программа воспитания "Моя малая Родина"
рабочая программа по теме

Дьякова Анастасия Александровна

Данная программа рассчитана на 5 лет. Прилагается план мероприятий на каждый год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА »

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2008/2012 учебный год

ПРОГРАММА  ВОСПИТАНИЯ  

МОУ     «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 7»

на 2008 - 2012 годы

 

  Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

   Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Безусловно, она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой совершается становление личности. Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей -  цель воспитательной работы нашей школы.

   Вся воспитательная система школы строится на принципах, заложенных в Уставе школы, на основе личностно ориентированного подхода.

   Возрождение российского общества возможно только при формировании у подрастающего поколения высоких моральных качеств, поэтому мы ставим в центре внимания патриотическое, духовное и нравственно - эстетическое воспитание, нацеленных на формирование основных качеств личности.

   Поэтому сегодня коллектив школы ведёт поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития.

 

Цель и задачи воспитания

Цель – воспитание личности:

- мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей чётко сформированными навыками учебной деятельности;

- творческой, стремящейся к преобразующей деятельности;

- духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни;

- гуманной, стремящейся к миру и добрососедству, милосердию, способной к состраданию и оказанию помощи;

- практической, знающей основы экономики, владеющей грамотностью, языками, хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, свободным выбором содержания жизнедеятельности;

- любящей свою малую и большую Родину.

     Вышеназванная цель требует решения ряда задач:

- включение учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;

- обеспечение единства и взаимосвязи формирования моральных знаний, умений и навыков поведения;

- формирование психологической готовности к рефлексии.

   Одна из ведущих задач педагога – помочь ребёнку осуществить право быть самим собой. Поэтому основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая  жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

  Программа  «Моя малая Родина»,

 рассчитанна на 5 лет (2008 -2012гг)

Первый этап:      2008 - 2009 учебный год -64 года со дня Победы в Великой Отечественной Войне «Поклонимся великим тем годам».

Второй этап:       2009-2010  учебный год  - «Моя малая Родина».

Третий этап:       2010  -2011 учебный год -  год здоровья  «В здоровом теле – здоровый дух».

Четвертый этап:  2011 -2012 учебный год  - год школы  «Дом, в котором я живу».

План мероприятий по реализации программы «Моя малая Родина»

2008 -2009 учебный год.

«Поклонимся великим тем годам».

Интеллектуально -познавательное

направление

Беседы на классных часах  о самоотверженном труде советских людей в тылу, об их мужестве и героизме.

Встречи с ветеранами войны.

Гражданско– патриотическое направление

Линейка Памяти.

Месячник оборонно – массовой работы и военно – патриотического воспитания.

Нравственно – эстетическое направление

Презентация «Маленькие герои большой войны» (о детях -  героях).

Классный час «Песни войны»

Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава».

Межэтническое направление

Беседа «Народы Северного Кавказа в годы ВОВ»

Спортивно– оздоровительное направление

Спортивные соревнования, игры,

кроссы(1 – 11 классы)

2009 -2010 учебный год.

«Моя малая Родина»

Интеллектуально - познавательное        

 направление

Беседы об истории школы, села, района.

Экскурсии в музей.

Встречи с интересными людьми села.

Гражданско –

патриотическое направление

Классные часы: «История Отечества»,  «Русские богатыри», «Русские полководцы» (на примерах отечественной истории и традициях русской армии).

Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля».

Вахта памяти.

Нравственно – эстетическое направление

Классный час: «Не исчезай моё село».

Фотоконкурс «Село вчера и сегодня».

Викторина «Моя малая Родина».

Межэтническое направление  

Конкурс плакатов  «Село моё родное».

Спортивно– оздоровительное направление

Спортивные соревнования, игры, кроссы.

 

20010 -2011 учебный год.

Год здоровья.  «В здоровом теле здоровый дух».

Интеллектуально - познавательное

направление

Беседы с целью пропаганды здорового образа жизни, раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой, понимание физиологии здоровья.

Тематические классные часы: «В здоровом теле  - здоровый дух», «Нет наркомании», «Час здоровья»

Гражданско –

патриотическое направление

Всемирный день Земли.

Беседа «Не навреди себе, не навреди Земле».

Познавательная игра «Моё Отечество»

Нравственно – эстетическое направление

Познавательное мероприятие «Преступление и наказание»

Спортивно– оздоровительное направление

Спортивный марафон. День здоровья.

Спортивные соревнования, игры, кроссы.

 

 

        

            

2011 -2012 учебный год.

Год школы «Дом, в котором я живу и учусь»

Интеллектуально - познавательное

 направление

Беседы о гражданском долге и уважительном отношении к родителям, учителям.

Беседы об отношении между членами семьи.

Классные часы: «Мои права и обязанности», «Тепло, отчего дома»

Родительское собрание: «Семейное счастье…. В чём оно?»

Гражданско –

патриотическое направление

«Круглый стол» «Знаменитые семьи России».

Нравственно – эстетическое направление

Создание «Родословной класса»

Классный час  «Семейные хроники».

