Мастер-класс «Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы».
материал по русскому языку на тему

Представлен весь спектр материалов для проведения мастер-класса по технологии решения продуктивных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar692.35 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы

(слайд 2) В моём арсенале имеется три уровня задач:

репродуктивные   продуктивные   творческие

1 решение           2 и более решений    много решений

стандартное        стандартные                 новое

(слайд 3) Попробуйте решить данную задачу и определить, к какому из уровней она относится.

В группу плавания записались 150 человек, а в группу по прыжкам в воду – 116 человек. 50 из них занимаются и плаванием, и прыжками в воду. Сколько человек записаны в обе группы?

Вывод: если задача продуктивная, то вопрос должен быть сформулирован чётко.

Как это будет выглядеть, мы сегодня посмотрим.

(слайд 4) Наш сегодняшний рабочий материал – русская народная сказка «Курочка ряба»

(слайд 5) Репродуктивные задачи по ней могут выглядеть следующим образом:

  1. Сколько яичек снесла курочка ряба?
  2. Какое это было яичко?
  3. Что с ним случилось?
  4. Какое яичко пообещала снести курочка ряба в следующий раз?

(слайд 6) Теперь давайте обсудим сказку, чтобы выявить её сакраментальный смысл.

  1. Зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко, да ещё так настойчиво?
  2. Почему они огорчились и неутешно заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?
  3. Почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?

Подведём итог:

Жили-были дед да баба, вели своё хозяйство. Вдруг привалило небывалое счастье: золотое яичко. Не видали никогда такого дива – решили дознаться, что там внутри. Не удалось, уморились. И тут на тебе мышка случайно разбила.

Эх, такое хорошее было яичко – золотое, дорогое, ненаглядное. И вот не уберегли своё счастье. Было большое счастье, и своими руками порушено.

Но курочка их утешает тем, что снесёт новое яичко. Хоть и невелик посул (яичко будет простым), но и ему рады, пусть хоть простое будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.

(слайд 7) Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем.

(слайд 8) А теперь попробуем в группах решить задачи продуктивного уровня. Для этого вспомним стили речи. Стили речи:

художественный, публицистический, научный, официально-деловой   разговорный.

Каждый из стилей имеет свои языковые черты и стилистические особенности (смотрим на таблицу)

Название стиля

Стилевые черты

Языковые особенности

Научный стиль

Строгая логичность изложения, смысловая точность, отвлечённость и высокая степень обобщения, объективность.

- употребление слов в прямом значении, терминология, абстрактная лексика;

- отсутствие форм 1-го и 2-го лица, что также связано с устранением конкретности;

- употребление причастий и деепричастий;

- сложные синтаксические конструкции;

- неупотребление восклицательных предложений;

-  четкое построение абзацев.

Официально-деловой стиль

Точность, стандартность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля, широкое употребление клише и штампов; полнота информации, почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств.

- особая официальная и канцелярская лексика;

- употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении;

- полное отсутствие жаргонных, просторечных слов, диалектизмов, слов с эмоциональной и экспрессивной окраской;

- использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными;

- использование распространённых предложений с развёрнутой синтаксической связью (длинные предложения).

Публицистический стиль

Логичность; образность;

эмоциональность; оценочность; призывность; лаконичность; доступность; жанровое разнообразие.

- общественно-политическая лексика и фразеология, частотны заимствованные слова;

- эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика;

- разнообразие средств выразительности   (эпитеты, сравнения, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, парцелляция (короткие предложения);

- восклицательные предложения, вводные конструкции

Художественный стиль

Широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

- лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная,  просторечная, жаргонная;

- широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии, повторы и др.

К какому стилю относится наш текст? Почему?        

А теперь задание: прочитайте приведенные ниже тексты и определите принадлежность каждого из них к тому или иному функциональному стилю:

Текст 1.

        Сенсация! К нам поступило сообщение от Васи Иночкина, жителя села Куропаткино. Чего только ни происходило за последнюю неделю в доме бабы Клавы и деда Мазая! Купив на птичьем рынке курицу Рябу и долго ее откармливая, наши герои получили в благодарность за свои хлопоты от Рябы яичко, да не простое, а самое что ни на есть золотое! После этого события в село Куропаткино устремился поток иностранных гостей. Наш корреспондент побывал на месте событий и сам убедился в доброкачественности металла снесенного яичка.

        Но спустя час случилось непредвиденное: мышка-норушка бежала мимо яичка и задела его своим хвостом. В результате яйцо было разбито … Какое несчастье для бедной бабы Клавы и деда Мазая! Но, по их словам, курица Ряба обещала снести им простое яйцо. Поздравим же семейную чету с тем, что Ряба еще в состоянии нести яйца после пережитого стресса.

Текст 2.

        В ходе следствия было установлено следующее:

У гражданина Деда и гражданки Бабы проживала курица по кличке Ряба. При допросе вышеназванные граждане показали, что проживавшая с ними Ряба произвела на свет яйцо. Допрошенные Дед и Баба утверждали, что яйцо было не простое, а золотое, что и было установлено в ходе следственного эксперимента по разбиванию яйца. Свидетели - они же Дед и Баба - заявили о том, что их личное имущество было испорчено мышью посредством взмаха хвоста, который и привел к разбиванию яйца об пол.

Курица не желает привлекать мышь к уголовной ответственности и просит не возбуждать уголовное дело о порче собственности.

Во избежание подобных случаев Ряба обязуется больше не нести золотые яйца.

Дело закрыто 28.10. 2011 г.

Текст 3.

Два представителя вида Homo sapiens женского и мужского пола владели животным вида "курица рябчатая". У данного представителя этого вида появилось яйцо, по химическому составу соответствующее золоту (aurum).

Вышеназванные представители вида Homo sapiens ставили своей целью проведение исследования внутреннего содержания яйца, но опыт не удался. Из-за влияния внешнего фактора, а именно механического воздействия хвоста представителя отряда мелких грызунов, была нарушена целостность опытного образца.

Впоследствии было установлено, что представитель вида "курица рябчатая" способен и к воспроизведению яйца обыкновенного, что не соответствует исходным параметрам опыта.

Обсуждение.

(слайд 9) А теперь по этой же сказке решим задачу творческого уровня:

  1. Придумать продолжение сказки (приём продолжения действия).
  2. Придумать другой финал этой же сказки (приём предвосхищения).
  3. Придумать свою сказку, поднимающую аналогичную проблему (приём порождения оригинального текста).

Обсуждение.

(мультфильм) В качестве финала предлагаю посмотреть ещё одну интерпретацию философского содержания. Обсуждение её предоставляю возможность сделать дома, за ужином.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...

Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя в основном координирующая. Данную технологию можно  использовать  как на уроках,  ...