Использование электронных проектов на уроках иностранного языка при формировании навыков работы в команде.
статья по английскому языку на тему

половина юлия михайловна

Участие в создании и использовании электронных проектов повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки работы в команде. В процессе проектной работы ответственность возлагается на всю команду. Самое важное то, что именно дети, а не учитель, определяют, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Электронный проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnye_proekty.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование электронных проектов на уроках иностранного языка при формировании навыков работы в команде.

Выступила:

 учитель первой категории МБОУ СОШ№1 им. З. Я. Лавровского ст. Ленинградской

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Создание электронных проектов, с использованием Интернета повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное  формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида.

Электронный проект - это новая технология и форма обучения с использованием Интернет-ресурсов. Процесс обучения с использованием электронных проектов может проходить с помощью Интернета как в школе на своем рабочем месте, так и дома.                                                                

Метод проектов

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать  и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике.                        

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. 

        Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, Интернету), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. 

        Одной из главных особенностей проектной деятельности, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

В своем выступлении  хотелось бы отметить такие формы работ, как:

  1. индивидуальная;
  2. парная;
  3. работа в команде.

При индивидуальном обучении удается наиболее полно реализовать индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. Повсеместному осуществлению индивидуального обучения препятствует, прежде всего, нехватка педагогических кадров. Существует  недостаток индивидуальной формы обучения: при ней каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников.

Работа в парах. Во время нее учащиеся работают по двое – за общим ученическим столом. Вообще говоря, учитель не должен их пересаживать.
Напротив, нужно предложить ученикам сесть по парам так, чтобы им было удобно и приятно работать вместе. Тем самым снимается трудность разделения класса на рабочие коллективы. Только если потом окажется, что та или иная пара неработоспособна (мешают друг дpyгу, или не могут справиться с материалом, или не хотят сотрудничать, или просто не могут включиться в работу), учитель должен их рассадить. Задание, которое дается парам, – работать вместе, советоваться. Пары рассматриваются как гомогенные (роли участников одинаковы, точнее – ученики постоянно меняются ролями обучающего и обучаемого). Лишь в крайних случаях (при наличии в классе особо сильных и особо слабых детей) возможно образовать гетерогенные пары («учитель» + «ученик»). Так что снимается трудность распределения обязанностей между парами и внутри пар. Эта форма коллективной работы может и должна занять достойное место на уроках по любому предмету.

Ещё одна педагогическая технология – работа в команде. Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины?  Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников? И наконец, как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты? Думаю, каждый учитель был бы рад найти ответы на эти вопросы. В старшей школе учителя уже не первый год, с успехом используют различные методы и формы работы в команде. В последние годы обучение в команде стало одной из эффективных и популярных технологий.  За последние годы идеи обучения в командах приобрели заслуженную популярность у учителей иностранных языков. Возникает вопрос: чем же так привлекательна технология обучения в командах?

        В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который противопоставляется неудачам другого ученика. Безусловно, умение работать самостоятельно и достигать поставленных целей очень важно. Но мы призваны готовить детей к жизни  в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи.          Именно на принципе сотрудничества и строится обучение в командах. Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников команды. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды.

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета . Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.

            Обучение в командах основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого. Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей командой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

  • задание построено таким образом, что каждый из участников команды получает для работы лишь часть материала;
  • за каждым из участников команды заранее закреплена определенная роль;
  • вся команда должна представить единый продукт своей деятельности;
  • успех команды зависит от достижения определенной цели всеми участниками команды;
  • участники команды ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);

Теперь несколько слов о принципе личной отчетности. При планировании командной работы учитель должен продумать, каким образом каждая команда будет представлять продукт совместной работы. Публичное выступление каждого ученика команды должно являться необходимым условием презентации результатов работы. Многие из структур в рамках обучения в команде предполагают личную отчетность каждого в той или иной форме. И, наконец, очень важно, чтобы работа в командах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени .

Каково оптимальное количество учеников должно быть в одной команде? Это очень важный вопрос, от которого порой зависит работа учителя по составлению заданий.

Практика показывает, что предпочтительно формировать команды по четыре человека. Такое деление позволяет организовать наиболее эффективную работу в парах внутри одной команды: каждый из участников команды может последовательно работать в трех разных парах (принцип социального взаимодействия). В случае если класс не делится на группы по четыре человека, можно воспользоваться следующими инструкциями: если остается один ученик, поместите его пятым в команду, где он сможет принести максимальную пользу и получить максимум знаний. Если остались двое, добавьте к ним одного человека из другой команды, таким образом, вы получите две команды по три ученика. В такой ситуации следует заранее позаботиться о таких заданиях, которые были бы приемлемы для групп как по четыре, так и по три ученика.

