Статья "Профильный курс обучения французскому языку на старшем этапе общеобразовательной школы"
статья по теме

Наталья Михайловна Акользина

Внедряемое в настоящее время профильное обучение (на старшем этапе общеобразовательных школ) вызывает множество вопросов. Они касаются структуры профилей, принципиальных отличий базовых (т.е. общеобразовательных) и профильных (т.е. углублённых) курсов одного и того же предмета, отбора содержания профильного курса, разработки элективных курсов и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Акользина Н.М, методист ИМЦ

Профильный курс обучения французскому языку на старшем этапе общеобразовательной школы

Внедряемое в настоящее время профильное обучение (на старшем этапе общеобразовательных школ) вызывает множество вопросов. Они касаются структуры профилей, принципиальных отличий базовых (т.е. общеобразовательных) и профильных (т.е. углублённых) курсов одного и того же предмета, отбора содержания профильного курса, разработки элективных курсов и т.д. Попытаемся здесь дать ответы на некоторые из этих вопросов (относительно профильного обучения французскому языку в 10-11 классах).

1. Что следует понимать под профильным обучением иностранному языку?

Профильное обучение иностранному языку – это целенаправленная подготовка учащегося к дальнейшей деятельности (учебной и / или профессиональной), связанной с использованием иностранного языка как объекта будущей (профессиональной) деятельности либо в качестве средства профессиональной коммуникации. Таким образом, это не просто более глубокое изучение дисциплины, это, прежде всего, специальная система мер, нацеливающая школьников на деятельностное применение своих иноязычных знаний и умений, ориентация средствами французского языка на будущую профессиональную деятельность, карьеру.

Целью профильного обучения иностранному языку является достижение уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции, который приближается к уровню В2 в терминах Совета Европы. Вместе с тем, задачи профильного обучения этому предмету в значительной степени дифференцируются с учётом сферы будущей профессиональной деятельности школьника. При этом специализация может варьироваться в зависимости от профессиональных устремлений школьника:

  • намерения продолжать профильное изучение французского языка в лингвистическом / языковом педагогическом вузе;
  • желания использовать французский язык как средство изучения другой предметной области;
  • планов использовать французский язык в практической деятельности после окончания школы, например, в качестве гида-переводчика, секретаря-референта со знанием иностранного языка и др.

Наиболее наглядно структуру профильного обучения иностранному языку представила И.Л.Бим (2007):


Профильный курс (НЕ МЕНЕЕ 6 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ!!!)

Базовый курс (3 часа)

1 ЯРУС

+

задания на более детальную проработку материалов базового курса

(за счет заданий на разносторонний анализ текстов,

2 ЯРУС

реферирование, аннотирование и т.д.), а также нацеливающие на

использование модулей

+

дополнительный профессионально-ориентированный материал

и соответствующие способы деятельности, содержащейся в

модулях, напр.:

3 ЯРУС

Модуль 1: Немного

Модуль 2: Из

Модуль 3: Из истории

о языках и науках о

истории литературы

Германии

языке

Элективные курсы

Практики

4 ЯРУС

Как видно из схемы, профилизация при профильном обучении иностранному языку осуществляется на четырёх уровнях. Углубление происходит за счёт:

  1. более тщательной проработки инвариантного ядра содержания обучения (2 ярус);
  2. подключения модулей с дополнительным профильно-ориентированным материалом (соотносящимся с профессиональной направленностью профиля) (3 ярус);
  3. привлечения элективных курсов и практик (4 ярус) (И.Л.Бим 2005,

2007)

Конкретизируем особенности профильного обучения ИЯ на примере филологического профиля.

  1. Какова специфика профильного обучения иностранному  языку в филологическом профиле?
  • соответствии с Базисным учебным планом (БУП) новых Государственных образовательных стандартов, филологический профиль – основной (но далеко не единственный!) профиль, в рамках которого осуществляется углублённое профессионально-ориентированное обучение ИЯ в 10-11 классах.
  • БУП представлен примерный учебный план для филологического профиля. Его структура описана в виде таблицы [2]:

Филологический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов за

2 года обучения

I. БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

2


Математика

8

История

6

Обществознание (включая экономику

4

и право)

Естествознание

6

Мировая художественная культура

2

Физическая культура

4

II. ПРОФИЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Русский язык

6

Литература

10

Иностранный язык

12

Второй иностранный язык

4

III. ЭЛЕКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Учебные  предметы,  предлагаемые

6

образовательным  учреждением,  учебные

практики,   проекты,   исследовательская

деятельность.

IV. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

По усмотрению региона

4

Такая структура является примерной и носит рекомендательный характер.

Из таблицы следует, что:

  1. Сокращаются часы на непрофильные (т.е. базовые) дисциплины;
  2. Профильные учебные дисциплины определяют ориентацию профиля на конкретную сферу деятельности (в данном случае, на виды деятельности, связанные с использованием языка);
  3. Осуществляя выбор элективных учебных предметов (обязательных курсов по выбору, дополняющих базовые и профильные курсы), учащиеся самостоятельно определяют свою образовательную траекторию;
  4. Региональный компонент позволяет учитывать региональные особенности в образовательном процессе.

Принимая во внимание практико- и профессионально-ориентированный характер профильного обучения, изучение немецкого языка не должно ограничиваться рамками классно-урочных занятий. Как видно из таблицы, профиль выделяет дополнительные часы на элективные дисциплины. Это могут быть различные социальные проекты, организованные при поддержке  ЦФЯ, языковая практика в реальных условиях (например, организация встреч с носителями языка, проведение экскурсий для иностранных гостей), посещение предприятий Санкт-Петербурна и Ленинградской области, сотрудничающих с французскими партнёрами и наблюдение за работой специалистов-международников.

Таким образом, при профильном обучении иностранному

языку максимальный акцент должен быть сделан на деятельностной составляющей.

3. Каковы особенности профильного курса «Иностранный язык» в плане целей и содержания?

3


Чтобы показать специфику целей и содержания профильной учебной дисциплины «Иностранный язык», сравним образовательный стандарт и примерную программу данного предмета с аналогами, предназначенными для базового уровня. Сопоставительный анализ стандарта и примерных программ для базового и профильного уровней для удобства представлен в виде таблицы. В столбце «Базовый уровень» перечислены требования стандарта и программы. В столбце «Профильный уровень» жирным шрифтом выделены и описаны отличия стандарта и программы профильного уровня от базового и прокомментированы с точки зрения обозначенных выше направлений углубления. Комментарий даётся в квадратных скобках.

Обобщим особенности целей обучения иностранному языку на профильном уровне.

Как следует из сопоставительной таблицы, на профильном уровне углубляются знания, навыки и умения в рамках каждой из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Углубление происходит за счёт ориентации развития иноязычной коммуникативной компетенции на специализированную область профиля и использования иностранного языка в том числе в качестве средства познавательной деятельности в рамках выбранной (например, филологической) профильной специализации. В частности:

  • расширяется спектр профессионально-ориентированных ситуаций общения;
  • увеличивается объём знаний за счёт профильно-ориентированной лексики и более глубокой проработки грамматического материала;
  • акцент делается на социолингвистической компетенции (умение адекватно понимать / интерпретировать лингвокультурные факты);
  • развитие компенсаторной компетенции осуществляется также в рамках профильно-ориентированных ситуаций общения;
  • развитие специальных учебных умений нацелено в т.ч. на дальнейшее использование иностранного языка в целях продолжения филологического образования.

Возможным подобное углубление становится за счёт увеличения количества часов на профильном уровне (как отмечалось, 6ч. вместо 3ч. на базовом уровне).

Обратимся к особенностям содержания обучения иностранному языку

на профильном уровне и обобщим основные направления профилизации.

1. Особое значение приобретают чтение и анализ текстов. При профильном изучении предмета важную роль играют тексты, связанные со специализацией профиля. Расширяется видовое / жанровое разнообразие текстов, предназначенных для различных видов чтения (изучающего, ознакомительного, просмотрового) . Как упомянуто в таблице, за счёт более детальной и глубокой проработки иноязычного текста происходит развитие учебно-познавательных умений на профильном уровне обучения иностранному языку.

4


Особое внимание уделяется развитию умений интерпретации текстов. В отличие от базового уровня изучения иностранного языка, на профильном уровне развиваются умения интерпретировать лингвистические и культуроведческие факты в текстах. Профильный уровень предполагает также формирование и развитие умений интерпретировать лингвострановедческие реалии и фоновую лексику. Учащиеся должны быть знакомы со стилистическим разнообразием текстов и уметь определять признаки того или иного стиля.

  1. В устной и письменной речи в условиях профильного обучения большее значение приобретают такие умения, как личностная оценка (выражение личного мнения) прочитанного / услышанного / увиденного, аргументация своей точки зрения, обобщение и анализ полученной информации, комментирование. В плане письменной речи особое внимание уделяется развитию умений реферирования и аннотирования, а также письменной фиксации лекций учителя. В плане устной речи развиваются умения публичных выступлений, речь приобретает эмоциональную окраску.
  2. Целенаправленно развивается умение письменного перевода с иностранного языка на русский. Благодаря развитию соответствующих навыков и умений (см. таблицу), учащиеся знакомятся с основами переводческой деятельности (свои умения и навыки, связанные с переводом, они могут также углубить и расширить в рамках соответствующих элективных курсов).
  3. Углубление изучения иностранного языка происходит также за счёт освоения теоретических знаний в области лингвистики и филологии. Приобретаемые учащимися филологические знания и умения при профильном обучении иностранному языку подробно описаны в упомянутой выше таблице. За счёт такого расширения специализированных знаний учащиеся знакомятся с основами науки о языке.
  4. Наконец, углубление в обучении иностранному языку происходит за счёт проектно-исследовательской деятельности в рамках специализации профиля. При составлении рефератов, обзоров и т.д. и участии в различных проектах учащиеся приобретают дополнительные профильно-ориентированные знания, умения и навыки и учатся их применять в практической деятельности.

Вкратце  обобщая  требования  к  уровню  подготовки  выпускников,

изучавших иностранный язык на профильном уровне, отметим, что они должны уметь использовать приобретённые иноязычные знания, навыки и умения в т.ч. для продолжения образования (в зависимости от специализации профиля) в российских / зарубежных вузах; расширения возможностей трудоустройства (в т.ч. на международном рынке труда); а также в профессионально-ориентированных целях (т.е. уметь использовать иностранный язык в своей будущей профессии).

Из сопоставительной таблицы видно, что образовательный стандарт и примерная программа для профильного уровня обучения иностранному

5


языку в рамках филологического профиля предусматривают углубление в изучении этого предмета по следующим направлениям:

  • Во-первых, профильный уровень обеспечивает количественный прирост иноязычных знаний; большее внимание уделяется развитию и совершенствованию тех умений и навыков, овладение которыми предусмотрено также и на базовом уровне (т.е. происходит углубление базового уровня). Это становится возможным за счёт увеличения количества часов на профильный предмет «Иностранный язык» и более глубокой проработки инвариантного ядра этой учебной дисциплины. Это соответствует первому уровню углубления.
  • Во-вторых, в филологическом профиле при изучении иностранного языка приобретаются знания, формируются навыки и умения, связанные именно с областью филологии как особой сферой человеческой деятельности. При этом активно привлекается профильно-ориентированный

(т.е. филологический) материал – таким образом, создаётся профессиональная направленность обучения (надстройка над инвариантным ядром предмета), определяются особенности профильной подготовки старшеклассников в данном профиле, задаётся ориентация всего профиля именно на область филологии. Из проведённого анализа явствует, что профильное изучение иностранного языка (в рамках филологического профиля) предполагает сравнительно глубокое изучение языковой системы (в том числе и за счёт приобретения некоторых теоретических лингвистических знаний, освоения элементов лингвистического анализа структуры языка), целенаправленное развитие всех видов речевой деятельности, ориентацию учащихся на дальнейшее лингвистическое образование в рамках вуза – то есть основной целью обучения в филологическом профиле выступает приобретение знаний о языке, о литературе стран изучаемого языка, в т.ч. с целью продолжения образования в данном направлении после окончания школы. Это второй уровень углубления, обуславливающий именно филологическую направленность обучения.

Элективные и факультативные курсы, практики определяют третий уровень углубления в обучении иностранному языку. Благодаря им специализация профиля может значительно расшириться благодаря ориентации обучения ИЯ на различные прикладные профессиональные сферы деятельности, где немецкий язык используется как средство профессиональной коммуникации (например, журналистика, туристический менеджмент, внешнеэкономические связи, реклама и связи с общественностью, банковское дело и др.). В дальнейшем мы опишем более подробно возможности реализации прикладной направленности обучения ИЯ в филологическом профиле.

Таким образом, профильный уровень обучения иностранному языку (в филологическом профиле) не только расширяет иноязычные знания (в количественном плане), но и обеспечивает филологическую специализацию

6


всего процесса обучения, что обуславливает ориентацию на соответствующие способы деятельности в рамках этой специализации.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элективный курс «Деловой английский» как один из способов реализации предпрофильного обучения английскому языку обучающихся старших классов основной школы»

Использование английского языка в области делового общения  предполагает наличие у участников коммуникации достаточного  запаса знаний об  особенностях  и стратегии  реч...

Формирование лексических навыков в процессе чтения при обучении французскому языку на среднем этапе.

Психологи, ученые-лингвисты, зарубежные и отечественные преподаватели-практики накопили значительный опыт в выявлении того, что благоприятствует усвоению второго иностранного языка, облегчает и ускоря...

Тема опыта: «Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе»

 Повышение уровня качества знаний по предмету иностранный язык с помощью внедрения новых педагогических технологий....

обучение немецкому языку на старшем этапе

В данной презентации представлены клише для реферирования и  работы учащихся по реферированию текстов и созданию ассоциограмм на основе УМК И.Л.Бим 10-11 классы....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на старшем этапе общеобразовательной школы.

1) Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование», которое имеет четыре аспекта:...

Мотивация в обучении английскому языку на старшем этапе обучения.

В современных условиях развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Обучение иностранным языкам расс...