Использование игровых технологий на уроке английского языка в соответствии с ФГОС
статья по английскому языку по теме

 Статья представляет собой методические рекомендации  для  молодых учителей по применению игровых технологий на уроке открытия новых знаний в начальной школе и на среднем звене на различных этапах урока, с целью усиления мотивации обучения. Возможно эти рекомендации будут полезными для тех. кто начинает свою педагогическую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx242.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроке английского языка в соответствии с  ФГОС

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, основным положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.                                                                                                            На мой взгляд, основным требованиям современного образования в условиях реализации ФГОС на начальном и среднем этапе обучения иностранному языку отвечают игровые технологии. Иностранный язык как  предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего и среднего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами и формировать общеучебные умения и межпредметные навыки.                                                                                                                          Игра на занятиях по иностранному языку — это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре  равны все ученики. Она доступна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и плодотворно сказывается на результатах обучения.                                                                                          Информационная коммуникация , к которой быстро приобщаются современные дети, вынуждает нас, педагогов, все чаще обращаться к нестандартным формам и методам проведения урока. Другими словами, учебная деятельность строится таким образом, что обучаемые становятся непосредственно участниками  процесса, способными самостоятельно ставить  и  решать  учебные,  исследовательские  и  познавательно-коммуникативные задачи. Связано это также с тем, что ребенок сегодня знает и умеет, но не хочет. Поэтому без системы мотивации к познанию обучение не будет результативным.                                                                                                    Для эффективного решения проблемы, связанной с повышением мотивации к изучению английского языка, я обратилась к одному из самых распространенных на сегодняшний день направлению в сфере образования — к  игровым технологиям. Они основаны на принципах равенства, вдохновляют на развитие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления. Выделяются следующие механизмы, которые делают игру уникальным средством педагогики в рамках ФГОС и системно-деятельностного подхода:

  • мотивация;
  • прикладной характер игр;
  • субъектность ученика;
  • овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные, познавательные, коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.). Все это способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, согласно стандартам второго поколения.                                                                                                       Основная особенность моего подхода заключается в том, что игру можно и нужно применять на различных (или всех) этапах урока, тем самым будет реализовываться дифференцированное обучение, иначе говоря, индивидуальный подход к каждому ребенку.                                                                           Рассмотрим данную гипотезу в рамках урока открытия нового знания, который имеет следующую поэтапную структуру:

  • мотивация к учебной деятельности;
  • актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности;
  • выявление причин затруднения и постановка цели деятельности;
  • построение проекта выхода из затруднения;
  • реализация построенного проекта;
  • первичное закрепление во внешней речи;
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия деятельности.

Остановимся более подробно на каждом из этапов с учетом применения игровых методов и форм работы.

  • Мотивация к учебной деятельности

На данном этапе, на мой взгляд, целесообразно использование такого игрового приема как «Минутка вхождения в урок», например: «Дерево настроения»,  когда ученики в начале урока прикрепляют на рисунок дерева на доске смайлики, отражающие их настроение.                                                                                                                                       Мотивируя познавательную деятельность обучающихся в начале урока, я применяю игры на угадывание темы занятия. Самая простая, но достаточно интересная и плодотворная игра “Wonder field” («Поле чудес»): учащиеся по очереди называют буквы, если буква названа неверно, то ход переходит другому игроку. C:\Users\Марина\Desktop\205056591_w640_h640_derevo_1.jpg

  • Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

В ходе данного этапа предполагается проверка домашнего здания и выполнение пробного учебного действия. Организовать проверку домашнего задания можно также  играя. Для того, чтобы уйти от скучного традиционного контроля выполнения заданной работы на дом, я использую интерактивный элемент «Рулетка», сгенерированный с помощью образовательного контента classtools.net и позволяющий случайно выбрать ученика, который будет отвечать. C:\Users\Марина\Desktop\загруженное.png

