Статья по теме: «Мультимедийные средства в обучении иностранному языку»
статья на тему

Макарова Наталья Львовна

Мультимедийные средства стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке.

Человеку, который владеет иностранным языком, дает возможность приобщиться к мировой культуре и применять в своей деятельности потенциал обширных  ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Сократить время изучения языка и облегчить доступ к информации, помогает компьютеризация обучения иностранному языку. На сегодняшний день существует большой выбор мультимедийных средств, интернет – страничек, которые содержат необходимую информацию для изучения иностранного языка, электронных учебников, а также баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Применение  компьютерных и мультимедийных средств  в обучении иностранного языка является актуальным направлением в методике, которые требуют новейших подходов и нестандартных решений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Мультимедийные средства в обучении иностранному языку»

 

Применение компьютерных, мультимедийных средств

Средством общения служит язык, он все время развивается, меняется структура языка, произношение, написание слов, грамматика. Все это приводит к тому что: во-первых, обучающему нужно сверять учебно-методические комплексы, которые имеются в наличии, а также без конца исправлять и указывать на недочеты в материалах обучения; во-вторых, должен развиваться и учебный материал в соответствии с изменениями грамматических и лексических явлений; в-третьих, недостаток финансирования не позволяет экстренно менять существующие комплекты обучения иностранному языку. Из этого следует, что проблема модернизации учебно-методического комплекса ложится на плечи учителя.

Процесс обучения иностранному языку является сложной системой, которая постоянно развивается. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На этот момент существует большой выбор мультимедиа продуктов, Интернет - страничек, которые содержат необходимую информацию для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Такое количество источников затрудняет поиск необходимой информации, на данный момент не каждый учитель будет разбираться с существующими мультимедийными программами и включать их в процесс обучения. В том случае, если учитель заинтересован в использовании мультимедийных технологий в учебном процессе, поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка, развитие мультимедийных средств сегодня, привлекает преподавателей всех дисциплин, начиная от физики и заканчивая пением. Преподаватель иностранного языка, возможно, найдет способ заниматься на компьютерах один час в неделю, хотя этого не достаточно, полностью и с пользой для знаний использовать и час в неделю возможно.

Одна из актуальных проблем современной методики в обучении иностранному языку является ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения – он является лишь эффективным средством в обучении иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, которые способствуют реализации основной цели в преподавании иностранных языков – формированию умений и навыков коммуникативной компетенции.

Компьютер разрешает моделировать условия коммуникативной деятельности; способствовать выработке самооценки учащихся; индивидуализировать и дифференцировать обучение; овладевать лексико-грамматическими навыками; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности [13].

В данный момент существует много мнений о том, использовать ли компьютер в обучении иностранному языку либо не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие – компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель.

 Компьютер работает как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Однако не следует забывать, о том что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции, произношения текстовая информация. Компьютер предоставляет большие возможности тестирования уровня владения иностранным языком либо темой с участием преподавателя, что в дальнейшем сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами. В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера, например, коллективная творческая работа над совместным проектом [18].

Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические упражнения и тесты, отбирать тексты), а также анализировать тексты и целые учебные пособия.

В качестве примера можно назвать MicrosoftWord, в которой предусмотрены следующие стадии анализа текста:

– подсчет количества букв, слов, длинных слов (более шести букв), фраз;

– установление средней длины слов и фраз;

– выявление структуры предложений;

- определение уровня сложности текста.

Помимо разработки печатных учебных материалов, современные компьютерные средства позволяют учителям самостоятельно создавать новые «ошибки»:

– тесты с использованием множественного выбора (с единственным либо несколькими вариантами правильных ответов);

– тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);

лингвистические игры (кроссворды).

Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения.

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета, как одного из средств обучения иностранному языку, лучше реализуются многие цели и задачи процесса обучения. Отсюда следует, что Интернет в скором времени войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведениях. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, но нельзя забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – одно из средств реализации этих целей и задач [10].

Естественно, главная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно:

– включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);

– проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;

– повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;

– формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

– формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;

– совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;

– совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;

– пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;

– получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка [2].

На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги.

