МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку на тему

Реализация межпредметных связей способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса, а также является стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.

Изучая развитие теории и практики преподавания иностранного языка, психологи считают, что вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников считается одним из главных. Качество обучения зависит и от того, насколько оно  мотивировано в глазах учащихся. Это утверждение является верным и абсолютно доказанным, так как любая деятельность, в том числе речевая, начинается с мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Реализация межпредметных связей способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса, а также является стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.

Изучая развитие теории и практики преподавания иностранного языка, психологи считают, что вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников считается одним из главных. Качество обучения зависит и от того, насколько оно  мотивировано в глазах учащихся. Это утверждение является верным и абсолютно доказанным, так как любая деятельность, в том числе речевая, начинается с мотивации.

Проблема мотивации важна при обучении иноязычному речевому общению, так как отсутствие естественной потребности в коммуникации является характерной чертой этого общения. Поэтому для учителя иностранного языка важна и  заинтересованность школьников в результатах своего учебного труда, и в процессе достижения этого результата.

Публикации, в которых рассматривается проблема мотивации учения на материале иностранного языка (С. Т. Григорян, 3. Н. Никитенко, Г. В. Рогова, В. А. Шерстеникина и т. д.), показали пути формирования мотивационной сферы учения и ее роль в активизации коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Оказывается, не все резервы повышения мотивации учебной деятельности школьников использованы при обучении иностранному языку. Одним из таких резервов может быть рациональное использование межпредметных связей.

Межпредметные связи играют большую роль при обучении любому предмету. Практика проведения бинарных уроков позволяет сделать вывод, что межпредметные связи, во-первых, представляют опору для восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений. Кроме того, они позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, наконец, они обеспечивают полноту знаний.

Межпредметные связи дают детям возможность использовать ранее полученные знания в иноязычной среде, что является прекрасным средством для изучения иностранного языка в условиях средней школы. Иностранный язык является специфическим предметом, программа которого охватывает различные сферы жизнедеятельности людей: наука, искусство, литература, география, история и другие. Согласно утверждению И. А. Зимней  «особенностью иностранного языка как учебного предмета в сравнении с другими предметами является также и то, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности (в отличие от математики, биологии, химии, физики и др.). Например, история дает знания о развитии человеческого общества, о его законах, физика — о законах существования и движения материи и т. д. Язык является средством выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой являются предметом других дисциплин. Язык в этом смысле как учебная дисциплина «беспредметен». Соответственно, в процессе обучения иностранному языку перед преподавателем встает задача первоначального определения специфического, удовлетворяющего потребность овладения иностранным языком предмета учебной деятельности. В качестве такого предмета может выступить, например, история, культура, традиции народа, говорящего на этом языке, и т. д.»

Вот почему изучение иностранного языка в средней школе дает возможность учащимся расширять свои знания по другим школьным дисциплинам, т.к. он имеет много точек соприкосновения с ними. Учителя иностранного имеют возможность опираться на знания учащихся  предметов гуманитарного, точного и других циклов. Такие знания представляют собой основу разговора в определенных ситуациях устного или письменного речевого общения, что само по себе и является мощным средством повышения мотивации учащихся.

Но необходимо четко определить точки соприкосновения школьных предметов и предложить некоторые приемы создания мотивации изучения иностранного языка с опорой на межпредметные связи. Для этого необходимо определить тот фактический материал из курса других школьных дисциплин, который может служить предметом заинтересованного общения. Иначе говоря, нужно проанализировать возможности мотивации иноязычной речевой деятельности с опорой на межпредметные связи типа «школьные предметы — иностранный язык» и «иностранный язык — школьные предметы», а также эпизодические и постоянные межпредметные связи. Они могут быть определены как предшествующие (которые служат базой, отправной точкой ознакомления, тренировки или применения) и последующие или опережающие (которые сами являются отправным материалом)

Богатый материал для работы предоставляет  тема «Книги в нашей жизни», которая включает сюжеты «Мой любимый писатель (поэт)» и «Моя любимая книга». Опора на литературу позволяет определить содержательную сторону речи, а также может мотивировать сообщения школьников на иностранном языке. Чтобы избежать однообразия в работе на уроке, учитель может варьировать речевые установки. Например:

I’d like you to listen to my story about a well-known Russian  writer (poet) and guess his name. Prove that you are right.