Что же касается выполнения пробного учебного действия с новым материалом, то здесь подойдут различные игры, викторины и упражнения, выполненные на сайте learningapps.org. Так, при изучении темы: “Animals” («Животные») перед введением нового лексического материала учащимся предлагается сыграть в игру “Find a pair” («Найди пару»). Ученики пробуют сыграть в данную игру, но приходят к выводу, что не знают слов. Тем самым, они выявляют причины затруднений и ставят цели и задачи урока.

ukolova_2

  • Реализация проекта выхода из затруднения

На текущем этапе преобладают групповые и парные формы работы. Например, при изучении какого-либо грамматического материала целесообразно проведение игры “Make a sentence” («Составь предложение»): класс делится на две или три группы, которым необходимо из хаотичного порядка слов составить предложение. Затем учащиеся представляют полученные работы и вместе с учителем выводят правило.

  • Первичное закрепление во внешней речи

Для первичного закрепления полученных знаний подходит игра “Tic-tac-toe” («Крестики-нолики»), где основное правило, как и в оригинальной игре, составить ряд крестиков или ноликов. При этом учащимся необходимо придумать предложение с новым грамматическим или лексическим материалом.

a bear

is

what

is

(an) animal

there

( is) big

a cat

is

  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Одним из вариантов выполнения самостоятельной работы с самопроверкой на моих уроках открытия новых знаний является разыгрывание различных ситуаций с помощью кукольного театра. Например, на уроке английского языка в 4 классе на тему “Regular and irregular verbs” («Правильные и неправильные глаголы») ребята разыгрывали фрагмент сказки «Три медведя». Ещё одно весьма действенное упражнение на повторение и контроль знаний неправильных глаголов это интерактивная презентация, во время которой учащиеся проверяют свои знания трёх форм неправильных глаголов.

  • Включение в систему знаний и повторение

Данный этап можно охарактеризовать как границу применимости нового знания, т. е. учащиеся должны  показать, насколько они усвоили тот или иной материал в системе уже изученных знаний. Здесь я часто использую интерактивные задания и игры, например «Street Cats», где учащиеся в процессе игры демонстрируют умения составлять предложения и вопросы, соблюдая порядок слов и одновременно участвовать в игре.https://static.classdojo.com/img/page_learn-more/phone-a.png

  • Рефлексия деятельности

Для самооценки учениками собственной учебной деятельности я использую приложение “ClassDojo”, созданное по мотивам известного мультфильма «Университет монстров».

Данное приложение позволяет ученику проследить свою активность на уроке и возможность самому оценить себя: как участвовал в процессе урока, помогал ли другим, как работал в команде, справился ли  с конкретной учебной задачей и т. д. Кроме этого, с помощью данного контента можно регулировать поведение и дисциплину на уроке. Учащиеся могут с легкостью контролировать и прослеживать свои успехи и достижения в учебной деятельности в игровом формате.                                                                                                                                            Тоже происходит и на уроках рефлексии, которые проходят в формате викторины по пройденному разделу. Учащиеся активно работают на таких занятиях, с большой охотой включаются в урок, предлагая свои варианты проведения: индивидуально или в группах.                                                               Кроме этого, организуя процесс обучения иностранному языку, учителю следует принимать во внимание  необходимость применения элементов здоровьесберегающих технологий, которые также построены на игровых приемах. Дети с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах,  танцуют, выполняют упражнения, стремятся сами выступить в роли инструктора, что создаёт положительный эмоциональный настрой и условия для развития мотивации к изучению учебного предмета.                                                  Таким образом, анализируя применение игровых форм урока, можно сказать, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что для того чтобы поддержать интерес у ребят к предмету, необходимо использовать на уроках игровые технологии....

Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.

Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...

Использование игровых технологий на уроках английского языка. Лексические игры.

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является п...

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение...

Использование игровых технологий на уроках английского языка, как один из путей формирования познавательного интереса учащегося

Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество....

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...