Мастер-класс "Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка"
презентация к уроку по русскому языку

Игнатьева Наталья Владимировна

Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ПРИЕМОВ «ОТ ПРОБЛЕМЫ – К ДИАЛОГУ» КАК МОИВАЦИЮ ДЛЯ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Мастер-класс учителя русского языка и литературы МКОУ Невельской ООШ Игнатьевой Натальи Владимировны

Слайд 2

Цель мастер - класса: поделиться своим опытом использования проблемно-диалогического обучения для развития познавательной деятельности школьников. Результат: осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Слайд 3

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ – ТИП ОБУЧЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ТВОРЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГА С УЧИТЕЛЕМ, ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Слайд 4

Основная идея технологии: Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи

Слайд 5

Традиционный урок Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Слайд 6

Этапы проблемно-диалогического урока Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. 2) Выдвижение версий решения проблемы. 3) Актуализация имеющихся знаний. 4) Составление плана решения проблемы. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 6) Выражение решения проблемы и п рименение нового знания на практике.

Слайд 7

Постановка проблемы Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»; полученные результаты необходимо озвучить фронтально («Посмотрим, как вы справились с заданием»)- проблемная ситуация с удивлением; учитель разворачивает с классом побуждающий диалог; сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске

Слайд 8

Методы постановки учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 9

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Педагогические действия: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 10

Побуждающий к гипотезам диалог Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных " Учитель Ученики использует подводящий к теме диалог Посмотрите на слова. Какие будут гипотезы о правописании мягкого знака? ( Побуждение к выдвижению гипотез.) Все слова с мягким знаком одушевленные? (Подсказка к контраргументу.) Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке.) Еще какие есть гипотезы? (Побуждение к выдвижению гипотез.) С этой гипотезой согласны? (Побуждение к устной проверке.) формулируют тему урока В одушевленных существительных мягкий знак пишется (например, дочь), в неодушевленных (ключ) не пишется (ошибочная гипотеза 1). Слово «ночь» с мягким знаком, но неодушевленное (контраргумент). Мягкий знак пишется после «ч», а после «ж» не пишется (ошибочная гипотеза 2).

Слайд 11

Побуждающий к гипотезам диалог (продолжение) Просмотрите все слова на «ч» и «ж» (подсказка к контраргументу). Другие гипотезы есть? (Побуждение к выдвижению гипотез.) Что можно сказать о роде существительных? (Подсказка к решающей гипотезе.) Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке.) Может, как-то рассортируем слова? (Подсказка к плану проверки.) Делайте. Что дала проверка? Сформулируйте общий вывод. Сверьте вывод с учебником. «Ключ» на «ч», но мягкий знак не пишется; «ложь» на «ж», но с мягким знаком (контраргумент). В женском роде мягкий знак пишется, в мужском нет (решающая гипотеза). Выпишем в один столбик слова женского рода, в другой - мужского. И посмотрим на мягкий знак (план проверки). Выписывают слова. Слова первого столбика женского рода и с мягким знаком, слова второго столбика мужского рода и без мягкого знака (аргумент). Формулируют правило (открытие нового знания). Все верно.

Слайд 12

Подводящий к теме диалог Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Разные типы вопросов: Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); Мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Слайд 13

Плюсы и минусы диалогов Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Слайд 14

Сообщение темы с мотивирующим приемом 1. Прием «Яркое пятно» 2. Прием «Актуальность»

Слайд 15

Приёмы создания проблемной ситуации. С удивлением: между двумя (или более) фактами, между житейским представлением учеников и научным фактом С затруднением: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Слайд 16

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); 2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); З. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Слайд 17

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной ; здоровьесберегающей ; общепедагогической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории

Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)

Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...

Мастер-класс «Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы».

Представлен весь спектр материалов для проведения мастер-класса по технологии решения продуктивных задач....

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности на уроках русского языка и литературы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традици...

Использование контекстных задач на уроках русского языка для мотивации учебной деятельности

Что такое контекстная задача и как её можно использовать на уроках....