Рабочая программа веурочной деятельности "Моя малая Родина"
рабочая программа по английскому языку на тему

Приводится рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_mal_rodina_prog_vneur_deyat.docx53.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 127

г.о. САМАРА

«Согласовано»                                           «Согласовано»

Руководитель  МО                               Заместитель директора

___________/ Е.Г.Пантелеева             школы по УВР МБОУ

Протокол №______                               СОШ № 127

 от «____»___________2014 г.         ________/ С.А. Тимошекская

           «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 127

г.о.Самара

__________________В.Г.Этенко

     Приказ №______      от     «_____»____________2014 г.

Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Моя малая родина»

(для учащихся 3 а и 3б классов)

Разработана

 учителем английского языка

МБОУ СОШ № 127

Осиповой Е.Г.

2014 г.

Пояснительная записка.

          Рабочая программа по курсу «Моя малая родина» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

          Практическая значимость. Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

 Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

       Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка,  направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного  развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

Необходимо использовать межпредметные связи в программе внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Программа внеурочной деятельности «Моя малая родина», так как многие темы других предметов по своему содержанию тесно соприкасаются с темами данного курса.

Связь с русским языком и литературой. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. В процессе деятельности ведётся работа над развитием осознанного чтения.

Связь с окружающим миром. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность  взглядов, идей, связь с природными явлениями и культурными ценностями народов.

Связь с изобразительным искусством. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Вид: модифицированная программа.

  Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Поволжья, как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;

- изучение проблем развития края (населенного пункта);

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

 - укрепление семейных связей:

           заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;

           наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;

           изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;

            общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;

            совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

           формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

Развивающие задачи:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;    

- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию творческой инициативы.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, происходит прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:

- личностное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности:

- целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

- саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 3   класса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

Знать:

  • родословную своей семьи
  • историю своего населённого пункта, различных учреждений
  • историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
  • основные краеведческие термины и понятия
  • администрацию района и своего населённого пункта, правительство, губернатора Челябинской области, значения официальных символов
  • основные этапы и ключевые события истории Среднего Поволжья с древности до наших дней
  • изменения природной среды  в результате деятельности человека
  • особенности природы, населения
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства
  • природные и антропогенные причины  возникновения экологических проблем
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей

Уметь:

  • рассказывать о важнейших событиях истории Поволжья, образовании Жигулевских гор, Красноглиского района и своего населённого пункта
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
  • работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
  • описывать традиции народов своего края
  • показывать на карте границы и географический центр Самарской области, Красноглинского района.
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов
  • составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты
  • работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проведения самостоятельного поиска информации
  • понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
  • ориентирования на местности и чтения карт
  • учёта фенологических наблюдений в природе своей местности
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
  • высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Самарского края
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов Поволжья в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

        Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.

       Программа рассчитана на школьников 3 класса. Продолжительность реализации программы включает периоды с  сентября  по май. Представленная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Количество часов аудиторных занятий составляет  30%  от общего количества занятий.

Структура курса

Содержание программы

Данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

Программа выполняет две функции:

               - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

              - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

         - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

         - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

В содержании:

            - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

            - понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.

В организации:

        - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

        - придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

        - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

          Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников «Моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

1. История моей семьи (5 часов).

2. История своего посёлка (5 часов).    

3. История открытия нашего края (5 часов).

4. Красноглинский район – жемчужина Самарского края (5 часов).

5.Самарская область–  субъект Российской Федерации (5 часов).

6. Природа нашего края (5 часов).

7. Природные комплексы края (4 часов).

Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.

                        Тематическое планирование.

                         1. История моей семьи (5 часов).

Моя родословная. Генеалогическое дерево семьи.

Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего посёлка.

4) Изучение традиций семьи и их описание.

                        2. История своего посёлка (5 часов).    

История создания горно-обогатительного комбината, строительства посёлка. История школы и других учреждений посёлка.

Народы, заселяющие населённый пункт. Традиции народов, живущих в посёлке.

Практические работы.

1) Экскурсия на ООО « Кузнецов».  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии предприятия и посёлка.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4)  Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.

