Развитие навыков самооценки и самоконтроля обучающихся среднего звена через регулятивные УУД в рамках проектной технологии.
статья по английскому языку на тему

Турчина Ирина Юрьевна

Данная статья даёт понятие о приёмах развития самооценки у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vks_samootsenka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

К регулятивным действиям 

 относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Перед учителем ставится задача научить обучающихся ставить перед собой задачу, планировать и  анализировать свои действия, оценивать результаты своих действий и корректировать.

Одним из эффективных методов формирования регулятивных УУД, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации.

В своей практике по окончанию изучения темы я предлагаю учащимся несколько тем для проектов и они готовят либо групповые, либо индивидуальные проекты.

Остановимся на таких регулятивных УУД, как самоконтроль и самооценка.

Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Основная цель формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом .Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие.

При изучении иностранного языка самоконтроль и  самокоррекция играют важную роль в становлении самостоятельности учащихся.Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять ребятам возможность проверить свою работу, сверить с образцом.

Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

Для этого учитель должен:

показать учащимся, что любое обучение — это  единство двух процессов: передача ученику в той или иной форме учебного материала и выявление  степени усвоения этого материала.

ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Это – взаимопроверка. Обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной.  Полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и само коррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навыки самоконтроля и самоорганизации:

- сверка с написанным образцом;

- проверка по словесной конструкции;

- взаимопроверка с товарищем;

- коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

- сочетание коллективной и индивидуальной работы:

- самостоятельное придумывание заданий;

- выполнение заданий по алгоритму;

- выполнение задания по наводящим вопросам;

- выполнения задания по образцу;

- проверка с помощью сигнальных карточек;

- подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

- проговаривание «про себя» объяснения выбора.

Ключевым звеном в проведении контроля над действиями является сверка с образцом. Образец действия должен быть хорошо усвоен, прежде чем он может быть использован в самоконтроле за действиями, которые должны соответствовать именно этому образцу.

Учебник Биболетовой Enjoy English имеет достаточно упражнений, в которых учащимся следует сравнить с образцом.

- посмотрите на формуляры участников форума, ответьте на вопросы и заполните свой формуляр:

- найдите лишнее слово;

- Прослушайте запись диалога и составьте свой диалог между одноклассниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования (ФГОС НОО) так же  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

 Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Необходимо приучить ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки мною используются следующие формы:

Приёмы выработки  самооценки.

1. «Светофор».

Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

Данный приём очень хорошо работает в начальной школе. Нужно отметить, что дети с удовольствием пользуются этим приёмом на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

2. «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

 4. «Лесенка успеха»

Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

6. «Дерево успехов»

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

7. «Карточка сомнений»

+ - «Я понял все»;

-  - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;

? – «Не понял».

Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию  и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...

Проект "Использование личностно - ориентированных технологий на уроках английского языка. Развитие критического мышления у учащихся среднего звена через письмо и чтение".

Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и ор...

Формирование навыков самооценки и самоконтроля

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельн...

«Формирование навыков самооценки и самоконтроля у учащихся на уроках математики в условиях введения ФГОС ООО»

Важнейшая задача современной школы -формирование универсальных учебных действий. А их формированию способствуют умения  самоанализа и самооценки...

ДОКЛАД "Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью"

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся среднего звена, с лёгкой интеллектуальной недостаточностью....