Исследовательская деятельность как фактор развития личности
статья по английскому языку на тему

Лялина Румия Нурулловна

     Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
                  Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
            но… не опаздывайте и,  помогая… думайте сами.
                ( Б.П. Никитин)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Лялина Р.Н.

                                                                          учитель МБОУ «ЗСОШ №3»  г. Заинск

   Исследовательская деятельность как фактор развития личности

                                                         

     Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
                 Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
           но… не опаздывайте и,  помогая… думайте сами.
                ( Б.П. Никитин)

         Методы творческого характера, такие как  проблемные, поисковые, проектные, исследовательские, эвристические   в совокупности с методами самостоятельной, групповой, коллективной работы играют важнейшую роль в обучении и развитии интеллектуально-одарённых детей. Проектно-исследовательская деятельность даёт учащимся возможность проявлять свои интересы и возможности, а это, в свою очередь, формирует качества инициативы, любознательности, гибкости мышления, самоконтроля, упорства в достижении цели и способствует развитию умения работать в команде, уважая мнение каждого участника.

Проектный и исследовательский методы, по сути, являются близкими, но не  однозначными понятиями. «В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет». Отличие состоит, прежде всего, в конечном продукте, т.е. результате деятельности. ПРОЕКТ направлен, в первую очередь, на создание некоего  нового для учащихся продукта (театральный спектакль, тематическая выставка, стенгазета, информационный сайт и т.п.). Ожидаемый продукт является близким к сфере интересов детей в данный возрастной период, т.к. полученный результат проекта можно активно использовать в повседневной школьной жизни. Поэтому для педагогов легче сформировать интерес и активизировать мотивацию учащихся на данный вид деятельности. Исследование  направлено на решение творческой исследовательской задачи с заранее не известным результатом. Структуру исследовательской деятельности составляет следующая  модель: постановка проблемы, изучение теории исследуемого вопроса, выбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Результатом исследования является интеллектуальный продукт.

 В основе исследовательской работы лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д. Важно, что проектное обучение является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.  Деятельность учителя:

1 Информационно-аналитическая. На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов деятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса.

2 Мотивационно-целевая. Совместно с учащимися определяет цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; побуждает школьников к работе по его созданию.

 3 Планово-прогностическая. Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план график работы над проектом.

 4 Организационно-исполнительская. Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает интерес к поисковой деятельности.

 5 Контрольно-диагностическая. Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их поисковой работы.

 6. Регулятивно-коррекционная. Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию. Проектная деятельность предполагает, что результаты исследовательской работы школьников будут рецензироваться, а их выступление на защите проекта – оцениваться.

Исследовательскую деятельность на уроках необходимо начинать как можно раньше, пусть даже используя только элементы, которые предполагают тренировку  применения  отдельных  навыков.  В  качестве  домашних  заданий  ребятам предлагаю  подготовку  сообщений,  поиск  ответов  на  различные  вопросы,  написание  рефератов,  составление  кроссвордов  и  вопросов  для  одноклассников, рисунков,  схем,    создание  презентаций.    Эта  нехитрая,  но  оценочная  деятельность  подталкивает  к  ежедневной  работе  с  дополнительной  литературой,  с  интернет-ресурсами. Внеурочная исследовательская деятельность является логическим продолжением урочной деятельности, но эту работу выполняют не все ученики, а только заинтересованные, они нацелены на серьёзный конечный результат-участие в конкурсах, конференциях  и выполняют работу в более длительные сроки (2-4 месяца). Работа  по  развитию  научно-исследовательской  деятельности  даёт  не  только  ученику  возможность  развивать  навыки  исследования,  но  и  пополняет  опыт  работы  учителя.  С  каждым  годом  совместной  работы  учитель  не  только  продвигается  вперёд  в  своём  педагогическом  развитии,  но  и  для  себя  узнаёт  много  нового  и  интересного.

      Приёмы работы:  Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием). Подводящий к теме диалог. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. 

Некоторые приёмы  исследовательской деятельности: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах»,«Посмотреть по телевизору»,«Получить информацию из компьютера», «Провести эксперимент» задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель и другие учащиеся на них отвечать. 

27  Применение приобретённых знаний в творческих задания: нарисовать плакат; придумать символ; составить обращение на тему; написать памятку; «Если бы ты был президентом …» составить схему, таблицу, алгоритм; записать опорные слова. моделирование; тренинг: Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение. Озвучивается верный вариант. 

         На  этапе,  когда  учащиеся  начинают  работать  над  исследовательскими  проектами,  очень  важен  адекватный  выбор  темы.  Необходимо  учитывать  как  интересы,  так  и  интеллектуальные  и  даже  материальные  возможности  учащихся.  Вот некоторые темы, исследовательских работ учащихся «Новая Зеландия – одна из экологически чистых стран мира», «Аббревиации в английском языке», «Есть ли польза от компьютерных игр для изучения английского языка», «Заимствованные слова в английском языке как способ пополнения словаря»,          «Осторожно! Говорящая одежда» (о надписях на одежде), «Путешествие в будущее», «Использование сокращений в чатах», «Истории названий улиц города» «Репрезентация концепта MONEY средствами английской фразеологии», «Зоонимы в фразеологических единицах в английском и русском языках», «Валюты разных стран мира», «Глобализация английского языка и его влияние на русский язык» и т.д.

Главная задача учителя при организации обучения школьников состоит,  прежде всего, в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к учению, к познанию. Я уверена, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя

Сообщение на МО классных руководителей «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя»...

Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика

Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности  ученика...