Основные составляющие мультимедийных средств

Применение современных мультимедийных средств, является эффективным на всех ступенях обучения иностранному языку, а также при работе с учащимися разных групп. Этот подход в обучении дает возможность  не только улучшить мотивацию учащихся, но и обеспечит индивидуальный подход с каждым учеником. Однако современный учитель для достижения оптимального результата должен уметь правильно оценивать достоинства и недостатки мультимедийных обучающих продуктов в целом на основе анализа основных составляющих мультимедиа (традиционные алгоритмические языки, инструментальные средства общего назначения, средства мультимедиа, гипертекстовые и гипермедиа средства).  Мультимедийный учебник или как его еще их называют, электронный учебник, является наиболее доступным из мультимедийных средств [15].

 Современная система образования активно применяет информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Система дистанционного образования особенно динамично развивается, чему способствует ряд факторов, и прежде всего – оснащение образовательных учреждений мощной компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.

Лекционно-семинарная форма обучения уже давно потеряла свою эффективность – практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую. Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий – внедрение дистанционной формы обучения. В начале, она позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, затем, дает возможность получить образование лицам, которые были лишены получить обычное образование, по каким либо  причинам, после, применять в обучении новейшие информационные технологии, и в конце, в определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.

Электронные учебники, как правило, применяются в дистанционной форме обучения. Достоинствами этих учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.

Мультимедийный компьютер служит не только новейшим интегрированным носителем информации, но и является устройством, которое наиболее полно и адекватно отображает модель «face à face». Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, это также является одной из основных составляющих индивидуализации обучения.

Обычно мультимедийный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Мультимедийный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

- обеспечивает практически мгновенную обратную связь;

- помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;

- существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

- наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

После электронного учебника идут гипертекстовые и гипермедиа средства.

Способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте содержатся выделенные слова, а также которые имеют привязку к определенным текстовым фрагментам, это и есть гипертекст. Из  этого следует, что пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

Применение гипертекстовой технологии удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к учебникам, такие как структурированность и удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно «выложить» на любом сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В данный момент существует много различных гипертекстовых форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

Электронные словари.

Электронный словарь служит определенным образом для систематизирования лексической информации (словарная база данных),  которая хранится в компьютерной памяти, а также  комплекс программ для обработки этой информации и представления ее на экране.

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.

Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Существует ряд On-line электронных словарей, таких как Промпт, Мультилекс, WebsterDictionnaire, Unevu-Dictionnaire, Lingvo.

Для перевода с помощью какого-либо из перечисленных словарей нужно ввести переводимое слово (фразу, предложение и т.п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на пред текстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе. Работа с on-line словарями не экономит, однако, деньги [1].

К примеру, в «МультиЛекс 2000» находится полный набор возможностей, которые присущие современным электронным словарям – алфавитный просмотр статей, полнотекстовый поиск слов, маркировка часто востребованных статей закладками, история текущего сеанса работы, вывод транскрипции французских слов (две последние опции при желании можно отключить). Среди интересных особенностей следует отметить инсталляцию всех словарных баз на жесткий диск персонального компьютера (чего не позволяли прежние версии программы, работавшие только с CD) и поиск произвольных слов из текстов статей. Этот словарь уже экономит денежные средства [1].

В настоящее время использование современных мультимедийных технологий эффективно на всех ступенях обучения иностранному языку и при работе с учащимися разных групп. Более того многообразие технологий в обучении позволяет сделать уроки более насыщенными и интересными. Данный подход мотивирует учащихся на работу, облегчает понимание иностранного языка. К примеру, при работе с гипертекстом учащиеся не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой либо ссылке, т.е. сам управляет процессом выдачи информации.

Интерактивная доска.

Интерактивная доска является современным мультимедиа-средством, которое обладает всеми качествами традиционной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех студентов группы одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку студентов; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге; обучать по интенсивным методикам с использованием кейс-методов. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео и справочные материалы, при анализе текстов – схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и систсистемности изложения материала [4].

Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализа текста приходится вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.

Используя интерактивную доску SMART Boardобучающийся, может сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Электронная доска SMART включает в себя следующие инструменты:

1. Записную книжку (SMART Notebook);

2. Средство видеозаписи (SMARTRecorder);

3.  Видеоплеер (SMARTVideoPlayer);

4. Дополнительные (маркерные) инструменты (FloatingTools);

5. Виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard).

Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач [4].