При организации обучения в команде на стадии формирования команд учителю приходится выбирать наиболее подходящий для данного вида работы тип команды. Как сделать правильный выбор, чтобы обеспечить наиболее эффективную работу команд? Существует множество разных типов команд. Выбор того или иного типа зависит от целей, которые преследует учитель при организации работы в командах.

Многие специалисты в области обучения в команде считают разнородность команд определяющей характеристикой этой методики. Разнородные команды обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в команду поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в классе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав команды и по этому признаку. Можно выделить следующие достоинства данного типа команды:

  • учитель сам формирует команды, обеспечивая баланс в каждой команде;
  • обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
  • “слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
  • в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в командах.

Организация процесса. Создание электронных проектов в команде при обучении иностранному языку

        Если говорить об использовании метода проектов в практике обучения иностранным языкам, то, разумеется, наибольший интерес представляют электронные проекты. Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

Метод электронных проектов – это комплексный обучающий метод, который дает возможность разнообразить учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Создание и использование электронных проектов позволят учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Такая методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника электронного проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Одной из главных особенностей проектной электронной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, мультимедийная презентация.

В обучении английскому языку метод по созданию и использованию электронных проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Организационный этап в обучении английскому языку. Электронный метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учитывая высокую загруженность учащихся, они разрабатывают электронные проекты по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема электронного проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся.

Выполнение проекта. Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над электронным проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками Интернета, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над электронным проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник команды. Необходимо помочь каждой команде определиться с конкретной темой, именно посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.  Здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.  На этом этапе продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи другой команде. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с командами. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному электронному проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать.  В итоге команда  приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.

Важным условием эффективной работы над электронным проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

 Презентация. На третьем этапе работы в рамках электронной проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим выполнением проекта. Использование компьютера и Интернета придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих презентаций на компьютерах, совершенствуют навыки работы на компьютере. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Заключение: метод электронных проектов – актуальность и результативность. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная  деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в создании и использовании электронных проектов повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки работы в команде. В процессе проектной работы ответственность возлагается на всю команду. Самое важное то, что именно дети, а не учитель, определяют, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Электронный проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка;
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной  программы;
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Использование электронных проектов на уроках эффективно расширяет лингвистический кругозор учащихся, а так же позволяет приобщаться к культуре страны изучаемого языка. Проведенное теоретическое и практическое исследование способствует утверждению о том, что данная методика эффективна. Таким образом, решив поставленные задачи, мы достигли цели нашего исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка – М., 1964.
  2. Галиулина Т.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  3.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.
  4. Гаргай В.Е. Опыт педагогического проектирования на западе и в России» // Сибирский учитель, 2004 №2
  5. Гусельникова Е.В. «Как работает школьный Интернет-класс», Москва, РАО, 2000
  6. Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, №5.
  7. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»
  8. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во “Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”, ‘Cambridge University Press’, 2001.
  9. Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, №3.
  10. Корюга Н.Б. Сборник «На урок в Интернет», материалы Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года», Москва, РАО, 2000.
  11.  Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003г.
  12.   Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности и деятельности//Иностранные языки в школе. – 1974, №1,стр. 80-86.
  13.  Подопригорова Л.А. «Использование интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ, 2003, №5.
  14.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. - М., 1999.
  15.  Полат Е.С. Современные гимназии: взгляд теоретика и практика" - М.,  1999.
  16.  Полат Е.С. "Типология телекоммуникационных проектов" - Наука и школа - № 4, 1997.
  17.  Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997.
  18.  Полат Е.С. Компьютерные телекоммуникации - школе / - М., 1995
  19.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Сост. Е.С. Полат,. - М.: Академия, 2000.
  20.  Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку»
  21.  Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе».
  22.  Чернобай С.Б. «Организация международных проектов по    электронной почте: Проблемы и преимущества». Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе «Школа – Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003.
  23.  http://www.klyaksa.net/
  24.  http://virtlab.ioso.ru/method.htm
  25.  http://festival.1september.ru/
  26.  http://www.rhga.ru/angl/metod.html
  27.  http://www.pedlib.ru/
  28.  http://pedsovet.org/forum/index.php
  29.  http://revolution.allbest.ru/pedagogics.html

             

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья из сборника "Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области"...

Использование дидактического синквейна на уроках иностранного языка и во внеклассной работе

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулирова...

Доклад "Использование метода проекта на уроках иностранного языка "

При изу  чении иностранного языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процес...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Актуальность, виды и этапы работы над проектом на уроке иностранного языка....