Мастер-класс Проектный метод на уроках английского языка как способ погружения в языковую среду и развития творческих способностей учащихся.
методическая разработка по английскому языку на тему

Хусаметдинова Ольга Юрьевна

В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именно: научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать, осмыслять и систематизировать, выдвигать гипотезы, думать и творить, создавая собственный продукт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx47.37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования АМО ГО «Сыктывкар»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43»

(МАОУ «СОШ № 43»)

«43 №-а Шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

   

Мастер-класс

Проектный метод на уроках английского языка

как способ погружения в языковую среду и развития

творческих способностей учащихся.

                                                             Хусаметдинова О.Ю.

                                                               учитель английского языка

                                                               МАОУ «СОШ №43»

                                                               г. Сыктывкара

-2015-

  1. Вступление.

          В последние годы проектная деятельность приобрела заслуженную популярность в современной педагогической практике, так как, несомненно, ведет к достижению главной цели современного образования, а именно: научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать, осмыслять и систематизировать, выдвигать гипотезы, думать и творить, создавая собственный продукт.

         Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, статьи, актуальных событий современной жизни и т.д. Спектр тем, рассматриваемых на уроках английского языка, настолько широк, что затрагивает вопросы и проблемы, изучаемые на других предметах, и соблюдение межпредметных связей несомненно имеет огромное значение.

         В своих проектных работах на английском языке, мои учащиеся решали, или пытались решить, проблемы экологии, транспорта, создавали рецепты здорового питания для подростков, делали иллюстрации к стихотворению, рассказывали о своей семье, своих друзьях, представляли свои увлечения, сравнивали праздники и достопримечательности Великобритании и нашей страны и многое другое.

         Метод проектов позволяет превратить уроки английского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно важные, практически значимые проблемы с учетом индивидуальных интересов и уровня обученности каждого учащегося. А участие в конференциях и конкурсах создает дух здоровой конкуренции и стимулирует стремление к достижению наилучшего результата как в области исследуемой проблемы, так и во владении английским языком и компьютерными технологиями.

          Я провела анкетирование среди учащихся 7-11 классов. Ребятам было предложено ответить на 5 вопросов:

  1. Нравится ли тебе делать проекты?
  2. Как тебе нравится работать: индивидуально, парами или в группе?
  3. Что является источником основной информации: Интернет, учитель, книги или другое…
  4. Много ли времени занимает работа над проектом?
  5. Как Вы думаете формирует ли работа над проектом творческую самостоятельную личность, личность готовую принимать решения?

вопрос

7 кл

8 кл

9 кл

итог

10 кл

11 кл

итог

21

27

16

64

40

42

82

1

Нравится ли тебе делать проекты?

Да

Нет

?

11

8

2

9

15

3

7

8

1

27-42%

31-48%

6-10%

14

24

2

19

20

3

33-41%

44-54%

5-5%

2

Как тебе нравится работать: индивидуально, парами или в группе?

Инд

Пара

группа

6

11

7

7

11

9

1

11

5

14-22%

33-51%

21-33%

11

14

14

12

15

14

33-40%

29-36%

28-34%

3

Источниками основной информации является  Интернет, учитель, книги или что-то ещё

Инт.

Учит.

книги

5

12

5

16

17

6

12

11

8

33-51%

40-62%

19-30%

31

24

16

31

19

9

62-76%

43-52%

25-30%

4

Много ли времени занимает работа над проектом?

Да

Нет

?

10

6

5

10

8

9

10

5

1

30-47%

19-30%

15-23%

22

15

3

22

14

6

44-54%

29-36%

9-10%

5

Как вы думаете формирует ли работа над проектами творческую самостоятельную личность, личность готовую принимать решения

Да

Нет

?

15

3

3

17

6

4

13

3

45-70%

12-19%

7-11%

28

8

4

33

7

2

61-74%

15-18%

6-8%

Выводы по анкетам учащихся: В анкетировании приняли участие 64 ученика 7-9 классов и 82 ученика 10-11 классов. Всего 146 учащихся.

Выводы по анкетам учащихся:

1. 41% учащихся 7-11 классов нравится работа по проектной методике, 51% учащихся работа над проектами не нравится, так как занимает много времени и усилий, 8% опрошенных учащихся не смогли ответить на вопрос.

2. Источниками основной информации подавляющее большинство назвало Интернет. Причем, самый высокий процент приверженцев Интернета у старшеклассников – 76%. Что касается учителя как источника информации, то этот процент плавно, но упорно снижается от 62% в 7-9 классах до 52% в 10-11 классах. Книгу в качестве источника основной информации назвали 30% учащихся.

