Статья "Ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку"
статья по английскому языку на тему

Метелкина Юлия Владимировна

В статье рассмотрен ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon иностранные языки31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Ю.В. Метелкина

Ситуативно-игровой подход при обучении иностранному языку

Современное общество диктует нам новые правила жизни: человеку необходимы конкретные знания хотя бы по одному иностранному языку. Целесообразнее всего начать изучение иностранного языка на раннем этапе обучения в школе. Самый доступный и легкий способ овладеть языком-построить процесс учения на основе игры. Ситуативно-игровой подход в обучении является самым эффективным на младшем этапе, что обусловлено психофизическими особенностями младших школьников. Для того чтобы процесс  обучения младшего школьника проходил наиболее эффективно и продуктивно, нужно стараться использовать каждую возможность для того, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку. Изучением вопроса «как использовать ситуативно-игровой подход в обучении языку» занимались лингвисты Н. Павлович, Н.В. Агурова, Н.В. Имедадзе, А.Н. Рогова, Г.В. Верещагина. В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка. Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы она используется не достаточно активно. Вот почему проблема использования игровых ситуаций при обучении рассматривается как актуальная, требующая анализа.

С раннего детства игра оказывается благотворным средством воспитания, формирования положительных качеств личности. Игровая деятельность открывает перед учащимися круг научных интересов, служит первым толчком к дальнейшей самостоятельной деятельности учащихся.Игры вырабатывают умение анализировать материал, обобщать его, приучают выделять самое существенное в использованных источниках, осознавать прочитанное, переключают притупившееся внимание учащегося, снижают его утомляемость. В правильно организованной и проведенной педагогической игре процессу познания сопутствует определенный эмоциональный настрой. Знания и умения приобретаются в атмосфере радости и удовольствия.

Значение игры в деле всестороннего развития личности ребенка состоит и в том, что она в значительной степени способствует формированию мировоззрения будущих личностей.

В то же время игра - особо организованное занятие, требующее напряжения умственных - сил. Она всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. В использовании игры на уроке иностранного языка положительно то, что при этом ребенок будет стараться говорить на иностранном языке. Игровая деятельность призвана возбудить живой интерес учащегося к процессу познания, активизировать его мыслительную деятельность.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить то, что специфика проведения игр обусловлена рядом факторов: поведенческим характером, потенциальными возможностями самой игры, разнообразием форм и способов ее проведения, достижением цели обучения непринужденно, посильно для всех учеников, возможностью проявить самостоятельность и творчество.

Основные требования и условия к созданию игры на младшем этапе обучения иностранному языку следующие:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
  2. Игру нужно хорошо подготовить сточки зрения, как содержания, так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
  3. Игра должна быть принята всей группой.
  4. Игра должна проводить в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывать у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные  роли.
  5. Игра должна организовать таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
  6. Учитель непременно сам верит в игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.
  7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами.

В ходе работы было выявлено, что у школьников, используя игровые приемы, можно сформировать базовые графические и орфографические навыки, элементарные формы записи (на уровне подстановки пропущенных букв в слова, словосочетания; списывания/выписывания ключевой/дополнительной информации; перифразы), что является основой дальнейшего обучения письму и способствует эффективному изучению иностранного языка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная методика о научных подходах к обучению иностранному языку

Эта статья поможет освежить в памяти подходы кобучению иностранному языку....

Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам

В дидактике  обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. В п...

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"

Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы,  перспективы"...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...