«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»
статья по английскому языку (8 класс) на тему

Голованова Вилена Евгеньевна

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка»

Выполнила:

Учитель английского языка

Голованова Вилена Евгеньевна

г. Санкт-Петербург

Здоровьесберегающие технологии.

В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Технологии и методики обучения в образовательных учреждениях направлены на формирование модели здорового поведения. К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования, увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие, в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий образовательной системы и приводят к росту заболеваний или предболезненных состояний. Передо мной встали вопросы: Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к изучению   английского языка? Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Так как, английский язык – это серьезный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на иностранном языке, им приходится освоить массу лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащиеся вынуждены много писать, запоминать, говорить, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Огромное значение имеет форма организации урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания.

 Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:

1.Положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

2.Пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и    скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);

3.Дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей);

4.Смена видов деятельности: самостоятельная работа, чтение, письмо, говорение, аудирование, творческие задания.

5.Игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);

6.Оптимальный темп ведения урока;

7.Различные тестовые задания с выбором ответа, на распознавание и поиск ошибок;

8.Строгое соблюдение объемов всех видов тестов;

9.Групповой метод обучения;

10.Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.

 На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Релаксация.

Цель релаксации – снятие умственного напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть разные ролевые игры, работа в группе, просмотр мультфильма, музыкальные физкультминутки.

Игра.

Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. В игре ребенок проявляет самостоятельность, раскрывается, получает признание сверстников, проявляет свои лучшие качества. Игры-пантомимы, конкурсы, подвижные игры, ролевые игры в группе могут быть использованы на уроке.

Песня.

Песня – хороший вид релаксации, дает возможность не только отдохнуть, но и способствует формированию фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает память. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня  - это хорошая релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, восстанавливающая работоспособность.

Физкультминутки.

Физкультминутка – это релаксация, цель которой снять напряжение. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-20-я минута урока. Длительность физкультминутки может составлять 5 минут. Дать учащимся отдых, вызвать положительные эмоции, создать позитивную психологическую атмосферу. Все это ведет к более успешному усвоению материала.

    На своих уроках я применяю  множество приемов и упражнений, которые органично входят в структуру урока, и, не нарушая его естественного хода, снимают  усталость. Вот несколько из них:

1. Подвижные игры: - «Алфавит»: у учащихся в руках карточки с буквами алфавита и их задача выстроиться в алфавитном порядке. Можно играть в командах или усложнить задачу, выстроившись по алфавиту, используя свои имена. «Игра по кругу»: учащиеся встают в круг, в руках они держат карточки с изображениями животных (цифры, дни недели, предметы школьного обихода и т.д.). Учитель  называет два животных и те, у кого эти карточки должны поменяться местами. «Дотронься»: дети свободно перемещаются по классу, а учитель называет предмет или цвет до которого каждый должен дотронуться.

Многие дети проводят в школе до 75% времени бодрствования, школа является для них главной средой жизнедеятельности. Поэтому школа должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Недостаток движения отрицательно сказывается на здоровье человека.

При применении здоровьесберегающих технологий и рациональной организации урока, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности составляет около 10 минут, количество видов преподавания не менее трех, виды учебной деятельности меняются, их может быть от четырех и более.Одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Ресурсы:

Куинджи Н.И. Пути формирования здоровья школьников: Метод. Пособие – М: Аспект-Пресс, 2001г.

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М: Медицина, 1989г.

Копалиани А.М. Основы здорового образа жизни школьников: Метод. Пособие. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...