I’d like you to listen to a description of a literary hero. Guess the name of the author and the title of the book. Is he your favourite writer? Why?

What’s your favourite writer (poet)? Prove that his books are worth reading.

What’s your favourite literary hero? Why?

I want you to tell us a few words about your favourite writer (book, literary hero) and we try to guess his (her) name (its title).

Advise us to take ... in the library and say why it is necessary to read it.

В свою очередь иностранный язык может служить опорой при изучении литературы. В частности, изучая биографии различных английских писателей, школьники могут познакомиться с их основными произведениями,  послушать отрывки в исполнении носителей языка, а также переводы на русский язык в исполнении актеров. Небольшая биографическая справка вводит читателя в атмосферу творчества автора, нередко помогает понять, почему написано то или иное произведение, выяснить позицию автора, его отношение к описываемым событиям. Эти данные расширяют и углубляют знания, полученные из курса литературы.

В свою очередь, иностранный язык может расширить знания учащихся о странах изучаемого языка.

Чтобы стимулировать школьников использовать их фактический багаж, учителю необходимо продумать формулировки заданий. Например, при изучении темы «Путешествие» можно предложить такие задания:

I’d like to see if you are interested in travelling and travellers. I am going to describe a trip made by a great traveller. Listen to me carefully and guess the name of the traveller and the name of the country he discovered. Prove that you are right.

I’d like you to take a pointer and show us the way Columbus made to America. Describe it, please.

Have you read any books about great travellers? Advise us to read it. Prove that it is worth reading

I want you to think back and say what famous Russian  travellers you know. What are they famous for?

Imagine that you meet ... after his trip to ... What will you ask him about?...

При изучении темы «Родная страна» знания географии очень необходимы учащимся. Учителя имеют возможность совершить увлекательные путешествия по России, своей малой родине, англоязычным странам, пользуясь данными предмета «География».

Тема «Досуг» может быть расширена за счет дополнительного материала, уже знакомого учащимся на родном языке. Например:

In Yaroslavl there is a theatre named after F. Voikov. Is the name of F. Volkov known to you? Tell us a few words about him.

There are many famous theatres in our country. Name them and say what they are famous for?

Рассмотренные межпредметные связи касались использования отдельных школьных предметов в разных темах для устной речи и чтения на уроках иностранного языка. Но необходимо заметить, что есть дисциплины школьного цикла, опора на которые необходима при обучении иностранному языку в целом. Такие понятия из русского языка, как синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т. д.; из литературы — цитирование текста, идея, главная мысль, смысловая веха, стихи, пословицы, изречения и прочее; из изобразительного искусства — портретная живопись, пейзаж, предметная композиция, являются фундаментом для учителя иностранного языка.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учителю иностранного языка важно знать запас знаний школьников по различным дисциплинам учебного цикла, чтобы обеспечить содержание заинтересованного иноязычного общения на уроке. Это предполагает опору на межпредметные связи «школьные предметы — иностранный язык» и «иностранный язык — школьные предметы», причем опора понимается не как сообщение сведений учителем, а как активное привлечение учащихся к поиску интересующей их полезной информации.

Литература:

  1. Долгова Л.А. «Межпредметные связи как средство мотивации учебно–воспитательного процесса по иностранному языку.» - «Иностранные языки в школе» №6 , 1988 г.
  2. Зимняя И. А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе // Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе / [Отв. ред. И. А. Зимняя]. — М., 1980. — С. 48—63. — (Сборник научных трудов Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза; выпуск 162). — URL:http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=82352... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологический подход к проектированию учебного процесса по английскому языку в школе

Технология проектирования учебного прцесса как способ реализации основных принципов педагогической техники:-принцип свободы выбора-принцип открытости-принип деятельности-принцип сотрудничества....

Статья "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА."

Каждый урок английского языка тесно связан с другими предметами. Вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников по праву считаю одним из центральных. Качество обучения во многом зависит от то...

Использование тестовой методики контроля в учебном процессе по английскому языку

Работа содержит теоретические основы использования тестовой методики контроля в учебном процессе по иностранному языку в средней школе. Возможности использования тестовой методики контроля на уроках и...

Детский журнал – средство мотивации обучающихся к изучению английского языка.

Интерес к предмету и желание овладеть им зависят в большой степени от того, какие технологии и приемы используются учителем. Существует много способов стимулирования учащихся. Детский журнал – э...