Патриотическое воспитание учащихся на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Приводится опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_vospitanie_uchashchihsya_doklad.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведческого музея как основа формирования современного национального идеала гражданина России

Содержание:

Введение. Актуальность темы.        2

  1. Развитие краеведения и история возникновения школьных        3

музеев.

  1. Цель создания и деятельности школьного музея, основные        4

задачи музея.

  1. Основополагающий принцип музейной теории и практики и        5

его реализация в процессе деятельности музея.

  1. Музей как своеобразное учреждение, имеющее признаки.        7
  2. Потенциал воспитательного воздействия музея.        8
  3. Необходимость соблюдения принципов комплексного        10

воспитания и развития детей в процессе деятельности музея.

  1. Роль краеведения в формировании настоящего патриота.        11
  2. Программа деятельности и прогнозируемые результаты        12

воспитания истинных патриотов на примере деятельности краеведческого музея школы № 127 Красноглинского района г.о.

Самара.

Вывод        14

Список литературы        15

Приложения        17

Введение

Актуальность темы определяется современной социально- экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.

Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержания форм и методов деятельности школьного музея.

Детская аудитория является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

  1. Развитие краеведения и история возникновения школьных

музеев.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историкокраеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиявшем широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады: их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

з

  1. Цель создания и деятельности школьного музея, основные задачи

музея

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно- патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

  1. Основополагающий принцип музейной теории и практики и его реализация в процессе деятельности музея

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения, кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности, они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научносправочного материала, формулированием гипотез, предположений,_идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, литературы, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Самарского края.

  1. Музей как своеобразное учреждение, имеющее признаки

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея. Каждый        музей

предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе в соответствии с логикой разделов музея. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций. Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства. Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

  1. Потенциал воспитательного воздействия музея

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории. Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.

Можно сказать, что краеведение — наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы. Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

  1. Необходимость соблюдения принципов комплексного воспитания и развития детей в процессе деятельности музея.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом, проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея; использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам, пожилым людям, использование музейной деятельности дополнительным образованием школы; самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания жизни музея; помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда; связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда; обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея; строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов; организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение.

Историческое краеведение играет важную роль в формировании исторического сознания и патриотического воспитания.

  1. Роль краеведения в формировании настоящего патриота.

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов.

Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 127 давно славится своими краеведческими традициями, на материалах многочисленных походов по родному краю был создан школьный краеведческий музей, которому в 2012 году исполняется 25 лет. Одним из ключевых направлений воспитательной работы школа определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин: на протяжении всего периода своего существования школа выполняет социальный заказ родителей - воспитание школьника- гражданина, патриота своей страны. Наша школа является уникальным учреждением в образовательном пространстве, т.к. сочетает учебный и воспитательный процессы. Умело выстроенный учебно-воспитательный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов. Школа имеет большой опыт в воспитании и обучении, из стен школы выходят достойные граждане РФ. Традиционно обучающиеся школы представляют школу на соревнованиях, конференциях различного уровня - районных, региональных, защищая честь школы.

  1. Программа деятельности и прогнозируемые результаты воспитания истинных патриотов на примере деятельности краеведческого музея школы

В школе создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа деятельности школьного краеведческого музея. Цели программы:

  • содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании обучающихся;

-создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;

-использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Принципы построения программы:

-принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самоопределения, саморазвития, самореализации личности обучающегося;

-принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

-принцип самовыражения участников педагогического процесса; -принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

-принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.

Программа рассчитана на пять лет и опирается на знания обучающихся по различным школьным предметам (истории, обществознанию, краеведению, литературе, музыке, экологии, ИЗО).

Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала, особенно его регионального компонента; заинтересованность педагогов.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать:

  • достижение обучающихся на районных и областных научно- практических конференциях;
  • работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
  • постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов;
  • интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в

положительных изменениях, происходящих с личностью обучающегося, в их духовном росте. Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:        собеседования с обучающимися,

методики сочинений, наблюдения, тестирования, анкетирования, метода самооценки. На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.

Вывод

Таким образом, работа по краеведению открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными фактами, событиями, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.

Организация в нашем ОУ краеведческой деятельности, начиная с ближайшего социального и природного окружения - это введение ребенка в мир малой и большой Родины « не беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины». (В.А.Сухомлинский).

Такой системный процесс по интеграции учебной и краеведческой работы, который является одним из путей гуманизации обучения, дает возможность нашему коллективу не только последовательно формировать у наших воспитанников «Я - концепцию», но и активно познавать свою малую Родину, ее природные и человеческие достопримечательности, а также закладывать основы национальной и нравственной культуры.

Литература:

  1. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., Академия, 2001.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" - М., 2002, 160 с.
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996

5.Абрамов А.В.        Становление и развитие современного российского патриотизма

 как явление политического сознания. Дисс. . канд. политол. наук. -М, 2001,- 181 с.

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
  2. Аникеев А.С. О некоторых методических приемах обучения, используемых в гражданском образовании // Реализация прав ребенка: возможности демократического школьного климата. М., 2003.
  3. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991. -256 с.
  4. Аронов А.А. Воспитывать патриотов:        Книга для учителя.-М.:

Просвещение, 1989.

  1. Безрукова B.C. Теория педагогической интеграции как методологическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск, 1991.-С. 5-13.
  2. Болотов В.А., Путилин В.Н. О военно-патриотическом воспитании молодежи // Внешкольник. 2000. - № 2. - С. 12-13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные...

Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка с УМК "Английский в фокусе"

«Патриотическое воспитание на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС на примере УМК «Spotlight» *...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРАХ ИСТОРИИ РОДНОГО ГОРОДА (Ленинград - Санкт-Петербург)

Я люблю свой город и свою страну. Хочу, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины. Поэтому на уроках английского языка мы говорим о знакомых с детства домах, улицах и парках Выборгского района...

Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Выступление на педсовете "Нравственно-патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка"...

Статья "Патриотическое воспитание обучающихся на уроках английского языка"

Патриотическое воспитание обучающихся имеет огромное значение и актуальность в нашем современном мире.Необходимо возобновлять  эту важную работу в школе,чтобы обучающиеся были патриотами своей ст...