Главные вкладки

    Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "
    материал по английскому языку на тему

    Антошина Светлана Олеговна

          Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работать в паре, группе, аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои  позиции, принимать решения  и нести ответственность), самостоятельность.

           Достижение целей раннего обучения иностранному языку возможно только в том случае, если в УМК разработаны средства, которые, с одной стороны, помогают учителю в полной мере использовать благоприятные предпосылки данного возраста, а с другой – преодолеть объективные трудности организации учебного процесса при раннем обучении. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samoanaliz_raboty_po_metodicheskoy_teme_.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ПЕКЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    САМОАНАЛИЗ

    работы по методической теме:

    «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно-деятельностного подхода  »

    учителя  английского языка  

    Антошиной Светланы Олеговны

    п.Дубровка

    2017 год

    Человеческая культура возникла и

     развертывается в игре, как игра.

    Й.Хейзинга   

          В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

           В настоящее время коренным образом изменился социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном из последних мест по степени значимости, иностранный язык  превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством.

            Роль иностранного языка, как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС нового поколения, «где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

        Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

    Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах образования ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

        Я преподаю английский язык в 2-11 классах, но особую роль отвожу начальному общему образованию (2-4 классы).

    Иноязычное образование на начальном этапе выступает в качестве средства достижения конечной цели – развитие учащегося как индивидуальности, готовой и способной вести диалог культур, а также закладывает основы этой готовности и способности.

    Ведущими на этом этапе являются развивающий и воспитательный аспекты, которые опираются на познавательный и учебный. Это оказывается возможным благодаря определенной стратегии, выражаемой формулой «культура через язык, язык через культуру». Указанная стратегия переориентирует образование со знаниецентрического на культуросообразное, обеспечивая духовное развитие учащихся в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

    Говоря об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка, следует помнить, что обучение детей младшего школьного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как «условия  реального общения легче моделируются в игре, которая ещё долго является одним из ведущих видов деятельности для детей этого возраста» (Эльконин Д. В. Психология игры.  - М; Педагогика, 1978). Игра помогает сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим.. Игры по Е. И. Пассову, помогают решать важнейшие методические задачи: формировать и развивать речевые умения и навыки, расширять знания в сфере страноведения и языка, запоминать речевой материал, развивать мотивационно-потребностную сферу учащихся, совершенствовать основные способности и психические процессы, а также обеспечивать благоприятную  психологическую обстановку.

       С целью  углубленного изучения игры и максимального применения  игровых технологий на уроках английского языка я работаю по методической теме:

     «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно-деятельностного подхода».

    Цель работы: обеспечить каждому  ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.

          Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работать в паре, группе, аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои  позиции, принимать решения  и нести ответственность), самостоятельность.

           Достижение целей раннего обучения иностранному языку возможно только в том случае, если в УМК разработаны средства, которые, с одной стороны, помогают учителю в полной мере использовать благоприятные предпосылки данного возраста, а с другой – преодолеть объективные трудности организации учебного процесса при раннем обучении.

       Я работаю по программе, составленной на основе авторской программы    

    М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубанёвой   «Английский с удовольствием» для 2-4  классов (Обнинск, Титул, 2013г.) Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам образования, особенно  начального. Важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Этому полностью соответствуют УМК под редакцией М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубанёвой   «Английский с удовольствием» для 2-4  классов (учитываются возрастные особенности детей, соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учащихся и ученика (2 класс)  к деятельности детей в парах и небольших группах, к усилению самостоятельной деятельности учащихся в постановке и решении учебных задач. Учебники и Рабочие тетради составлены по принципу «избыточности», когда учитель вправе выбирать те или иные упражнения для решения поставленных учебных задач.

    Содержание УМК соответствует требованиям, предъявляемым к отбору содержания иноязычного образования в начальной школе: соблюдён баланс между принципами научности и доступности, индивидуализации и социализации, четырьмя видами речевой деятельности, упражнения носят общеразвивающий характер. Любое задание близко и понятно детям этого возраста, расширяет детское мировоззрение, имеет элементы новизны, что создаёт прочную мотивацию к овладению иноязычной культурой. В УМК тщательно выверена система повторения лексического и грамматического материала всё в новых и новых ситуациях общения, на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, литературные герои, герои мультфильмов детских телепередач).

