Проблемно-поисковые Интернет-ресурсы в обучении английскому языку в старших классах общеобразовательной школы
методическая разработка по английскому языку на тему

Антипова Юлия Александровна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_antipova.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-поисковые Интернет-ресурсы в обучении английскому языку в старших классах общеобразовательной школы

Интернет как средство обучения в интерактивном диалоге с обучающимися может быть использован для достижения конкретной образовательной цели, в случае нашего исследования – для обучения чтению на уроке английского языка.

Под учебными Интернет-ресурсами следует понимать текстовые, аудио- и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации.

П. Н. Сысоев и М. Н. Евстигнеев считают, что учебные Интернет-ресурсы развивают широкий спектр коммуникативно-речевых умений. На основе использования учебных Интернет-ресурсов при обучении чтению как виду речевой деятельности развиваются следующие умения: выделять необходимые факты, сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие и результат излагаемых фактов, обобщить описываемые факты, явления, оценивать важность, новизну и достоверность информации, отбирать значимую информацию в тексте [2, с. 42–43].

Согласно К. В. Александрову, учебные Интернет-ресурсы должны создаваться на основе следующих принципов:

1. Направленность на самостоятельное обучение. Учебные Интернет-ресурсы должны быть концептуально направлены на обучение, формирование навыков и умений и содержать весь необходимый объем информации и упражнения для достижения этой цели. С технической точки зрения работа обучающихся с учебными Интернет-ресурсами должна проводиться с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

2. Соблюдение методических принципов обучения английскому языку. Постановка вопроса или проблемы, на который учащиеся самостоятельно ищут ответ, должна осуществляться в строгом соответствии с методическими принципами.

3. Подчиненность целям и задачам учебного процесса. Учебный материал, содержащийся в учебных Интернет-ресурсах должен полностью соответствовать потребностям программы курса изучения английского языка, быть интегрированной его частью, обеспечивающей развитие навыков чтения как в аудиторное время, так и при самостоятельной работе.

4. Дистанционная управляемость. Учитель должен иметь возможность дистанционно давать учащимся задание. Данный режим работы должен обеспечить удобное время работы с учебными Интернет-ресурсами как для учителя, так и для обучающихся, что будет способствовать учету их индивидуальных особенностей и потребностей.

5. Адаптируемость и вариативность. Наполнение учебных Интернет-ресурсов должно зависеть от потребностей обучающихся. Учитель должен иметь возможность создавать тематические блоки, содержащие лексический, грамматический, любой иной языковой материал (тексты, аудиозаписи, видео). Учебные Интернет-ресурсы должны быть построены по принципу конструктора, позволяющего брать готовые блоки, изменять их или самостоятельно создавать новые [1, c. 18].

Для создания учебных Интернет-ресурсов мы использовали хостинг “Google Sites” в сети Интернет. Этот ресурс можно найти по адресу [https://sites.google.com/site/internetresourses/].

В основе всех типов заданий, которые можно подготовить с помощью “Google Sites ”, лежат тщательно отобранные учителем ссылки на ресурсы интернета по определенной теме. Задания различны по степени сложности – как  для выполнения обучающимися, так и для подготовки учителей.

Веб-страница задания включает:

1. Тип задания.

2. Название (тема) задания, например, «Словари», «История английского языка», «Архитектурные памятники», «Путешествие по Европе», и т.п. 
3. Введение – общая инструкция по выполнению задания.

4. Основная часть (ссылки, аннотации к ссылкам, вопросы и задания) – содержание  основной части варьируется в зависимости от типа задания. 
5. Заключение (необязательный раздел) – описание ожидаемого итога обучения. 

При обучении чтению главная роль, конечно же, принадлежит тексту. Особенности текста определяют возможности организации естественной коммуникации при создании определенного задания.

При построении веб-заданий по чтению следует учитывать следующие параметры:

 культурологическая аутентичность  наличие сведений о стране изучаемого языка;

 аутентичность национальной ментальности  знание межкультурных различий;

 информативная аутентичность  значимость информации для учеников, интерес к ней, соответствие их возрасту и интеллектуальному уровню;

 ситуативная аутентичность, т. е. аутентичность жанра, персонажей, естественность обсуждения предлагаемой темы;

 реактивная аутентичность  способность вызвать эмоциональный, мыслительный и речевой отклик.