Можно активно использовать материалы, представленные в SMART Notebook  при изучении всех разделов изучаемого языка. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:

1) При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.

2) На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и, при необходимости, есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема «Разница в употреблении и образовании времен.

3) Функция «draganddrop» позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: «подбери под пару», «сделай сочетание», «соотнеси» (в отличие от презентаций PowerPoint, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).

4) На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.

5) Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать [19].

Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов. Удобным является структурирование по темам (человек, животные, погода, природа, транспорт, одежда и т.д.). Картинки можно копировать как в сам Notebook, так и в различные редакторы (Word, PowerPoint). Функция Clone позволяет быстро увеличить количество одинаковых картинок, что удобно использовать при изучении темы Числительные. Вставив рисунки в определенный фон, мы можем на материале картинок организовать речевую ситуацию, что способствует развитию связной речи. При работе с картинками SMART Notebook возможно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога.

Средство видеозаписи позволяет записать в видеофайл (формат AVI) все манипуляции, производимые в данный момент на доске, а затем воспроизвести его с помощью видеоплеера (SMART Player) или любого другого подобного программного средства. Например, используя записную книжку, можно нарисовать график какой-либо функции или сделать чертеж, а затем продемонстрировать повторно процесс создания рисунка, запустив видеофайл.

Дополнительные (маркерные) инструменты  используются для создания разного рода пометок на всей площади экрана монитора независимо от используемого текущего приложения. Все пометки, делаемые преподавателем, например, в презентации PowerPoint, могут быть сохранены.

Виртуальная клавиатура используется для управления комп компьютером, когда преподаватель находится непосредственно около доски, т. е. дублирует стандартную клавиатуру компьютера.

Важной характеристикой интерактивной доски является ее «безразмерность», т. е. фиксируемая информация может располагаться на площади неограниченного размера, при этом всё, что записывается на этой доске, может храниться бесконечно долго. Вся информация, отображаемая на доске, может использоваться в течение всего учебного занятия. Преподаватель или студент может в любой момент возвращаться к предыдущей информации. Кроме этого вся информация текущего занятия может использоваться на последующих занятиях, при этом для их проведения не требуется дополнительной подготовки.

В отличие от традиционной доски интерактивная доска имеет больше инструментов для графического комментирования экранных изображений, что позволяет увеличить качество изображения предъявляемой информации для акцентирования внимания студентов, а именно: большее количество цветов, различные формы и толщина маркера, а также возможность задавать различные цвета фона доски. Интерактивная доска позволяет экономить время на учебном занятии при создании различного рода чертежей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур [18].

Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма. Например, можно зафиксировать решение задачи таким образом, чтобы впоследствии просматривать не статичный конечный результат, а сам процесс решения задачи от начала до конца, причем с любой скоростью.

Интерактивная доска может быть использована как эффективное средство создания учебно-дидактических материалов: примеры решения задач, схемы, чертежи, графики, причем как статические, так и динамические. Все эти материалы могут быть созданы непосредственно на учебном занятии, и в дальнейшем могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении, а также в качестве тренажеров при индивидуальной работе.

Можно условно выделить четыре свойства интерактивной доски, которые и определяют все возможные приемы ее использования:

-  неограниченная площадь,

-  расширенный набор инструментов для фиксации информации и графического комментирования экранных изображений,

-  возможность сохранения фиксируемой информации в электронном виде и ее дальнейшее неограниченное тиражирование,

-  возможность сохранения информации в динамической форме (в видеофайле).

Также важно учесть и психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка [12].

 Мультимедийные средства дают высокий эффект в обучении иностранного языка.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Внедрение ИКТ в образовательный процесс с целью повышения мотивации и качества ЗУН учащихся  при проведении уроков английского  языка. ...

Статья на тему: "Коммуникативный метод в обучении иностранному языку. "

Использование коммуникативного метода в обучении иностранному языку...

Использование мультимедийных проектов в обучении иностранному языку

Расширение деловых и культурных связей с зарубежными странами предъявляет новые требования к языковому образованию. Возрастает значимость владения иностранным языком как средством общения в рамках изб...

Статья "Мультимедийные средства в обучении китайскому языку"

Мультимедийные средства в обучении китайскому языку...

Статья"Внедрение мультимедийных технологии в обучение иностранным языкам"

Эффективность использования Мультимедийных технологий...