Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему

Жарков Вадим Петрович

Основными признаками сотрудничества являются:
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативность (способность достигать результат).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

Жарков Вадим Петрович,

учитель английского языка

I квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 75»

Московского района г.Казани

Республики Татарстан

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением и враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Т.Н.
Мальковской, Н.П. Шульца и др. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся.  Именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство: а) форм перспективной взаимосвязи, основанных на взаимопонимании, взаимопереживании; б) способов организации совместной деятельности, то есть “на равных”, предусматривающих проявления самостоятельности, активности и организованности; в) форм взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи.

Основными признаками сотрудничества являются:
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативность (способность достигать результат).

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьникам речевого опыта на новом для них языке. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл, складываются между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные  заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Урок иностранного языка для организации межличностного общения учеников друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими предметами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что- то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода.
Перечислим основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
  • Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации).
  • Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует.
  • Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний).

Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы.

Во взаимодействии учителя и ученика особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на английском языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности).

Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей в сотрудничестве с учащимися.

Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.

Список использованной литературы:

  1. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.; Наука, 1988г. – 300 с.
  2. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал, 2000, Т. 21, № 6. – С. 5-11.
  3. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М. – Воронеж. 1996.
  4. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка/ Н.Д. Гальскова // Иностранный язык в школе. - 1991г. - № 3. – С. 5-6.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., Педагогика, 1986г. – 186 с.
  6. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 1991г. – 250 с.
  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., Педагогика, 1987 г. – 168 с.
  8. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранного языка. – М., Педагогика,  1987 г. – 260 с.
  9. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному, - М., Просвещение, 1970 г. – 160 с.
  10. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности и умения.

      Избрание психологии производства. - М., Педагогика, 1983 г. – 265 с.

  1. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве/ Е.С. Полат // Иностранный язык в школе. –2000г. - № 6. – С. 8-9.
  2. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников.

      - Л., Психология и творчество ,1989г. – 232 с.

13. Риверс В.Т. От лингвистической к коммуникативной компетенции/ В.Т.  Риверс //Иностранный язык в школе. - 1973г. - № 2. – С.4-6.

14..Рубинштейн С.А. Принцип творческой самодеятельности/ С.А. Рубинштейн // Вопр.   психологии. – 1986. - № 3. – С. 5-6.

15. Сластенин В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. – М.; Педагогика, 1997. – 416 с.

16. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика   обучения. Перевод с английского, под редакцией Н.Ф.Гользиной., - М.,   Педагогика, 1984г.

17. Страхов И.В. Психология педагогического такта. - Изд. Саратовского университета, 1966. – 319 с.

18. Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе/ А.А. Тюков // Иностранные языки в школе. -1988 г. - № 5.- С.7-8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...

Статья по теме: «Мультимедийные средства в обучении иностранному языку»

Мультимедийные средства стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения р...

QR –код как средство в обучении иностранному языку

Современный период развития общества характеризуется влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных п...

Блог как средство дистанционного обучения иностранному языку

Технологии Веб 2.0 стали важной частью современного урока. Они позволяют широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями...

Формирование учебной самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранным языкам

С развитием информационных технологий объём информации стремительно увеличивается. Работодатели ждут от выпускников школ и вузов быстрого восприятия и обработки поступающей информации, владением инфор...