Беседа «Нравственное воспитание в семье».

Межэтническое направление

Беседа «Эстетическое воспитание в семье».

Спортивно– оздоровительное направлениё

Встречи родителей с врачами по теме «Здоровье детей в наших руках».

Спортивные праздники

Система воспитательной работы школы базируется на следующих принципах:

- в центре внимания - внутренние ценности, нереализованные возможности ученика;

- ученик- субъект воспитательного взаимодействия;

- ученик и учитель находятся в партнёрских отношениях;

- добровольность в принятии содержания и формы творческой деятельности;

- школа- зона психологического комфорта для ребёнка и педагога.

Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимозависимых и взаимосвязанных блока:

   1.  Воспитание в процессе обучения.

   2.  Внеурочная деятельность.

   3.  Внешкольная деятельность.

Принципы, на которых строится учебно - воспитательный процесс в школе, находят своё продолжение во внеурочной работе.

    Внеурочная деятельность в школе осуществляется по ряду важнейших направлений:

              1. Воспитание познавательных интересов - это: 

- развитие сознательной учебной дисциплины;

- воспитание отношения к учёбе как главному труду;

- воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования.

    Одной из удачных форм организации этой деятельности в школе служит проведение предметных олимпиад, предметных недель, КВНы.

              2. Трудовое воспитание – это:

- воспитание отношения к труду как к высшей ценности человека, развитие потребности в творческом труде;

- воспитание социальнозначимой целеустремлённости в трудовых отношениях;

- развитие навыков самообслуживания;

- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

    Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке территории и помещений, летняя трудовая практика.

   В современных условиях необходимо делать упор на личную значимость труда, когда школьник осознаёт, что приобретённый навык пригодится в жизни, когда он заинтересован в итоге своего труда. На следующий год планируем работу школьников по благоустройству своего села при содействии депутатов.

            3. Гражданское воспитание нацелено на:

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;

- развитие гражданской и социальной ответственности;

- воспитания патриотизма на материалах истории и традициях школы, жизни замечательных земляков.

     Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание имеет чётко обозначенную линию: родное село – родная школа – родная страна.

Это стратегическая идея воспитательной системы нашей школы.

     Идея патриотизма имеет отражение в ряде мероприятий, проводимых в школе. Это помощь ветеранам войны, посильная помощь нуждающимся детям,

изучение традиций своего народа,  «Линейка Памяти». Проводимые в школе мероприятия нацелены на развитие чувства уважения к русской армии и желания служить в ней, защищая своё Отечество. В школе проводятся конкурсы военной песни, стихов и рисунков на военную тему. 4. Спортивно – оздоровительное воспитание.

  Реализуется в рамках разработанной в школе программы «Здоровье» и нацелено на:

- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;

- развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

      «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности», говорил В.А. Сухомлинский.

  Наряду с традиционными формами спортивно – оздоровительного воспитания (разнообразные спортивные секции, дни здоровья, спортивные соревнования  «Папа, мама и я – спортивная семья»,  ЗОЖ: «Курильщик подумай о потомстве», «Мы за здоровый образ жизни», экологический эрудицион и т.д.)

        5. Эстетическое воспитание  является важной составной частью воспитательного и учебного процесса и направлено на;

- развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;

- развитие способности к художественному мышлению;

- развитие индивидуальных задатков и способностей;

- приобщение к мировой цивилизации.

    Деятельность в этом направлении способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой  деятельности учащимся не навязывается, а выбирается самими школьниками. Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для школьников, развивала познавательный и культурный кругозор школьников.

    Формы работы разнообразны – это устный журнал «Природа в творчестве поэтов, художников, композиторов», беседы о народных промыслах, классные часы совместно с родителями ко Дню матери, праздник «Все женщины прекрасны», праздник «В мире вежливости»,  беседы по основам этикета и искусству общения «Познай самого себя», «К большому терпению придёт и умение" 

       Внешкольная деятельность 

Связь семьи и школы.

     Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.  И.Брант сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнёр. Это обеспечивается, если приобщить родителей к педагогическому процессу, организовывать информационно – педагогические встречи, знакомить с результатами учебно – воспитательного процесса.

  Классный руководитель использует в своей работе такие формы как:

    1. Изучение семейно – бытовой атмосферы школьника (бытовые условия,  моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, режим дня, окружение ученика).

    2. Проведение родительских собраний.

   3. Проведение встречи «День матери», анкетирование по проблемам воспитания.

   В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает с сельской библиотекой, сельским ДК.

            Формы сотрудничества:

- совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;

- встречи с интересными людьми;

- создание групп по интересам.

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Моя Малая Родина»

Программа рассчитана на учащихся 1-9  классов, реализуется в течение года.   Программа предназначена для проведения кружковой  работы  в общеобразовательных школах и в  з...

ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...

Программа "Моя малая родина"

Программа по краеведению....

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на  воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...

Программа "Моя малая Родина"

Рабочая программа курса дополнительного образования для 4 класса "Моя малая Родина"...