     Вот наиболее распространенные игры, которые я организую на уроках английского языка в начальной школе.

    Игру «Foley artist» я применяю на этапе формирования произносительных навыков и навыков чтения по транскрипциям.

    T : Let’s play the game «Foley artist».

    Давайте поиграем в игру «Фоули артист». В Диснейленде есть студия «Foley artist», на которой озвучивают мультфильмы. Представьте себе, что вы артисты студии. Как бы вы озвучили голоса этих персонажей и звуки окружающего мира?

    Ch : (читают по транскрипции).

    T : And now listen. А теперь послушайте, как артисты студии «Foley artist» передают эти звуки, которые издают животные, изображённые на картинках. Найдите тех, кто издаёт эти звуки и соедините линией картинку и звукоподражание.

    T : Now let’s play «Screen test»

    А теперь поиграем в игру «Кинопроба»

    Let’s сount and divide into two teams.

    One, two, three

    You and me,

    Nick and Mike,

    Helen and Ann,

    You and me,

    One, two, three!

     Дети делятся на две команды с помощью считалки. 1 – я команда будет подражать звукам животных и предметов на русском языке, а другая команда будет переводить их на английский язык.

    1 – я команда

    Pupil 1 : C – C – C !

    Pupil 2 : Mяy ! Mяy!

    2 – я команда

    Pupil 1 : S – S – S !

    Pupil 2 : Mew – Mew !

    За каждое правильное звукоподражание команда получит очко. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество очков.

    Как известно, обучение грамматическим явлениям ведётся только через ситуации общения. Игровая форма общения сделает обучение грамматике увлекательным занятием. Например, при формировании навыка употребления глагола like в 3 – м лице ед. ч. я провожу игру «Guessing game».

    T : Let’s play «Guessing game». Давайте поиграем в игру «Угадай - ка». Смысл игры заключается в следующем. Двое из вас (ведущий и помощник) договариваются о том, какое любимое занятие один из них будет изображать. А весь класс будет угадывать, какое именно занятие он (она) любит. Например, вы пытаетесь отгадать и говорите :    

    P 1: Anya likes singing. Если ребята угадывают правильно, помощник должен сказать:  You are right. Anya likes singing. Если не догадались, помощник говорит:  No, you are not right. Try again. В этой игре отрабатываются выражения согласия и несогласия.

    С целью формирования грамматических навыков (структура вопросительных предложений с глаголом to be), я предлагаю ребятам игру «Quick bingo» , которую они очень любят.

    T : Let’s play «Quick bingo». You are going to play in pairs. Каждый из учащихся загадывает предмет,  в который превратился Иззи, и записывает его название в тетради. Затем один из пары задаёт вопросы, стараясь догадаться, во что превратился Иззи, другой отвечает на эти вопросы.

    P 1 : Is Izzy a computer?

    P 2 : No, he is not.

    P 1 : Is Izzy a mouse?

    P 2 : Yes, he is и т. д.

     В игре отрабатываются лексические навыки, навыки интонационного оформления общего вопроса. Подобные игры хорошо развивают коммуникативную компетенцию.

      Дети с большим желанием принимают участие в играх – соревнованиях. Изучая английский алфавит, целесообразно развивать умение работать со словарём (умение быстро находить слова в словаре). С этой целью я предлагаю детям игру – соревнование «Who is the first?» («Кто первый?»). Первым в этой игре будет тот, кто быстрее других найдёт нужное слово в словаре и правильно прочитает его по транскрипции. Например, записываете слово SORRY на доске, но вслух не произносите.

    T : Let’s find this word in the vocabulary.

    Давайте найдём слово в словаре.

    T : Open the vocabulary in your textbooks.

    Откройте словарики в своих учебниках.

    Найдите слова, которые начинаются на букву S. Теперь ищем в этом разделе слова, в которых после буквы S следует буква O, и среди них наше слово. Как оно произноситься? What does it mean? Что оно означает?

    Ch : (читают по транскрипции произношение, затем читают перевод).

    T : Well done! The next word is … Следующее слово …

    Записываем слово SPELL / PLEASE на доске, но вслух не произносим.