В качестве гиперссылок на другие сайты могут выступать фрагменты текста, графические изображения и другие элементы. Кроме ссылок на  текстовую и графическую информацию можно включить ссылки на аудио- и видеофрагменты. Контроль понимания прочитанного осуществлялся при соблюдении следующих требований: предложенные виды контроля те же, что и при обучении чтению на обычном занятии; используемые материалы были доступны учащимся в языковом отношении.

При создании учебных Интернет-ресурсов также необходимо уделить особое внимание одной из задач обучения английскому языку в старшей школе - ориентации выпускников на успешную сдачу Единого Государственного Экзамена по английскому языку, на дальнейшее изучение учебного предмета «Иностранный язык» в языковых и неязыковых вузах и чтению литературы по выбранному профилю обучения.

Существование большого количества вариантов и систем проблемно-поисковых заданий создает широкое поле для творческой деятельности педагога. Однако С. В. Титова отмечает, что в последнее время в связи с развитием Интернет-технологий успешно применяются веб-задания определенных форматов в рамках проблемно-поискового метода. Он основан на использовании веб-заданий форматов Hotlist, Multimedia Scrapbook, Treasure Hunt, Subject Sampler, WebQuest. Применение подобных веб-заданий помогает гармонично интегрировать новые педагогические технологии в учебную программу [3, с. 338].

Hotlist (Полезный список) – самое простое из существующих веб - заданий. Преподаватель подбирает интересные и полезные сайты по той или иной теме и помещает их на отдельной веб-странице.

Полезный список – это простой и эффективный способ интеграции ресурсов Интернета в процессе обучения, который:

  1. дополнительный учебный материал;
  2. значительно сокращает поиск информации для учеников;
  3. удобнее распечатанного списка сайтов;
  4. можно постоянно обновлять и дополнять в любое время;
  5. является базой для создания и выполнения веб-проектов.

В рамках изучения темы «Choosing a Profession» в 11 классе можно предложить учащимся работу с хотлистом “Steve Jobs”, который состоит из 3 ссылок. Перейдя по ссылкам Интернет-ресурса ученики могут ознакомиться с биографией Стива Джобса, его работой и достижениями в области IT-технологий.

Пример задания с использованием хотлиста.

Find and read the information on the topic “Steve Jobs”. The following Hotlist will help you:  https://sites.google.com/site/internetresourses/home/an-internet-hotlist-on-steve-jobs. The results of your reading we will discuss at the next lesson.

Таким образом, Hotlist позволяет развивать у обучающихся такие навыки чтения, как выделение ключевых слов, определение темы и проблемы, что встречается в заданиях ЕГЭ, умение отделять основную информацию от второстепенной, фиксировать необходимую информацию из прочитанного.

Multimedia  Scrapbook  (Мультимедийный  альбом)  может использоваться, когда у учащихся уже есть некое представление о теме. Преподаватель подбирает в Интернете различные ресурсы по данной теме и классифицирует их по различным категориям (фотографии, карты, текстовая информация, цитаты и т.д.) на веб-странице. При помощи этого материала учащиеся выполняют всевозможные творческие задания по теме: доклады, презентации, коллажи, создают собственные веб-страницы и т.д. Данный формат задания:

 расширяет способы выполнения различных заданий, предлагая массу разнообразного материала;

 развивает критическое мышление, поскольку оно ориентирует учащихся на самостоятельную работу;

 позволяет синтезировать различные материалы и логически их организовывать, выбирать наиболее интересный аспект темы.

При работе над темой «The World of Opportunities» в 10 классе мы считаем целесообразным использование Multimedia Scapbook на тему “Studying Abroad”, состоит из 7 ссылок, разделенных на две категории “Background Information” и “Video”.

“Background Information” позволяет ученикам углубить свои знания по предлагаемой теме. Подготовленные ссылки позволяют учащимся ознакомиться с причинами обучения заграницей, дадут необходимую информацию об обучении за рубежом, помогут учащимся разобраться в огромном количестве всевозможных грантов и определиться, под какую категорию грантов они смогут подойти.

Благодаря Интернет-ресурсам из категории “Video” обучающиеся могут просмотреть видеоролики, в которых рассказывается обо всех нюансах обучения заграницей.