                     3.История открытия нашего края (5 часов).

Открытия и исследования Самары.

История Жигулевских гор. Рождение гор. Легенды о Жигулях.

Практические работы.

1) Работа с картой Самарской области.

2) Исследование полезных ископаемых Поволжья.

3) Составление рассказа о биографии Жигулевских гор.

           4. Красноглинский район – крупный железнодорожный узел (5 часов).

История района.

Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

Символы района.

Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Красноглинского района.

2)  Изучение символики района.

        5.Самарская область –  субъект Российской Федерации (5 часов).

Самарская область на карте мира, на карте Российской Федерации.

Границы, пограничные территории.

Самара – столица нашей области.

Официальные символы.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Самарской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

                         6. Природа нашего края (5 часов).

1) Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные. Красная книга Самарской области.

2) Край рек и озёр. Водные объекты нашего края. Озёра – здравницы. Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

         3) Климат и погода. История метеонаблюдений. Современные наблюдения за погодой. Опасные погодные явления. Местные приметы о погоде. Климатическая характеристика района проживания.

Практические работы.

1)  Составление рассказа об озёрах и реках Самарской области.

3) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.

4) Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».

5) Составление альбома о местных животных и растениях.

                 7. Природные комплексы края (4 часов).

Природные комплексы и их охрана.

Заповедники 21 века.

Памятники природы края.

Практически е работы.

1)  Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

3) Заочное путешествие по Самарской Луке.

Раздел, тема.

Количество часов

Форма занятий

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

История моей семьи.

1. Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная.

2.Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.

3. Традиции семьи.

Практические работы:

1) Составление древа семьи.

2) Исследование старых фотографий и их анализ.

3) Изучение традиций семьи и их описание.

История своего посёлка.    

1.История создания горно-обогатительного комбината, строительства посёлка.

2.История школы и других учреждений посёлка.

3. Народы, заселяющие населённый пункт.

4. Традиции народов, живущих в посёлке.

Практические работы.

1) Экскурсия на ООО  «Кузнецов» с целью изучения его истории развития.  

2) Посещение музея с целью анализа данных о развитии завода и посёлка.

3) Изучение материалов об истории школы и других учреждений населённого пункта.

4) Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.

История открытия нашего края.

1. Открытия и исследования Самары. История Жигулевских гор.

2. Рождение Жигулевских гор.

3. Горная решётка. Основные хребты горной части Самарской области.

4. Полезные ископаемые Поволжья. Древняя история подземных кладовых.

Практические работы.

1) Работа с картой Самарской области.

2) Исследование полезных ископаемых Поволжья.

3) Составление рассказа о биографии Жигулевских гор.

Красноглинский район – крупный железнодорожный узел.

1. История района.

2.  Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.

3.Символы района.

4. Администрация района.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Красноглинского района.

2) Изучение символики района.

Самарская область –  субъект Российской Федерации.

1. Самарская область на картах мира и  России.

2. Границы, пограничные территории.

3. Самара – столица нашей области.

4. Официальные символы.

5.  Губернатор и правительство области.

Практические работы.

1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Самарской области.

2) Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.

3) Достопримечательности города Самары.

Природа нашего края.

1. Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные.

2. Красная книга Самарской области.

3. Край рек и озёр. Водные объекты нашего края.

4. Озёра – здравницы.

5.  Характеристика местных озер, использование в хозяйственной деятельности.

Практические работы.

1)  Составление рассказа об озёрах и реках Самарской области.

2) Заочная экскурсия в районный метеорологический пункт.

3) Составление альбома о местных животных и растениях.

Природные комплексы нашего края.

1. Природные комплексы и их охрана.

2. Заповедники 21 века.

3. Памятники природы края.

Практические работы.

1) Конкурс плакатов и рисунков «Берегите природу!»

2) Викторина об охраняемых территориях и заповедниках нашего края, памятниках природы.

3) Заочное путешествие по  Самарской Луке.

4) Составление правил поведения на территории памятников природы.