    Ch : (ищут в словаре, читают).

    T : Great!

    Хочу подчеркнуть, что через соревновательные и совместные игры хорошо развивается социальная компетенция. Дети соревнуются, иногда вступают в конфликты, учатся находить подходы к другим, т. е. учатся строить своё речевое и неречевое поведение адекватное ситуации общения.  

    Игры не только позволяют в естественной для ребёнка форме совершенствовать речевые и языковые навыки, но и способствуют развитию интереса к изучению английского языка.

    Знакомство с популярными играми детей англоязычных стран «Happy families» и «Quick bingo» позволяет воспитывать положительное отношение к изучению культуры другой страны, а также развивать речевые умения (диалогическую речь). Это ещё раз подчёркивает универсальность игры, которую можно использовать на любом этапе урока, решая различные методические задачи.          

    Card game «Happy families».

    T : Helen and Mike like playing the card game «Happy families» («Счастливые семьи»).

    В эту игру обычно играет 4 человека (команды). Каждый игрок (команда) должен собрать полный комплект карт, на которых изображены члены семьи: папа, мама, брат и сестра (количество карт можно увеличить). Четыре комплекта карт перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки по очереди спрашивают своего соседа слева, есть ли у него нужная карта.

    P 1 : - Have you got «a sister»?

    P 2 : - No, I haven’t. Have you got «a brother»?

    P 3 : - Yes, I have.

     Если у игрока есть такая карта, он обязан её отдать, даже если она составляет часть его комплекта. Но он может выложить перед собой тот комплект карт, который он уже собрал. Тогда игра будет остановлена и будут подсчитаны очки.

    К играм, стимулирующим интерес к изучению иноязычной культуры можно также отнести игры – путешествия, конкурсы и викторины по истории страны изучаемого языка, её традициям. Английские рифмовки, песни, национальные игры служат прекрасным материалом для познания другого народа.

     Недели английского языка не проходят без участия младших школьников. Например, празднование Рождества мы начинали с песни «We Wish You a Merry Christmas», которую исполняли учащиеся 2 класса, а ребята третьего класса подписывали открытки Санта Клаусу и рассказывали о том, что они умеют делать и какие подарки хотели бы получить. Они с удовольствием пишут письма друзьям по переписке (pen - friends), оформляют приглашения. Игровые задания готовят детей одновременно и к устному и письменному общению, что также способствует развитию коммуникативной компетентности.  

    Все большую популярность приобретает метод проекта, который также можно использовать в игровой форме. Подобная форма, проводимая на этапе обобщения знаний, помогает развивать умение работать в группе, воспитывать навык самостоятельной, целенаправленной работы, готовности к творчеству.

    Ежегодно второго апреля отмечается Международный день детской книги (The International Children Books’ Day). Можно предложить ребятам принять участие в конкурсе «The best book for the lost boys».

    T : Let’s divide into groups. Each group is going to write and illustrate one book.

    Желательно, чтобы в каждой группе было по 4 человека, так им будет удобнее оформлять книжку. Поделить учащихся на группы можно при помощи считалок.

    T : Now let’s decide on the content of your books. You can choose any topic you like : family, transport, animals, places.

    Теперь давайте определим, о чём вы будете писать книгу. Образцы и примерное содержание книг даны в Рабочей тетради. Нужно решить, кто какую страничку книги будет оформлять. Первый ученик оформляет обложку и пишет название книги. Второй ученик оформляет 2-ю и 3-ю страницы книжки. Третий – 4-ю и 5-ю страницу. Четвёртый – 6-ю страницу и заднюю сторону обложки. Затем все страницы скрепляются стиплером или склеиваются. Дети читают свои книги и отвечают на вопросы. Эта работа рассчитана на 2 урока.

    T : Let’s read the books one by one to your classmates. Get ready to answer their questions about the content (по содержанию).

    Ch : (читают книги, отвечают на вопросы.)

    T : Which books do you like best?

    Ch : (выражают своё мнение о творчестве товарищей.)

    После урока все книжки можно поместить на выставочный стенд.

    Создавать во время занятий здоровьесберегающую атмосферу мне удаётся с помощью «Action time» (физминуток). Физминутки позволяют обучать и развивать школьников, не утомляя их.