Пример задания с применением Multimedia Scrapbook.

Read the information on our topic “Study Abroad” and watch the videos. The following Scrapbook will help you to learn more about studying in the foreign countries: https://sites.google.com/site/internetresourses/home/multimrdia-scrapbook-on-studying-abroad. Be ready for the discussion. Good luck!

Таким образом, этот формат заданий развивает навыки изучающего чтения, выполнения различных заданий с использованием мультимедийного материала, а именно выделять ключевые слова из текста, отделать основную информацию от второстепенной, подробно или кратко излагать содержание прослушанного или увиденного и т.д.

Subject Sampler (Образец постановки проблемы) – особый вид задания, позволяющий выявить интересующие учеников аспекты темы и нацелить их на критическую оценку полученной информации.

С. В. Титова подчеркивает, что создавая Subject Sampler, преподаватель подбирает небольшое количество (6 – 7) интересных сайтов, посвященных обсуждаемой теме или каким-то образом относящихся к ней. Эти сайты содержат богатую информацию, охватывающую различные аспекты проблемы, а также включают разнообразные вопросы и задания. После изучения веб-материала ученики вступают в дискуссию, выражают свои мнения и суждения по поводу прочитанного и по поводу проблемы в общем [3, с. 339–340].

Разработанный Subject Sampler на основе устной темы «Are you keen on sports?» в 10 классе включает 6 ссылок. Пройдя по первой ссылке, учащиеся смогут прочитать текст, посвященный спорту в Великобритании, узнать, какие виды спорта популярны в этой стране, почему самые известные в мире виды спорта имеют британское происхождение, а также получить много полезной и интересной информации по данной теме.

Благодаря второй ссылке, учащиеся узнают, какие виды спорта ассоциируются с американцами, какие виды спорта популярны в этой стране и почему, и т.д.

Кликнув на третью ссылку, учащиеся попадут на сайт, освещающий преимущества и недостатки занятий спортом. При построении дальнейшей работы над данным аспектом темы учитель может направить учеников на дискуссию, используя противоречивые вопросы и утверждения.

Ссылка на четвертый сайт дает учащимся возможность систематизировать знания о спорте в России.

Пятая и шестая ссылки посвящены олимпийским играм. Пройдя по предлагаемым ссылкам, учащиеся узнают историю создания и развития олимпийских игр и т.д.

После каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Subject Sampler направлен на обсуждение социально-заостренных и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Пример задания с применением Subject Sampler.

Read the information on the topic “Sport”. I offer you to use the following Subject Sampler: https://sites.google.com/site/internetresourses/home/subject-sampler. Be ready for the discussion on every aspect of this topic. Think over your point of view on the problem and try to argument it.

Таким образом, Образец постановки проблемы позволяет развить у обучающихся навыки изучающего чтения, умения выделять ключевые слова, определять тему или проблему, отделять основную информацию от второстепенной, выделять факты, примеры, аргументы в соответствии с поставленным вопросом или проблемой и т.д.

Treasure Hunt (Охота за богатствами) – формат задания, помогающий учителю направить учеников на поиск качественной и полезной информации. Он полезен, когда ученикам нужна подробная конкретная информация по теме и когда веб-ресурсы более удобны в использовании, чем остальные материалы. Данное задание позволяет ученикам получить основную информацию по изучаемой теме. Преподаватель подбирает конкретный материал (текст, аудио- и видеоматериал), необходимый, с его точки зрения, для понимания данной темы, затем делает список ссылок и помещает его на веб-странице. К каждой ссылке отдельный вопрос. Таким образом, учитель направляет внимание учащихся на те аспекты темы, проблемы, которые считает нужными. На конечном этапе работы над заданием преподаватель задает финальный вопрос, при ответе на который ученики синтезируют уже полученные знания, благодаря чему у них формируется глубокое понимание проблемы.

С. В. Титова установила, что этот вид веб-задания:

 нацеливает учеников на чтение конкретного материала по данной проблеме;

 предполагает взаимодействие в группе, дискуссию и нахождение консенсуса в ходе обсуждения проблемы;

 позволяет ученикам делать самостоятельные выводы [3, с. 340].

