Этап создания образовательной напряженности или как включить учеников в решение учебной проблемы или задачи
статья по английскому языку на тему

В статье рассматривается один из важных этапов современного урока - создание образовательной напряженности. Рассматривается теоретическая база и приводятся некоторые приемы, которые позволяют вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап создания образовательной напряженности или как  включить учеников в решение учебной проблемы или задачи.

Основная цель данного этапа состоит в создании образовательной напряженности – т.е.  мотивационного компонента урока, обеспечения его занимательности и заинтересованности путем постановки проблемы самими учениками и формулировки творческого задания, которое должно быть направлено на решение учениками центральной проблемы урока (образовательной  ситуации).

Образовательная напряженность начинается с возникновения проблемной ситуации или задачи.  

В результате создания образовательной напряженности  на уроке в ходе специально организованной деятельности учениками создается образовательный  продукт: схемы, таблицы, письменные или устные высказывания и т.д.

Содержание ОН – это противоречие, например,  между фактами, утверждениями,  или новым фактом и старой теорией.

Признаком ОН является эмоциональное переживание учащимися удивления или затруднения. Иными словами, в ситуации образовательной напряженности ученики сталкиваются с противоречием и эмоционально на него реагируют, что мотивирует их на дальнейший творческий процесс. Ученики осмысливают возникшую проблемную ситуацию и сами задают вопрос. Поиск ответа, в конечном итоге, приводит к открытию новых знаний.

Проблемные ситуации классифицируются по двум направлениям: эмоциональное переживание и вид противоречия.

                           Представим классификацию проблемных ситуаций в таблице

Эмоциональное переживание

Вид противоречия

Приемы создания проблемной ситуации (Мельникова Е.Л.)

 С удивлением

Между двумя фактами, положениями

1)На предъявление положений, фактов

2) На столкновение мнений

С затруднением

Между житейским представлением и научным фактом

3)На ошибку учащихся

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4) На несходное задание

5) На сходное задание

(Мельникова Елена Леонидовна – кандидат психологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доцент кафедры НДО АПК и ППРО, г. Москва. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: учебное пособие / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2013. – 138 с.)

Практика показывает, что большинству учащихся трудно выполнять сложные творческие действия по выходу из проблемной ситуации. Значит, учителю необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся осознали возникшие противоречия, сформулировали проблему, и осуществили  творческие действия для выхода из проблемной ситуации.

Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным
образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:
- целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;
- возникновение проблемы или вопроса;
- непредвиденное противоречие;
- несоответствие полученных результатов ожидаемым;
- затруднение решения задачи или выполнения задания;
- нарушение привычных норм образовательной деятельности;
- введение противоречивых культурно-исторических аналогов;
- многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.

Наиболее "сильной" является та образовательная ситуация, в которую оказывается включен
в роли участника сам учитель, т.е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать наравне с учениками. Результаты такого обучения оказываются наиболее продуктивными. Например, проблема взаимоотношений между родителями и детьми, является актуальной как для ребенка, так и для взрослого.

Этапы разработки образовательной ситуации

 Определить:

 -  главный объект образовательной ситуации (понятие, явление,
процесс, традиция, предмет, свойство, качество и др.),

 - связанную с объектом и интересную, личностно-значимую  для детей проблему.

 - образовательный продукт вы ожидаете от учеников.

- сформулировать  открытое задание или проблему для детей с неизвестным для них и для
вас решением.

На данном этапе учителю необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности, которая будет способствовать формированию положительной учебной мотивации, раскрытию и развитию творческих способностей, формированию УУД.  Для этой цели широко используются активные приемы обучения.

Рассмотрим некоторые активные приемы создания образовательной напряженности на уроках английского языка.

Урок в 8 классе по теме «Health is the greatest wealth»

Так как мы рассматриваем второй этап урока, следующий за этапом целеполагания и организации мотивационного поля,  мы знаем, учащиеся уже определили тему и поставили цель урока.

Наша задача - включить учеников в решение учебной проблемы  для достижения поставленной цели. Проблемная ситуация может создаваться либо фронтально, либо по группам.