    T : English children like singing action songs.

     Дети в Англии очень любят петь песенки, которые можно сопровождать движениями. Одна из таких песен называется «Skip to my Lou [lu : ] , my darling» (Песня взята из сборника «This Little Puffin»). Песню нужно сопровождать движениями и подражать голосам животных и звукам окружающей среды.

    T – Ch : Skip, skip, skip to my Lou!( 3 раза)

                  Skip to my Lou, my darling.

    (Each pair of children holds hands and skips round).

                  Cows in the yard, moo – moo- moo,

                  Hens in the yard, peck – peck – peck,

                  Cars in the yard, toot – toot – toot, etc.

                  Skip to my Lou, my darling!

    (Repeat after each verse).  

    В качестве «Action time» можно предлагать рифмовки, песни, стихи.

    Action song «Teddy bear, touch your nose».

    T : Teddy bear is one of the most favourite children’s soft toys in Britain.

    Let’s listen and sing the traditional English song.

    T – Ch :

    Ученики слушают песню, следят за движениями учителя и пытаются отгадать значение следующих фраз: touch your nose, touch your toes . Затем поют под фонограмму и вслед за учителем сопровождают песню движениями.

    Хочется особо отметить развивающуюся ценность ролевых игр, которые помогают процессу социализации школьника, развивают поисковые, информационные, когнитивные и коммуникативные компетенции, прививают навыки коллективного труда. Ролевые игры можно проводить на этапе формирования лексических и грамматических навыков, а также на этапе обобщения знаний.

    T : Let’s role play! Let’s divide into groups of three. Those who play the role of Peter Pan ask John and Michael about what they can do. Those who play the roles of John and Michael answer Peter Pan’s questions.

    Класс необходимо разделить на группы по 3 человека и распределить роли.  

    Питер Пэн беседует с Джоном и Майклом. Джон и Майкл отвечают на вопросы Питера Пэна о том, что они умеют делать (правильные ответы находятся в таблице учебника).

    SWIM

    HUNT

    CLIMB

    JUMP WELL

    RUN WELL

    FISH

    Wendy

    John

    Michael

    Card 1

    Ты Питер Пэн.

    Расспроси Джона и Майкла о том, что они умеют делать.

    - John, can you swim?

    - Michael, can you swim?

    Card 2

    Ты Джон.  

    Ответь на вопросы Питера Пэна.

    • John, can you swim?

    • Yes, I can.                                                                        -   No, I can’t.

    I can swim very well.                                 I can’t swim well.

    Card 3

    Ты Майкл.

    Ответь на вопросы Питера Пэна.

    • Michael, can you swim?

    • Yes, I can.                                                                          -   No, I can’t.

      I can swim very well.                                         I can’t swim well.

       

    И так далее с глаголами hunt, climb, jump, run, fish.

    Очень важно помнить о том, что урок иностранного языка в начальной школе должен быть объединён общей темой, а вот деятельность детей на уроке должна быть обязательно разнообразной.

    Необходимо часто менять виды работы, обязательно перемежать их динамическими паузами, играми с элементами движения – малыши так быстро устают! Но при этом необходимо стараться, чтобы каждый элемент урока был нужен для решения его общей задачи или задач, чтобы движения или игра не становились самоцелью.

    Использование игровой методики на уроках английского языка в начальной школе позволяет мне логично и интересно раскрывать темы, использовать усвоенный материал на уровне творческого применения, повышать познавательный энтузиазм у учащихся, содействовать развитию природных способностей. При этом практически все учащиеся достигают усвоения знаний по предмету на требуемом учебной программой уровне.  

    Заключение.

      Считаю опыт своей работы «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно-деятельностного подхода  » перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, повысить эффективность урока, активизировать познавательную и творческую  активность обучающихся.

    Материалы моего  педагогического опыта размещены на персональном сайте ,адрес которого  http://nsportal.ru/antoshina-svetlana-olegovna


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

    Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

    Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

    Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

    Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

    Презентация "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода"

    Данная работа как результат из опыта работы с младшими школьниками при использовании игровых технологий. В данной работе указаны интернет источники, которыми может пользоваться учитель английского язы...

    Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

    Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...