Рефлексия как один из ключевых этапов урока
статья по английскому языку по теме

Еременко Екатерина Сергеевна

В контексте новых образовательных стандартов претерпела соответствующие изменения и структура урока. Сегодня одним из обязательных этапов современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, является рефлексия. В статье рассмотрены основные виды и приемы рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_kak_odin_iz_klyuchevyh_etapov_uroka.docx115.44 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЭТАПОВ УРОКА

Одним из основных моментов ФГОС второго поколения является развитие у обучающихся умения учиться, самостоятельно получать новые знания. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он участвует в постановке цели и задач урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения цели, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель при этом играет лишь роль помощника.

В контексте новых образовательных стандартов претерпела соответствующие изменения и структура урока. Сегодня одним из обязательных этапов современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, является рефлексия.

Рефлексия - это способность понимать, оценивать мысли и действия свои и других, соотносить результат деятельности с поставленной целью.

Выделяют два основных вида рефлексии:

  • текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса;
  • итоговая рефлексия, завершающая замкнутый период деятельности.

Л.А. Соколова, рассматривая роль и место рефлексии в процессе изучения иностранного языка, предлагает следующую классификацию видов рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия содержания учебного материала;
  • рефлексия деятельности.

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ позволяет учителю оценить эмоциональное восприятие учебного материала и настроение класса в целом. Чем больше позитива, тем лучше усвоена тема. И наоборот, если больше «грустных лиц», значит, возникли сложности в усвоении темы, урок показался скучным или трудным.

Проводить эмоциональную рефлексию можно как в начале урока, с целью установления положительного эмоционального настроя, так и в конце урока.

ПРИЕМЫ:

Смайлики (солнышко и тучка). Раздаточные  карточки с изображением веселого, грустного, нейтрального лица (другие знаковые картинки). Учащимся предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению.

Цветные карточки. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние обучающегося на протяжении урока.

Букет настроения. В начале урока обучающиеся получают бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель предлагает прикрепить красный цветок, если урок был интересным и полезным, синий – если урок не понравился.

Дерево чувств. Если обучающийся чувствует себя комфортно, то вешает на дерево листочки (яблоки) одного цвета, если нет, – другого.

Поляна цветов. На доске – поляна цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т.д.). Обучающимся раздаются бумажные бабочки. Каждый обучающийся прикрепляет бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Светофор. Зеленый – все понятно, урок был полезен для меня. Желтый – урок был интересен, но есть затруднения. Красный – пользы от урока получил мало, много непонятного, мне это не нужно.

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА используется для выявления уровня осознания изученного материала. Данный вид рефлексии обычно проводится в конце урока. Подводятся итоги, происходит обсуждение того, что узнали и как работали, другими словами, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

ПРИЕМЫ:

Незаконченное предложение.

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Сегодня мне удалось…

Теперь я могу…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

Плюс-минус-интересно. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “+” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу “-” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+

(плюс)

-

(минус)

И

(интересно)

 

 

 

Рефлексия достижения цели.

Синквейн.

  • первая строка – ключевое слово (одно существительное);
  • вторая – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
  • третья – три глагола, обозначающих действия в рамках заданной темы;
  • четвёртая строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
  • последняя строка – синоним ключевого слова (существительное).

Знаю. Хочу узнать. Узнал.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Понятие

(вид деятельности)

+

(все понятно)

_

(ничего не понял)

?

(интересно, хочу узнать подробнее)

Для учащихся младших классов понятия (вид деятельности) записывает учитель. Со старшими можно записать совместно. В конце урока учащиеся ставят галочку напротив каждого понятия (вида деятельности) в той графе, которую они считают более приемлемой.

Анкета.

1. На уроке я работал                                 активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я                         доволен / не доволен

3. Урок для меня показался                        коротким / длинным

4. 3а урок я                                                не устал / устал

5. Мое настроение                                 стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был                        понятен / не понятен

                                                полезен / бесполезен

                                                интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется                легким / трудным

                                                интересным / неинтересным

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ применяется при проверке домашнего задания, защите проектных работ или на этапе закрепления материала. Рефлексия деятельности помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность на разных этапах урока, а также выявить пробелы.

ПРИЕМЫ:

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Поезд. На доске поезд с вагончиками. Каждый вагончик соответствует определенному этапу урока. Ученикам предлагается посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Знаки (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Помимо текущей рефлексии также важно проводить рефлексию итоговую. Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объемом. Содержание и приемы итоговой рефлексии определяет учитель на основе образовательной программы. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце четверти, учебного года.

Осуществлять рефлексию можно в форме:

  • устного обсуждения (предполагает умение обучающегося высказывать свои мысли и описывать свои эмоции);
  •  письменного анкетирования (уместно на завершающем этапе изучения большой темы);
  •  графического изображения (осуществляется при помощи карточек, символов, рисунков).

Рефлексию можно проводить как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что использование приемов, позволяющих провести рефлексию на уроках английского языка может побудить обучающихся принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение английскому языку более эффективным.

Список литературы:

Богданов В.В., Лозовой А.Ю. Образовательный потенциал рефлекcивной стратегии сознания в освоении иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. – Спб.:КАРО, 2013.

Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранные языки в школе. – 2005. –  №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

Приемы рефлексии на различных этапах урока

В данной работе собраны приемы рефлексии на различных этапах урока. Эти приемы могут найти свое применение на всех типах уроков....

Вопросы и задания для проведения этапа урока «Рефлексия»

Вопросы и задания для проведения этапа урока «Рефлексия»...

Рефлексия как завершающий этап урока английского языка в рамках ФГОС.

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....

Авторские практические задания по русскому языку как занимательный фрагмент ключевых этапов урока отработки умений и рефлексии (по программе 5 класса).

Практические стихотворные задания по некоторым темам 5 класса (русский язык). Актуальность этих заданий....

Выступление на МО по теме :"Уроки ПТО, как один из ключевых этапов по подготовке обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к успешной социализации в обществе".

В работе изложены некоторые аспекты деятельности учителя трудового обучения по подготовке обучающихся на уроках слесарного дела к успешной социализации в обществе....