3. Много времени тратят на подготовку проекта 47% учащихся 7- 9 классов и  54% учащихся 10-11 классов.  

4. Чем старше дети, тем предпочтительнее для них работа над проектом индивидуальная: от 22% в 7-9 классах до 40% – в 10-11 классах. А вот парную работу все классы без исключения предпочитают групповой. Причѐм особенно предпочтение парной работе отдают ученики 10 и 11 классов.

5. Одно из главных оснований, по которому нам настоятельно рекомендуют использование проектного метода, это формирование творческой личности, самостоятельной личности, готовой принимать решение. А что думают сами ученики по этому поводу? Здесь поразительное единодушие по возрастам. 7-9 классы не отличаются от 10-11. Даже процент почти одинаковый – 70% учащихся на уровне основного общего образования и 74% на уровне среднего общего образования ответили утвердительно. Скептически ответили на вопрос также одинаково -19% и 18% соответственно. Такое количество учащихся отрицают этот факт по отношению к себе.

II.  Теперь немного истории.

          Проектный метод появился в 1919 году в Америке. В основе этого метода лежат идеи К. Дьюи, В. Лая, Э. Торндайка и других американских ученых.

В России метод проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

         Проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.

Главная идея состоит в следующем:

1. С большим увлечением выполняется ребенком та деятельность, которая выбрана им самим.

2. Деятельность строится иногда не в русле учебного предмета.

3. Лозунг этой деятельности: " Все из жизни, все для жизни".

Метод проектов, как педагогическая технология включает в себя целевую направленность, научные идеи, на которые опирается система действий учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые.

Сегодня мы работаем над групповым проектом.  

В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.

Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.

4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

        Метод проектов даёт наиболее значимые результаты при изучении иностранных языков. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. Основными  целями  проектной методики  на уроках английского языка  является формирование системы знаний  по изученной теме и умение применять их на практике;  развитие самостоятельного мышления учащегося.

         Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися основного  и среднего уровня образования, но опыт работы показал, что и в начальной школе этот метод может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов требует значительной предварительной подготовки от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения.

         На уроках возможно использование как мини-проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени.

         Я хочу показать  вам фрагмент урока  в 4 классе по теме: «Home, sweet home» - «Дом, милый дом».

         На данном уроке используется мини-проект, рассчитанный на заключительную часть занятия, и нацеленный на закрепление новых лексических единиц и отработку употребления их в речи.

  • Закрепление лексических единиц по теме «Мой дом».
  • Актуализация фонетических и грамматических навыков.
  • Совершенствование навыков монологической речи.
  • Выполнение проекта «My dream home».

Итак, сегодня, уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть моими учениками.

Good morning. I`m glad to see you. Today we have a very interesting lesson. Let’s start.

 -Look at the board. There are several proverbs. Let's translate them, read and learn.    (Посмотрите на доску. Здесь несколько английских пословиц. Давайте прочитаем их и соотнесем с русскими пословицами.)

                 East or West home is best (В гостях хорошо, а дома лучше).

                 There is no place like home (Нет места, лучше чем дома).

                 An Englishman's home is his castle (Мой дом - моя крепость).

And now guess, what we are going to talk about.  (А теперь, посмотрите на пословицы. Что их объединяет?  О чем мы сегодня будем говорить?)

  –You are right.  The topic is «Home, sweet home…»

         So, today we are going to speak about the English houses, about the furniture, repeat the words and describe  the rooms. (Сегодня на уроке мы с вами поговорим об английском доме, о предметах мебели и опишем комнаты.)

          Мы все где-то живем: в квартире или  в доме. Как говорят англичане: «An Englishman's home is his castle» - «Мой дом – моя крепость!»   Наш дом – это именно то место, где мы проводим часть своей жизни, помимо работы и поездок. Поэтому Мы стремимся обустроить свое жилище, сделать его максимально комфортным. 

          Стандартный английский дом ассоциируются с чопорностью и излишней роскошью. Как правило, это двухэтажный дом и обязательно с прилегающим садом.  

           Названия комнат мы с вами учили в 3 классе. Давайте проверим помните ли вы их?

           При оформлении гостиной  living room учитывается  ее предназначение - встречать гостей, устраивать званые вечера.  

(клик) Мебель в гостиной всегда выполнена из натурального дерева, обивка из натуральных шерстяных тканей, мягкий ковер на полу, светильники,  массивные картины - все овеяно особой аурой и создает очарование английского дома. Важное место в декоре занимают аксессуары - пледы, подушки на диванах и креслах, светильники, портьеры.

