Техника чтения английских слов на основе применения правил чтения
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Техника чтения английских слов на основе применения правил чтения.

Современная психология определяет чтение как сложный процесс, включающий в себя действия по соотнесению графической системы со звуковой( графемно- фонемный анализ) и действия смыслового анализа. Нечеткое знание буквенно-смысловых соответствий для английских слов может привести к межъязыковой интерференции с русскими словами, либо к внутриязыковой интерференции с ранее изученными английскими словами как в плане чтения, так и в плане значения, что ведет к неправильному пониманию читаемого.

      Правила чтения слов помогают создать прочную основу для связи в памяти учащихся графического и звукового образа, способствуя, тем самым, правильному узнаванию слова в тексте, или при устном его восприятии.

     Известно, что первоначальной ступенькой или этапом распознавания письменной речи является этап чтения и понимания слов. Поскольку чтение – это две взаимосвязанных стороны процесса зрительного восприятия речи, от техники чтения зависит не только качество отдельных слов, но и предложений, а также иноязычного текста в целом.

     В исследовании  известного лингвиста О.С. Хруленко- Варницкого указывается, что «наиболее типичные ошибки в чтении студентов связаны с незнанием наиболее высокочастотных правил чтения и, прежде всего, правил чтения неударных гласных, а  также ударных гласных в основных положениях.»

     Всего приводится 40 правил: 27 правил чтения гласных( в ударном и не-    ударном слоге) и 13 правил чтения согласных  и буквосочетаний. Так, незнание студентами этих правил дало 76% ошибок в чтении гласных и согласных букв. Важно отметить, что средний процент чтения для всех гласных букв по основным правилам чтения довольно высок- 81%. Многие лингвисты рассматривают технику чтения как отдельную методическую проблему, отличную от постановки произношения. Я с этим тезисом полностью согласна. В своей педагогической практике я не раз убеждалась, что обучение одному произношению без особого обучения чтению приводит к тому, что даже учащийся с прекрасно поставленными звуками обычно не знает, какие именно звуки он должен произнести в соответствии с тем или иным графическим образом слова. Теряясь в догадках, он делает ошибки не только типа misplacing of sounds (путает звуки) в английских звуках, но и типа mispronounsing, при которых артикуляционные навыки, свойственные родному языку, вытесняют еще не укрепившуюся английскую артикуляционную базу. И добытые с таким трудом навыки произношения продолжают разрушаться. И достаточно часто преподаватели жалуются на то, что к концу года учащиеся произносят хуже, чем в первый месяц занятий.

    При использовании орфоэпического метода графический образ слова, проще говоря его написание, разлагается читающим на части, имеющие соответствие в определенных звуковых образах, из которых потом синтезируется общий звуковой образ слова. В зарубежной литературе за последнее время в пользу этого метода высказываются все больше специалистов, даже при обучении английскому языку как родному( the phonic method). При этом отмечается, что умение соотносить графемы и фонемы- одно из важнейших языковых умений. Таким образом, проблема изучения правил чтения очень важна и находится в полной зависимости от техники чтения. Практика подтверждает, что любой изучаемый языковой материал усваивается только такими порциями, которые базируются на изученных правилах чтения. Этому методическому принципу могут не соответствовать отдельные слова-исключения, такие как служебные слова или другие наиболее распространенные слова, употребление которых необходимо на начальном этапе обучения.

     К сожалению, в настоящее время большинство учебников и учебных пособий написано без учета систематического изучения правил чтения слов. Нельзя не согласиться с тезисом Т.А. Абрамкиной в работе «Обучение произношению и технике чтения на английском языке»: «На всем протяжении первого этапа обучения английскому языку овладение навыками произношения и техникой чтения осуществляется одновременно с усвоением лексико-грамматического материала любого основного учебника  или учебного пособия. Соответственно важным является ознакомление учащихся с системой правил чтения односложных, двусложных и многосложных слов английского языка и выработка навыка быстрого и правильного чтения этих слов при минимальном пользовании транскрипцией. Это значит, что обращаться к словарю для выяснения произношения слов следует только в справочных целях, то есть, отыскивая перевод интересующего нас слова или специально уточняя его произношение, мы должны проверить, читается ли это слово по правилам или нет. Если слово читается по правилам, то отпадает необходимость запоминать его произношение индивидуально. Если же слово читается не по правилам, то следует обратить на него особое внимание и постараться запомнить его произношение, подобрав к нему аналогично звучащие слова из уже известных слов. Это нехитрое упражнение дает прекрасный результат.

И еще один важный момент: ученикам кажется, что очень многие слова в английском языке читаются не по правилам. Приходится убеждать их в обратном- большая часть читается по правилам; процент  исключений невелик,  хотя эта величина может варьироваться в зависимости от объема и содержания общего словаря и других факторов. Но даже и в случае исключений( убеждаю я своих учеников) обычно только часть слова( буква или несколько букв) дает необычное чтение или не читается. Поэтому можно поработать над такими словами, выписав их,  используя разные приемы, например: гласную букву в слове, читающуюся не по правилам, тем типом слога по которому она читается, и подобрать созвучное слово для лучшего запоминания: 2 тип:  only=lonely

        1 тип: finish=Finnish

   В отдельных случаях можно воспользоваться знаками фонетической транскрипции:      come[^]= cum- 1тип

        Where[   ]=ware- 4 тип.

   Правила излагаются постепенно, по мере усложнения материала. Затем можно использовать тренировочные упражнения на данное правило, а затем сопоставительные упражнения на новый и пройденный материал. Таким образом  за 10 минут  классной работы можно прочесть до 10 упражнений. Часть упражнений может быть отведена для самостоятельной работы.

Итак, подводя итог, можно сказать, что знание правил чтения английских слов помогает  решить ряд важных задач:

- знание графемно-фонемных единиц улучшает орфографические навыки учащихся;

-четкое понимание морфемного состава слова создает навык уверенной ориентировки в составе производных слов и в пользовании правилами словообразования;                                                                                  

 -умение правильно поставить ударение в слове предупреждает возникновение ложных аналогий как в английском языке, так и при сопоставлении с русским языком;

- умение  восстановить исходную форму слова очень важно для переводческой практики;

  -сумма знаний, получаемых в процессе изучения системы правил чтения и комплекс навыков, вырабатываемых на этой основе, обеспечивают более правильное и быстрое восприятие устной и письменной речи, что в комплексе способствует интенсификации процесса чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по английскому языку по теме «Обобщение и закрепление правил чтения слов в I и II типе слога»

Разработка урока «Обобщение и закрепление правил чтения слов в I и II типе слога». Целью урока является повторение лексического и грамматического материала, развитие навыка чтения слов, с опорой...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Пошаговые инструкции упражнений: "Сетка слов", "Кроссворд", "Найди пару", "Правило чтения", "Виселица" на Сервере LearningApps.org

Пошаговые инструкции упражнений:" Начало работы",  "Сетка слов", " Кроссворд", " Найди пару", "Правило чтения, "Виселица"" помогут учителям, родителям и ученикам быстро и правильно потренир...

Техники запоминания английских слов

Здесь представлены наиболее распространенные техники для запоминания иностранных слов, которые помогут в подготовке внеурочной самостоятельной работы...

Техника чтения: правило чтения буквы Оо как звук [ /\ ]

отработка произносительных навыков в средней школе...

Мастер-класс "Эффективные техники запоминания английских слов."

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта использования техник запоминания английских слов.Задачи:- передача своего опыта использования техник запоминания лексич...