра «Зашифрованная фраза»

На карточке записывается предложение на английском языке, где нет пробелов между словами. Игрокам надо разделить фразу как можно быстрее, прочитать её вслух и перевести её на русский язык. Более лёгкий вариант- цепочка из слов, не связанных между собой в предложение. Например:

Сколько слов можно найти в этой цепочке?

CATCHAIREADDRESSPORTTHISIT

Игра «Чепуха»

Учитель называет предложения, которые не соответствуют действительности, например: «We wear school uniform when we go to the theatre». Ученик поправляет фразы, которые «неправильны с его точки зрения»: «We do not wear school uniforms when we go to the theatre».

Игра «Угадай кто!»

Ведущий задумывает предмет или человека (например, животное или сказочный персонаж), остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:


Is he or she?
What colour is it?
Is it а human or an animal?
Is it male or female?

Игра «Please»

Игру можно проводить после того, как учащийся научился понимать и выполнять команды. По условиям этой игры ученик должен выполнять команды только в том случае, если ей предшествует слово «please». Например:

Stand up, please. Hands up, please. Hands on your shoulders, please. Hands on your knees, please. Hands on your hips. Sit down, please.
Ребёнок побеждает, если не сделал ни одной ошибки.

Игра «Восстанови слово»

Ребёнку даются карточки с первой половиной слова и со второй. По сигналу учителя он начинает искать пару. Сложив обе половинки, учащийся зачитывает слово.    win + ter ═ winter

Методические материалы по теме

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках английского языка как средство повышения качества образовательных результатов: из опыта работы

Составитель:

Попова Елена Александровна

Ответственный за выпуск: О.В. Торсукова

Компьютерный дизайн и оформление: Н.В.Черкасова

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

679000,  Еврейская автономная область, г.Биробиджан, ул. Советская, д.49

Тел.: 8 (42622) 4-70-15, 4-57-74

Е-mail: centr.stupeni@mail.ru

www.bir-cdo.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует так...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

План самообразования воспитателя МБОУ «СОШ-интернат для одаренных детей» Шамсутдиновой Л.Т.по теме: «Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка» на 2014-2017 учебные годы.

План самообразования воспитателя МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Шамсутдиновой Л.Т. по теме: "Повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка" на 2014-2017 учебные ...

Проектная деятельность на уроках английского языка, как средство формирования метапредметных результатов.

Проектная деятельность.Определение, цель, этапы и реализация на практике....

Использование материалов регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Включение краеведческого компонента в содержание обучения повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся. Обращение к материалам краеведческого характера являет...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....