Актуальные вопросы метапредметного обучения английскому языку в старших классах
презентация урока для интерактивной доски по английскому языку (8, 9, 10, 11 класс) на тему

В предлагаемой презентации представлены разноообразные приемы и методы работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из стадий:

•составление ментальных карт,
•деревьев понятий,
•кластеров,
•схем «фишбоун»,
•графические модели знания,
•прием «Тонкие и толстые вопросы», 
•приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Актуальные вопросы метапредметного обучения английскому языку в старших классах

Слайд 2

Актуальность темы За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Слайд 3

Понятие « метапредметность » Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА ... (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому. Термины « метапредмет », « метапредметность » имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.

Слайд 4

Определение метапредметности Метапредметность (в узком смысле) – способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности; Метапредметность (в широком смысле) – средство формирования целостной картины мира в сознании учащихся.

Слайд 5

Метапредметный подход в образовании Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов . Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания .

Слайд 6

Метапредметный подход в образовании В отличие от Нового времени XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII , а именно XXI века .

Слайд 7

Технологии Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина -Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование; технология критического мышления (Э. де Боно ); авторская школа М.Щетинина ; технология «аквариум» и др.

Слайд 8

Метапредметный урок Метапредметный урок – это урок, целью которого является: формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании ; ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.

Слайд 9

Методические принципы Для осуществления дидактики нового типа были разработаны соответствующие ей методические принципы педагогической работы: Основной единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования , является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель , реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ СЦЕНИРОВАТЬ УРОК

Слайд 10

Сценирование метапредметного занятия ПАМЯТКА «Основные подходы к проведению метапредметного занятия» 1 . Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер, интеграция; 2 . Целеполагание – формулирование обучающимися целей урока по схеме : 3 . Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности ; вспомнить узнать уметь

Слайд 11

Сценирование метапредметного занятия 4. Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании занятия; 5. Деятельность обучающихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием; 6. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д. 7. Системная работа со способом «Задача»: например, если ученик освоил решение задач на три параметра в одной теме, учитель даёт ему решение задачи этого же типа, но из другого раздела; 8. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение того, чему научился и каким способом действовал.

Слайд 12

Практическая часть На примере фрагментов уроков английского языка в старших классах можно проиллюстрировать некоторые стратегии технологии развития критического мышления, которые используются на современном уроке иностранного языка , а также какие личностные и метапредметные умения отрабатываются на занятиях. Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Слайд 13

Практическая часть I стадия II стадия III стадия Вызов: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения Реализация смысла: получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения

Слайд 14

Практическая часть Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров , схем « фишбоун », графические модели знания, прием «Тонкие и толстые вопросы », приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема ).

Слайд 15

Ментальные карты Ментальные карты (от англ. mind maps – карты ума или интеллект-карты) – это разработка Тони Бьюзена – английского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. В системе образования ментальные карты было предложено использовать американскими педагогами Б.Дерпортер и М.Хенаки .

Слайд 16

Ментальные карты Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Этот прием можно использовать, чтобы: «застенографировать» те мысли и идеи, которые приходят в голову, когда обучающиеся размышляют над какой-либо задачей; оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга ».

Слайд 17

Ментальные карты

Слайд 18

Ментальные карты

Слайд 19

Денотатный граф Денотатный граф (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как итог, обобщение на заключительном уроке.

Слайд 20

Денотатный граф Методика построения денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания; Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку; Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществлять; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки». Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий и противоречий.

Слайд 21

Денотатный граф

Слайд 22

Денотатный граф

Слайд 23

Схемы « фишбоун » Схемы « фишбоун » (от англ. f ishbone – кость рыбы или рыбий скелет) были придуманы профессором К. Ишикава , поэтому часто называются диаграммы Ишикава . Они представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.

Слайд 24

Схемы « фишбоун » Схема фишбоуна представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Слайд 25

Схемы « фишбоун »

Слайд 26

Схемы « фишбоун »

Слайд 27

Кластеры Кластеры (от англ. cluster – рой, гроздь, груда, скопление) – способ выделения смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

Слайд 28

Кластеры Методика создания кластера: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.

Слайд 29

Кластеры

Слайд 31

Результаты метапредметного обучения Метапредметный подход : обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Слайд 32

Результаты метапредметного обучения МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка преемственность всех ступеней образовательного процесса организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания

Слайд 33

Заключение Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, мотиватором , учить детей «учиться».

Слайд 34

Заключение О бразование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса профильного обучения по английскому языку в старших классах Space Exploration

Данная программа может использоваться в преподавании элективных профильных курсов английского языка в 10-11 классах общеобразовательных школ и гимназиях с углубленным изучением иностранных языко...

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

Методика обучения монологической и диалогической речи при изучении английского языка в старших классах

Эта статья представляет собой краткий обзор методических принципов преподавания монологической речи и далогоческой речи в старших классах, с учетом подготовки к ГИА и ЕГЭ. Статья содержит фрагменты мо...

Особенности профильного обучения английскому языку в старших классах. Статья.

Данный материал может быть полезен учителям, работающим в старших классах школ, лицеев, где есть профильное обучение....

Актуальные вопросы в преподавании английского языка в условиях реализации ФГОС

Данный файл содержит полное раскрытие темы актуальности в преподавании иностранных языков в условиях реализации ФГОС...

Мотивация в обучении английскому языку на старшем этапе обучения.

В современных условиях развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Обучение иностранным языкам расс...