Прием «Верю не верю»

На  данном этапе идет формирование личностного интереса к получению новой информации, мотивация на решение поставленной проблемы или задачи.

Прием можно использовать как при работе в группах, так и индивидуально. Но, работая в группах, учащимся предоставляется возможность произвести анализ ответов на утверждения и сообща определить проблему.

Ученики, слушая утверждения учителя, заполняют таблицу, отвечая «Верю» или «Не верю». Затем сравнивая ответы, определяют основную проблему, на которую их косвенно ориентируют утверждения.

Question

Answer

One in ten people eat enough of dietary fiber.

+

Lowering the blood cholesterol levels reduces the risk of heart disease.

+

One in four women in the UK suffer from heart disease.

+

Стадия осмысления содержания. Подводя итоги работы с вопросами таблицы, учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав?

Учитель предлагает учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Учащиеся обращаются к тексту учебника «Healthy lifestyle».

Ориентируясь на вопросы, учащиеся формулируют проблему, решение которой предлагается найти в тексте.

The amount of people who have heart disease is increasing.

What are the ways of preventing heart disease?

How to prevent heart disease?

Is it possible to reduce the risk of heart disease by making changes in your diet?

Личностные: определение границ собственного «знания и незнания»;

Метапредметные:

– формирование навыков работы в группах.

Предметные:

Познавательные: умение формулировать проблему

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи

Регулятивные: организация и регуляция своей деятельности

Прием “ИДЕАЛ”

Описание: Это стратегия технологии развития критического мышления.

 Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Мозговой штурм

Кластер на ту же тему (Дружба)

Прием "Отсроченная отгадка" был предложен А. Гином и в ряде методических разработок получил свое прочтение. По сути, этот прием — способ необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения "отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Суть приема и примеры его использования на уроках

Итак, прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.

 

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.


Пример. 

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Таким образом, этап создания образовательной напряженности является одним из важных на уроке, так как позволяет включить учеников в решение учебной проблемы. А использование различных занимательных интерактивных приемов дает возможность повышать мотивацию к достижению успеха в изучении иностранного языка.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание образовательной напряженности или как включить учеников в решение учебной проблемы или задачи

Слайд 4

Классификация проблемных ситуаций (Мельникова Е.Л.) Эмоциональное переживание Вид противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (и более) фактами Между житейским представлением учащихся и научным фактом На предложение фактов На столкновение мнений 3) На ошибку учащихся С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание 4) На несходное задание 5) На сходное задание

Слайд 5

Способы создания образовательной напряженности возникновение проблемы или вопроса нарушение привычных норм образовательной деятельности многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу непредвиденное противоречие несоответствие полученных результатов ожидаемым затруднение решения задачи или выполнения задания введение противоречивых культурно-исторических аналогов

Слайд 6

Активные приемы обучения « Верю – Не верю» Question \ Statement Answer One in ten people eat enough of dietary fiber. + Lowering the blood cholesterol levels reduces the risk of heart disease. + One in four women in the UK suffer from heart disease. -

Слайд 7

Прием “ИДЕАЛ” Прием позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Пример. Тема «Дружба. Почему друзья иногда ссорятся?» Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Почему? \ Как? Давайте найдем как можно больше решений проблемы? Есть ли хорошие решения? А тепер ь выберем идеальное решение. Любопытно , поможет ли нам в жизни предложенное решение проблемы?

Слайд 8

Мозговой штурм/ Кластер

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать...

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап

Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...

«Учебный предмет как набор средств решения предметных и межпредметных задач – необходимое условие завершающего этапа формирования УУД в школе»

Предметом современной педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе. Главными понятиями являются «самоактуализация человека&ra...

Статья Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".

Формирование УУД на различных этапах урока по физике 8 класс "Количество теплоты. Решение задач".Выполнила: учитель физикиВласова В.О. В ходе освоения учащимися 8 класса темы «Кол...

Формирование умения моделировать при решении учебных и познавательных задач средствами предметной области «Математика»

Формирование умения моделировать при решении учебных и познавательных задач средствами предметной области «Математика»...

Мастер-класс "Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка"

Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка...