Программа элективного курса по английскому языку для 8 класса «Английская грамматика: просто о сложном»
элективный курс по английскому языку (8 класс) на тему

Сулейменова Варвара Юрьевна

Данная программа составлена в рамках внеурочной деятельности основной школы является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса,  направленная на развитие  иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suleymenova_v.yu_._p._2.3_17_1.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 8 класса.

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Английская грамматика: просто о сложном» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, программы развития образования ХМАО-Югры до 2020г., программы развития  МБОУ «СОШ №3» на 2012 - 2015 г.г.  

Данная программа составлена в рамках внеурочной деятельности основной школы является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса,  направленная на развитие  иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Курс рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю, продолжительностью занятия 35 -  40 минут.

Актуальность программы заключается в том, что в  настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране и подразумевает, прежде всего, обновление его содержания.  В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого потенциала личности учащихся и расширению возможностей углубленного образования, в том числе языкового. Одним из таких условий является обучение практической грамматике английского языка, без которой невозможно качественное овладение всеми видами речевой деятельности иностранного языка. Обучение грамматике  является средством овладения способами структурного оформления речи. 

Следует  отметить, что в федеральном государственном образовательном стандарте овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Развитие и воспитание  понимания у школьников  важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры является основными  ориентирами реализации федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся  средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения английского языка.

Новизна программы заключается в том, что раздел грамматики английского языка является одним из ведущих в изучении данного предмета. В связи с этим, в рамках данного элективного курса данный раздел изучается углубленно. В ходе его изучения будут расширены знания учащихся в тех областях грамматики, на которых базируется  изучение языка в  8 классе. Данный курс является подготовительным к итоговой государственной аттестации. Курс предназначен для учащихся, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Практическая составляющая данного курса учитывает степень обученности учащихся на данном этапе и представляет собой материал, актуальный для изучения, повторения и использования, как на занятиях элективного курса, так и на уроках английского языка. Способ объяснения материала, также учитывает возрастные и психологические особенности учащихся данного возраста.

Целью  курса   является  углубленное  изучение  наиболее сложных правил по грамматике английского языка в курсе основной школы для повторения, закрепления, систематизации и усовершенствования полученных ранее знаний.

Курс грамматики английского языка имеет также следующие развивающие и воспитательные  цели:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции (дискурсивной, речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
  • дискурсивная компетенция – развитие умения участвовать в коммуникации в соответствии с нормами, принятыми в изучаемом языке;
  • речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
  • развитие ассертивности – умения достигать поставленной цели, при необходимости преодолевая возникающие препятствия;
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению обучающихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

Достижение поставленных целей влечет реализацию следующих задач:

  1. Автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи.
  2. Обобщить  ранее полученные знания грамматики на младшей и средней ступенях обучения.
  3. Совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно:
  • в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в зависимость от ситуаци, коммуникативной задачи, цели общения;
  • в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания по грамматике;
  • в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;
  • в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;
  • в учебно-познавательной области – дать обучающимся знания об особенностях и трудностях грамматики английского языка.

Структура курса и организация обучения:

В основе курса лежат следующие методические принципы:

  • интеграция основных речевых умений и навыков;
  • последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
  • контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
  • применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;
  • соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки обучающихся.

        В преподавании элективного курса используются следующие современные образовательные технологии, основанные на личностно-деятельностном и компетентностном подходах в обучении:

        - модульная технология;

        - технология проблемного обучения;

        - технология разноуровневого обучения;

        - технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

        - обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Основные формы и методы обучения.  Особенность изучаемого курса состоит в том, что предлагаемая методика «грамматика через схемы» помогает учащимся разобраться со сложными грамматическими правилами при помощи основных подсказок.  Материал изложен двумя способами: для людей обладающих хорошей зрительной памятью, и для тех, кому легче воспринимать информацию на слух.  С целью облегчения запоминания используются мнемонические приемы, а именно: стихи, рифмованные правила и «запоминалки».  Курс включает в себя комплексы упражнений для формирования и совершенствования грамматических навыков употребления в речи видовременных форм глагола, то есть способность выбрать модель, адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам английского языка.  Кроме традиционных форм работы с учащимися: практические занятия, самостоятельные работы, для изучения курса предусмотрено использование мультимедийных технологий. При объяснении грамматических правил активно применяется метод проблемного обучения для   развития самостоятельности учащихся и формирования познавательного интереса или личностной мотивации учащегося. На занятиях используется как объяснительно – иллюстративный  и репродуктивный, так и частично – поисковые методы (в зависимости от учебного материала).

Учитель выполняет роль координатора, управляющего учебным процессам.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, предусмотрена подготовка  и участие в педагогической конференции.

 Формы занятий предусматривают как коллективную, так и индивидуальную работу:  

  • аудиторные групповые занятия под руководством учителя;
  • индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное         время;
  • индивидуальные консультации;
  • групповые работы.

        В процессе изучения данной программы используются активные методы работы, выполняются практико-ориентированные задания.

Материально-техническое оснащение программы предусматривает наличие печатного материала, учебных пособий, грамматических справочников, интерактивной доски.

Условия реализации программы:

Целенаправленность и систематичность;

Мотивированность;

Творческая среда;

Психологический комфорт;

Учет возрастных особенностей.

Результат изучения данного курса ориентирован на цели деятельности школы, обозначенные в основной образовательной программе:  обеспечение достижения выпускником результатов образования, в том числе по английскому языку в соответствии с требованиями, установленными государственным образовательным стандартом, социальным образовательным заказом государства, родителей и учащихся.  В результате  изучения курса учащиеся усовершенствуют свои знания, умения и навыки в области грамматики английского языка.

        Для реализации элективного курса используются следующие современные учебные материалы:

        • электронные средства обучения (ЭСО) нового поколения (интерактивные тесты по темам курса, видеоуроки, презентации);

        • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection. edu.ru).

        Планируемые образовательные результаты освоения курса 

Предметные: умения и навыки использования грамматических форм и конструкций при общении в различных формах и на разные темы: использование полученных знаний для понимания прослушанного текста, с целью понимания прочитанного текста, для  написания (письменная речь) несложных текстов разных жанров, в том числе демонстрирующие творческие способности.

Личностные:

1. повышение уровня овладения  иностранным языком как средством глубокого понимания своей культуры и культуры страны изучаемого языка, постижение менталитета других народов.

2. Воспитание личностных качеств (активности, умения сотрудничать, личной взаимной ответственности).

Метапредметные:

1.Корректное использование грамматических структур для  общения, ведения  дискуссии, эффективного сотрудничества, используя различные виды речевой деятельности, приобретения знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различиих с родным языком, удовлетворения личных познавательных интересов).

2. Повышения уровня овладения английским языком для осуществления межкультурного общения в говорении, чтении, аудировании, письме; осознания строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению).

3. Формирования рациональных навыков овладения ИЯ, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением).

Данный курс предназначен для   достижения главной цели образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.

Формы подведения итогов реализации программы

        Оценивание  учебных достижений учащихся по результатам выполнения практических и самостоятельных работ производится в следующих формах:

        - текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

        - взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

        - текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;

        - итоговая оценка индивидуальной деятельности учащегося учителем, выполняемая в форме зачета или незачета.

Для реализации контроля и оценки планируемых результатов освоения курса предусмотрены тесты, устные ответы обучающихся в ходе беседы с учителем и другими учениками, выполнение практических работ и дополнительного домашнего задания.

Вместо цифровой шкалы планируется использование качественной словесной шкалы с определенными градациями. Общая аттестационная оценка - «зачтено»/ «не зачтено».

Критерии оценки планируемых результатов освоения программы:

Критерии

Показатели

Измерители

Повышение мотивации к учебному предмету: «Английский язык»

Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность.

Участие в предметных конкурсах, олимпиадах.

Интерес к английскому языку, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

Анкета «Английский грамматика: просто или сложно», наблюдение педагога.

        По результатам выполненных работ учащиеся готовят отчет в электронном виде, в котором они высказывают свое мнение о проделанной работе и полученных навыках.  Итоговым результатом будет защита проектов учащимися в рамках конференции «Педагогическая весна» в СурГПУ.

Содержание программы.

  1. Порядок слов в предложении. Правила построения английского предложения. Местоимения. Личные, притяжательные, возвратные местоимения. Употребление  глагола «be» с  местоимениями, существительными в прошедшем, настоящем, будущем времени.
  2. Глагол — действие или глагол — связка «be». Модальное значение.
  3. Составное именное сказуемое. Употребление.
  4. Согласование слов в английском предложении.
  5. Не совпадение разных частей речи в разных языках.
  6. Времена английского глагола. Активный залог, образование, употребление, случаи исключения.
  7. Схемы построения времен. Вспомогательные глаголы, времена группы Simple, Continuous, Perfect. Обстоятельства времени.
  8. Общий, специальные вопросы и ответы на них.
  9. Прошедшее время. Неправильные глаголы. Образование, употребление.
  10. Грамматические конструкции: there is / are, it takes..., have to..., used to...Образование, употребление. Вопросительные и отрицательные формы.
  11. Пассивный залог. Образование, употребление. Действительные и страдательные обороты. Употребление времен страдательного залога.
  12. Вопросительные местоимения. Употребление, функции.

                           Учебно – тематический план.

Раздел/ тема

Всего часов

1.Порядок слов в предложении. Местоимения. Спряжение глагола «be»  местоимениями, существительными.

3

2.Глагол — действие или глагол — связка «be»

3

3.Составное именное сказуемое.

3

4. Согласование слов.

3

5. Не совпадение разных частей речи в разных языках.

1

6. Времена английского глагола.

6

7.Схемы построения времен. Вспомогательные глаголы, времена группы Simple, Continuous, Perfect. Обстоятельства времени.

3

8.Общий, специальные вопросы и ответы на них.

3

9. Прошедшее время. Неправильные глаголы.

3

10. Грамматические конструкции: there is / are, it takes..., have to..., used to...

2

11. Пассивный залог.

3

12. Вопросительные местоимения.

2

Список используемой литературы.

 

  1. Фоменко Е.А.,  Долгопольская И.Б. Английский язык. 7-8 классы. Грамматика, лексика, чтение. Тесты и упражнения. Тренировочная тетрадь: учебно-методическое пособие.-Ростов-на-Дону: Легион, 2011.-176с.- (Промежуточная аттестация.)
  2. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. Юнвес, М., 2011г.
  3. Клементьева Т.Б., Шэннон Д.А. Счастливый английский. Кн.2 для 9 кл.общеобразов.шк. – 2-е изд., испр.- Обнинск: Титул, 2001.-448с.:ил.
  4. Набеева Т.В. Английская  грамматика: просто о сложном. 5-9 классы.-2-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2014.-48с.- (Школьный справочник).
  5. Интерактивный учебник по грамматике английского языка. Грамматика английского языка. Издательство «Кирилл и Мефодий». 2014г.
  6.  Интернет – ресурсы, ЦОР.

Учитель:                                                                     В.Ю.Сулейменова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...

Программа Элективный курс по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Раздел «Лексика и грамматика» для 10-11 классов

Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов...

Программа элективного курса по английскому языку «Английская грамматика» для обучающихся 8 гуманитарного класса.

Данный курс предназначен для обучающихся 8 гуманитарного класса, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка....

Программа элективного курса по английскому языку для 9 класса «Практическая грамматика английского языка» 2013-2014г.г.

Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность беспрепятственного общения с людь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...

Программа элективного курса по английскому языку 9 класс "Практическая грамматика"

Программа элективного курса по английскому языку 9 класс "Практическая грамматика" + КТП...