5

2

2

1

5

1

1

1

2

5

2

1

1

1

5

1

2

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

4

1

1

2

экскурсия

Рассказ учителя

Беседа

Практическая работа

Беседа

экскурсия

Исследовательский проект

Беседа

Экскурсия на ООО  «Кузнецов»

Рассказ учителя, посещение музея

Просмотр презентации и обсуждение

Экскурсия

эксурсия

Рассказ учителя

Практическая работа с картой

Практикум по изучению полезных ископаемых

Практическая работа

Составление рассказа

Экскурсия по району

Интеллектуальный марафон

Рассказ учителя

Беседа

Просмотр презентации

Просмотр презентации

Экскурсия в музей

Просмотр презентации

Работа с энциклопедией

Рассказ учителя

Практическая работа

Практическая работа

Экскурсия

Выставка

экскурсия

Рассказ учителя

Путешествие по заповедному краю

Экскурсия

Викторина

Экскурсия. Просмотр презентации с обсуждением

Экскурсия в музей

Просмотр презентации

Работа с энциклопедией

Рассказ учителя

               Ресурсное обеспечение

Кадровое: учитель английского языка.

Материально-техническое: школьный краеведческий музей, экспонаты музея, ноутбук, проектор.

Уровень результатов работы по программе

 Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о родном крае, егоприроде, истории, культуре, народах, населяющих Самарскую область, об их обычаях и традициях; о правилах продуктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: приобретение опыта участия в   проектах на муниципальном и городском уровнях, опыта самоорганизациии и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта действий «командой , опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей, влияний (последствий) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. У учеников сформируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её  этническом, гендерном и других аспектах.

 

Рекомендуемая литература.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

3. Афтографы. Материалы из архивов музеев и библиотек, из архива Управления культуры администрации Самарской области. Тольятти, «Ника», 2012.

4. Ведерникова Т.И. « Этнография и праздничная культура Народов Самарского края» , Самара 2011г.

5. Ведерникова Т.И. « Этносы Самарского края», Самара, 2003г.

6. Ведерникова Т.И., Бурдина В.Г. « Этнография и праздничная культура Народов Самарского края». Самара,  2011г.

7. О.И. Давыдова, Верховская Т.А. «Кухня народов среднего Поволжья», Самара, 2004 г.

8. Дмитриева Э.Я., Кабытова И.С. Самарская область (география, история, экономика, культура). Самара, 2009.

9. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

1. И.В. Жигальва. Самара. Самарское книжное издательство, 2005.

2. Месяцеслов. Народные приметы, обычаи, поверья. Москва, «Сова», 2005

3. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 2010.

4. Дмитриева Э.Я., Кабытова И.С. Самарская область (география, история, экономика, культура). Самара, 2009.

Интернет-ресурсы:

http://ru.mobile.wikipedia.org/wiki/Самарская_губерния

http://www.gubernya63.ru/

http://forum.tatar.info/index.php?showtopic=86

http://utur.okis.ru/

http://metalloiskateli-info.ru/gubernii-i-oblasti-rossijskoj-imperii/samarskaya-guberniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа воспитания "Моя малая Родина"

Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год...

Программа кружка «Моя малая родина. Кайбицкий район - Надеждино»

Программа географического кружка "Моя малая Родина. Кайбицкий район - Надеждино" предназначена для учащихся 8-9 класса, рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой...

Программа краеведческого кружка.Малая Родина.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими пре...

Программа краеведческого кружка.Малая Родина.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими пре...

Программа краеведческого кружка.Малая Родина.

Краеведение всесторонне изучает малые территории. С помощью  кружковой работы мы имеем возможность помочь ребенку осознать те многообразные  связи, существующие  между нами и нашими пре...

Конспект проведения занятий в 3 группе по теме: Прогулки в Парке культуры и отдыха автозавода «ЗОЖ и ОБЖ» к программе реабилитации «Моя малая родина»

Конспект проведения прогулки в 3 группе  по теме: «История, литература, спортивные тренажёры и деревья в парке» Цель: Создать условия для позитивного отношения к истории и природ...

Рабочая программа. Кружок "Моя малая Родина"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для фо...