(клик)  Камин - обязательный атрибут английского дома. Это связано с тем, что примерно в трети английских домов нет центрального отопления. А также это символ мира и спокойствия в доме.

Let`s repeat the words:

Итак, давайте повторим слова, они нам сегодня пригодятся…

Sofa,   picture,   fireplace,   TV,   armchair.

В столовой – dining room – всегда есть огромный стол, и множество стульев для приема гостей.  

(Клик)    И конечно же шкаф для посуды. Часы – также важный атрибут английской столовой.

Let`s repeat the words:

Curtains,  table,  chair,   clock,  cupboard

Спальня англичанина  bedroom  всегда роскошна и торжественна. Особое внимание они уделяют кровати. (Клик)

Около кровати – высокий комод, изящное зеркало.  Важно наличие и прикроватных тумбочек. (Клик)

В английской спальне всегда есть кресло-качалка либо роскошное кресло, на котором обычно проводят время за хорошей книгой.

Обязательными элементами английской спальни являются картины, портреты, многочисленные фотографии членов семьи, развешенные по стенам комнаты.

Let`s repeat the words:

Bed,    photos,  wardrobe,   carpet,   dresser

          And now,  I offer you to work in groups and to make a project work «My dream home». ( А теперь я предлагаю вам поработать в группах и создать проект «Дом моей мечты»).

          I’ll give you some pictures. You have to colorize the furniture, furnish the rooms and describe them.  (Я раздам вам картины с изображением комнат, а вы должны расскрасить мебель, обставить комнаты и  описать свою комнату).

          Рассказ составляете при помощи выражений  There is…/ There are… и предлогов местоположения, которые мы учили на прошлых уроках.

       There is …/ There are…  переводится. как «Есть что-то где-то».  There is – есть 1 предмет, и There are– соответственно множестенное число.

         Приступаем.

        Итак, мы с вами посмотрели  вариант проектной деятельности в начальных классах.

       Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Я не предлагаю задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания соответствуют индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Помогаю каждому определиться с конкретной темой, советую, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

III. Выводы.

         В ходе своей многолетней работы я пришла к выводу, что использование на уроках проектной методики,  способствует пробуждению интереса учащихся к изучаемому языку, снижению трудностей овладением иноязычной речи, стойкой мотивации. В данной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников творческие способности, самостоятельность, активность. 

Проектная методика в моей деятельности является действенным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, делает преподавание более проблемно-ориентированным, стимулирует  умение формулировать собственные суждения, усиливает степень самостоятельной работы учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул к овладению языком.

Список используемых источников 

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_проектов
2. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // ftp://lib.herzen.spb.ru/text/abysheva_102_116_121.pdf 

3. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся  иностранным языкам / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

4. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

5. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Иностр. языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка  / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

7. Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”/ Иностр. языки в школе – 2003, № 5.

8.https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&ved=0CAYQjB1qFQoTCP3BvrmT78gCFQSLcgodsNYAwg&url=http%3A%2F%2Fwww.worldclassiki.ru%2Fpage21%2Fpage316%2Findex.html&bvm=bv.106379543,d.bGQ&psig=AFQjCNENY_eI20wIpVTLUjIJffMELIWu4w&ust=1446464582953483


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках английского языка в старшей школе, как средство работы с одаренными учащимися.

В работе рассматриваются аспекты использования пректной деятельности на уроках английского языка в старшей школе и приводится личный опыт....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

проктный метод на уроках английского языка...

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"

Мастер-класс "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения"...

программа саморазвития по теме "Проектный метод на уроках английского языка"

программа саморазвития педагога по теме "Проектный метод"...

Дифференцированный и индивидуальный подход при использовании проектного метода на уроках английского языка.

данная работа обобщает опыт по использованию индивидуального и дифференцорованного подхода в проектной методтке на уроках английского языка....

«Применение программы “Scratch” на уроках английского языка в начальной школе с целью развития творческих способностей учащихся»

Статья о том, как дети успешно используют свои разносторонние знания, разрабатывают игры с помощью программы Scratch, и о том, как это помогает им в усвоении предмета....

Использование технологии проектного метода на уроках английского языка (методический материал)

Приведённый ниже методический материал представляет собой разработку четырёх уроков по творчеству Льюиса Кэрролла, целью которых является разыгрывание учащимися сценки из книги "Приключения Алисы...