В рамках работы над темой «Keeping Traditions» в 10 классе предлагается использовать Treasure Hunt, который состоит из 4 ссылок. Содержание позволяет учащимся узнать о разнообразных традициях празднования Нового Года, Рождества, Дня Святого Валентина и Свадьбы.

Пример задания с применением веб-задания Treasure Hunt.

Use the following Treasure Hunt on the topic “Keeping Traditions” https://sites.google.com/site/internetresourses/home/treasure-hunt-on-keeping-traditions. Read and find the concrete answers for the questions. Be ready to answer the big question. Prepare a project “My family's traditions” and for the discussion.

Работая с Treasure Hunt, развиваются умения поискового чтения, т.к. нацеливает учеников на поиск конкретной информации по теме, выделять ключевые слова, определять тему, обобщать содержащуюся в тексте информацию, выделать факты в соответствии с поставленными вопросами, делать выводы.

WebQuest (Веб-поиск) – один из самых сложных веб-заданий, которые предполагают работу с большим объемом материала, исследовательскую деятельность и критическое осмысление информации. Он включает в себя все компоненты четырех вышеуказанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся.

При работе над темой «Modern Technologies and the Environment» в 11 классе в качестве дополнительного материала к урокам мы предлагаем применять WebQuest «Environmental Problems». Учащиеся делятся на 5 микро-групп, каждая из которых получает какой-то определенный аспект темы и 3 вопроса, которые необходимо осветить в докладах. В конце учащимся предлагается общий дискуссионный вопрос.

Пример задания с применением WebQuest.

This WebQuest is devoted to environmental problems of our planet. They are water, air and noise pollution, deforestation, natural disasters and etc. In this course you will be able to learn about the main ecological problems. Please, use the following WebQuest: https://sites.google.com/site/internetresourses/home/webquest-in-mass-media-in-usa.  Using it you will know the task better. Be ready for the discussion at our lesson, prepare your reports and your questions for other groups.

Таким образом, WebQuest позволяет развить у учащихся умения выделять ключевые слова, определять тему, отделять основную информацию от второстепенной, обобщать содержащуюся информацию прочитанного, подробно или кратко излагать информацию прочитанного, выделять факты и аргументы в соответствии с поставленным вопросом, делать выводы, участвовать в беседе и обсуждении и т.д.

Таким образом, разработка учебных Интернет-материалов позволяет совершенно по-иному посмотреть на образовательные ресурсы сети Интернет и начать восприятие их не в качестве дополнительных, а также в качестве аналоговых или альтернативных. Проблемно-поисковые Интернет-ресурсы (наряду с печатными учебниками и учебными пособиями) также могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (по видам речевой деятельности). Многие из умений, которые приобретаются в процессе работы с Интернет-технологиями, являются универсальными сразу для нескольких видов речевой деятельности: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Например, умение отделять главную информацию от второстепенной может относиться не только к  аудированию, но и к чтению.

Список использованных источников:

1. Александров, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам :  от новой формы к новому содержанию / К. В. Александров // ИЯШ.  2011.  № 5.  С. 1520.

2. Сысоев, П. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно – коммуникационных Интернет – технологий : уч.-метод. пособие для учителей, аспирантов и студентов /       П. Н. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. – Ростов н / Д : Феникс ; М. : Глосса – Пресс, 2010. – 182 с.

3. Титова, С. В. Информационно – коммуникационные технологии в гуманитарном образовании : теория и практика / С. В. Титова. – М. : Квинто – Консалтинг, 2009. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 2 класса общеобразовательных школ

Рабочая программа по английскому языку для 2 классов составлена для УМК Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием" "Enjoy English"...

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

Каалендарно-тематическое планирование по английскому языку,8 класс ( Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «Enjoy English - 3»: Учебник английского языка для 8 класс общеобразовательных школ. - Обнинск: Титул, 2009.)

Каалендарно-тематическое планирование по английскому языку,8 класс ( Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. «Enjoy English - 3»: Учебник английского языка для 8 класс общеобразовательных школ. - Обнинск: Тит...

Статья "Профильный курс обучения французскому языку на старшем этапе общеобразовательной школы"

Внедряемое в настоящее время профильное обучение (на старшем этапе общеобразовательных школ) вызывает множество вопросов. Они касаются структуры профилей, принципиальных отличий базовых (т.е. общеобра...

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы...