ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по английскому языку на тему

Бахтина Алена Владиславовна

В данной статье представлена информация об особенностях обучения аудированию детей младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на специалистов сферы образования новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится смена парадигмы субъектно-объектных отношений между учителем и учеником и предоставление возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка также претерпела соответствующие изменения с учетом требования воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.

 В системе навыков речевой деятельности в наиболее тесной связи находятся аудирование и говорение, обуславливая взаимное развитие в процессе изучения иностранного языка. Согласно утверждению Н.И. Жинкина, понимание речи является следствием владения произносительного навыка. На этом фоне восприятие речи собеседником отражает уровень собственного понимания высказывания. Так, понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания [2: 349]. А.Н.Соколов подтверждает данное наблюдение, указывая на механизм внутренней речи, задействованный при аудировании и говорении [4: 57–64]. Овладение аудированием дает возможность формировать совокупность универсальных учебных действий. И.А. Зимняя указывает на особую значимость аудирования как вида речевой деятельности, выделяя такие его особенности, как реализацию устного и непосредственного общения, реактивность, рецептивность, внутреннюю, неравномерную форму протекания [3: 73 - 93].

 Требования ФГОС второго поколения наряду с прочими личностными, метапредметными и предметными результатами учебного процесса предполагают:

 - социализацию;

 - расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;

 - освоение правил речевого поведения и лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

 - формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.

 На основе выделенных требований мы имеем возможность обозначить следующие особенности обучения аудированию на уроках английского языка в начальных классах:

 - использование аутентичных текстов, максимально приближенных к жизненным ситуациям;

 - использование тем и сюжетов, близких интересам возрастной группы;

 - использование в прослушиваемом тексте изучаемых грамматических конструкций и лексических средств.

 Обозначенные особенности служат основой поэтапной работой с прослушиваемым текстом. Работа с прослушиваемым текстом традиционно выполняется в три этапа: pre-listening, while-listening, post-listening. С помощью первого этапа ученик подготавливается к прослушиванию посредством различных заданий. Это необходимо для того чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием. Второй этап необходим для снятия трудностей во время аудирования, заострения внимания на особо важных моментах с целью извлечения необходимой информации. Заключительный этап проводится с целью обсуждения, обобщения прослушанной информации, перекладывания полученных знаний на собственный опыт.

 В качестве примера использования требований ФГОС второго поколения рассмотрим ход работы над текстом для аудирования из учебника “Enjoy English” для 3 класса под редакцией М.З. Биболетовой (урок 34, упр. 1) [1: 59]. Урок проводится в начале третьей четверти и предполагает повторение названий дней недели, изученной лексики и грамматических конструкций.

 Работа над прослушиванием начинается с этапа pre-plistening, который позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика по повторению дней недели, а также изучению новой лексики. В ходе первого этапа соблюдается определенная последовательность заданий:

 1. Учащиеся вспоминают названия дней недели путем выполнения задания в рабочей тетради: «Найди и обведи знакомые тебе слова. Напиши, какие дни недели ты любишь». Учащиеся зачитывают слова, которые они нашли в табличке, зачитывают составленное предложение о любимых днях недели.

 2. Учитель устанавливает ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь: «Рассмотрите картинки и догадайтесь, чем гномик Тайни занимается в свободное время». Учащихся необходимо познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. Учащиеся повторяют словосочетания, которые будут встречаться в тексте: “swim in the river”, “listen to music”, “play computer games”, “draw funny pictures”, “read fairy tales”, “write fairy tales”, “watch TV”. С учётом требований ФГОС знакомство с новой лексикой либо повторение раннее изученной происходит с использованием беспереводного способа семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении. Учащиеся зачитывают словосочетания по цепочке и самостоятельно стараются перевести их с помощью иллюстраций-подсказок.

 3. Активизировать лексический и грамматический материал по теме с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста необходимо с помощью игры. В данном случае для выполнения поставленной задачи подходит игра “Mime and Guess”. Учитель закрепляет на доске модель по образованию предложения в простом настоящем времени в третьем лице единственном числе. Учащиеся по очереди выходят к доске и пытаются изобразить какое-либо действие без слов, остальные стараются догадаться о значении и высказывают свои предположения при помощи грамматической конструкции: “Misha (Lena) swims in the river”. Таким образом, одновременно происходит активизация лексики и повторение простого настоящего времени в третьем лице единственном числе.

 4. Письменное закрепление материала осуществляется в рабочей тетради при выполнении задания: «Соедини стрелками слова». Учащиеся соединяют глагол с существительными для построения словосочетания.

 5. Вызвать интерес к теме возможно, затронув тему занятий в свободное время на личном опыте. Учащиеся могут рассказать о том, чем любят заниматься они: “I like to play computer games”.

 Следующий этап while-listening целесообразно разделяется включает Listening for specific information или аудирование для понимания определённых деталей текста, а также Listening for gist, или аудирование для понимания общего содержания текста. Перед прослушиванием текста второй раз учащихся можно попросить запомнить, что делает Тайни в остальные дни недели. Иллюстрации служат опорой при составлении высказывания.

 Заключительный этап post-listening предполагает переложение изученного материла на личный опыт и подведение итогов. Учащиеся рассказывают, чем обычно занимаются по субботам и воскресеньям. Данное задание активизирует лексику и позволяет усвоить разницу в грамматических конструкциях. Учитель фиксирует на доске ответы учащихся, записывая их под моделью простого настоящего времени в единственном числе первого лица. Выписанные предложения позволяют выявить самые любимые занятия учеников в классе.

 Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. Для этого можно предложить учащимся выбрать из листиков, вырезанных из цветной бумаги, тот, который соответствует успеху выполненной работы (зеленый – без ошибок, желтый – с некоторыми затруднениями, красный – с большими затруднениями). Учащиеся размещают выбранные листочки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемое дерево успеха, которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений.

 Как видно из рассмотренного этапа урока, такой вид речевой деятельности как аудирование неразрывно связан с говорением и параллельно с ним задействует основные механизмы устного общения. С учетом опыта проведенного занятия с применением рассмотренного плана работы над аудированием можно с уверенностью сказать, что традиционное поэтапное выполнение задания на аудирование в контексте современных стандартов демонстрирует значительный успех в преподавании английского языка в начальной школе. Благодаря активизации лексики и грамматики при помощи игры, наглядности, ассоциации с личным опытом, самооценивания происходит эффективное усвоение знаний и поддержание мотивации к дальнейшему изучению английского языка.

        

 Примечания:

 1. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 3 кл. общеобраз. Учрежд. – Обнинск: Титул, 2010.- 144 с.

 2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. –– М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с.

 3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.; Просвещение,1991.- 222 с.

 4. Соколов А.Н. Внутренняя речь при изучении иностранных языков // Вопросы психологии. 1965. - №5.- C. 57-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

         С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Особенности развития детей младшего школьного возраста.

Возраст 6-7 лет является узловым этапом в развитии ребёнка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает...

Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста.

В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сде...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет).

В консультации идет речь об основных особенностях детей указанного возраста: развитие их мышления, памяти, речи....

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Особенности восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.

На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Т.В. Волосовец, подавляющее число детей с речевыми нарушен...