Главные вкладки

    Мастер-класс «Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы».
    материал по русскому языку на тему

    Представлен весь спектр материалов для проведения мастер-класса по технологии решения продуктивных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.rar692.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    (слайд 1) Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы

    (слайд 2) В моём арсенале имеется три уровня задач:

    репродуктивные   продуктивные   творческие

    1 решение           2 и более решений    много решений

    стандартное        стандартные                 новое

    (слайд 3) Попробуйте решить данную задачу и определить, к какому из уровней она относится.

    В группу плавания записались 150 человек, а в группу по прыжкам в воду – 116 человек. 50 из них занимаются и плаванием, и прыжками в воду. Сколько человек записаны в обе группы?

    Вывод: если задача продуктивная, то вопрос должен быть сформулирован чётко.

    Как это будет выглядеть, мы сегодня посмотрим.

    (слайд 4) Наш сегодняшний рабочий материал – русская народная сказка «Курочка ряба»

    (слайд 5) Репродуктивные задачи по ней могут выглядеть следующим образом:

    1. Сколько яичек снесла курочка ряба?
    2. Какое это было яичко?
    3. Что с ним случилось?
    4. Какое яичко пообещала снести курочка ряба в следующий раз?

    (слайд 6) Теперь давайте обсудим сказку, чтобы выявить её сакраментальный смысл.

    1. Зачем понадобилось деду и бабе бить золотое яичко, да ещё так настойчиво?
    2. Почему они огорчились и неутешно заплакали, когда яичко оказалось разбитым? Неужели потому, что не они разбили, а мышка?
    3. Почему их может утешить такое скромное обещание курочки – снести другое яичко, но не золотое, а простое?

    Подведём итог:

    Жили-были дед да баба, вели своё хозяйство. Вдруг привалило небывалое счастье: золотое яичко. Не видали никогда такого дива – решили дознаться, что там внутри. Не удалось, уморились. И тут на тебе мышка случайно разбила.

    Эх, такое хорошее было яичко – золотое, дорогое, ненаглядное. И вот не уберегли своё счастье. Было большое счастье, и своими руками порушено.

    Но курочка их утешает тем, что снесёт новое яичко. Хоть и невелик посул (яичко будет простым), но и ему рады, пусть хоть простое будет. Коли большую радость не уберегли, пусть достанется малая.

    (слайд 7) Вот уж поистине: что имеем, не храним, потерявши – плачем.

    (слайд 8) А теперь попробуем в группах решить задачи продуктивного уровня. Для этого вспомним стили речи. Стили речи:

    художественный, публицистический, научный, официально-деловой   разговорный.

    Каждый из стилей имеет свои языковые черты и стилистические особенности (смотрим на таблицу)

    Название стиля

    Стилевые черты

    Языковые особенности

    Научный стиль

    Строгая логичность изложения, смысловая точность, отвлечённость и высокая степень обобщения, объективность.

    - употребление слов в прямом значении, терминология, абстрактная лексика;

    - отсутствие форм 1-го и 2-го лица, что также связано с устранением конкретности;

    - употребление причастий и деепричастий;

    - сложные синтаксические конструкции;

    - неупотребление восклицательных предложений;

    -  четкое построение абзацев.

    Официально-деловой стиль

    Точность, стандартность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля, широкое употребление клише и штампов; полнота информации, почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств.

    - особая официальная и канцелярская лексика;

    - употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении;

    - полное отсутствие жаргонных, просторечных слов, диалектизмов, слов с эмоциональной и экспрессивной окраской;

    - использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными;

    - использование распространённых предложений с развёрнутой синтаксической связью (длинные предложения).

    Публицистический стиль

    Логичность; образность;

    эмоциональность; оценочность; призывность; лаконичность; доступность; жанровое разнообразие.

    - общественно-политическая лексика и фразеология, частотны заимствованные слова;

    - эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика;

    - разнообразие средств выразительности   (эпитеты, сравнения, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, парцелляция (короткие предложения);

    - восклицательные предложения, вводные конструкции

    Художественный стиль

    Широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя).

    - лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная,  просторечная, жаргонная;

    - широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии, повторы и др.

    К какому стилю относится наш текст? Почему?        

    А теперь задание: прочитайте приведенные ниже тексты и определите принадлежность каждого из них к тому или иному функциональному стилю:

    Текст 1.

            Сенсация! К нам поступило сообщение от Васи Иночкина, жителя села Куропаткино. Чего только ни происходило за последнюю неделю в доме бабы Клавы и деда Мазая! Купив на птичьем рынке курицу Рябу и долго ее откармливая, наши герои получили в благодарность за свои хлопоты от Рябы яичко, да не простое, а самое что ни на есть золотое! После этого события в село Куропаткино устремился поток иностранных гостей. Наш корреспондент побывал на месте событий и сам убедился в доброкачественности металла снесенного яичка.

            Но спустя час случилось непредвиденное: мышка-норушка бежала мимо яичка и задела его своим хвостом. В результате яйцо было разбито … Какое несчастье для бедной бабы Клавы и деда Мазая! Но, по их словам, курица Ряба обещала снести им простое яйцо. Поздравим же семейную чету с тем, что Ряба еще в состоянии нести яйца после пережитого стресса.

    Текст 2.

            В ходе следствия было установлено следующее:

    У гражданина Деда и гражданки Бабы проживала курица по кличке Ряба. При допросе вышеназванные граждане показали, что проживавшая с ними Ряба произвела на свет яйцо. Допрошенные Дед и Баба утверждали, что яйцо было не простое, а золотое, что и было установлено в ходе следственного эксперимента по разбиванию яйца. Свидетели - они же Дед и Баба - заявили о том, что их личное имущество было испорчено мышью посредством взмаха хвоста, который и привел к разбиванию яйца об пол.

    Курица не желает привлекать мышь к уголовной ответственности и просит не возбуждать уголовное дело о порче собственности.

    Во избежание подобных случаев Ряба обязуется больше не нести золотые яйца.

    Дело закрыто 28.10. 2011 г.

    Текст 3.

    Два представителя вида Homo sapiens женского и мужского пола владели животным вида "курица рябчатая". У данного представителя этого вида появилось яйцо, по химическому составу соответствующее золоту (aurum).

    Вышеназванные представители вида Homo sapiens ставили своей целью проведение исследования внутреннего содержания яйца, но опыт не удался. Из-за влияния внешнего фактора, а именно механического воздействия хвоста представителя отряда мелких грызунов, была нарушена целостность опытного образца.

    Впоследствии было установлено, что представитель вида "курица рябчатая" способен и к воспроизведению яйца обыкновенного, что не соответствует исходным параметрам опыта.

    Обсуждение.

    (слайд 9) А теперь по этой же сказке решим задачу творческого уровня:

    1. Придумать продолжение сказки (приём продолжения действия).
    2. Придумать другой финал этой же сказки (приём предвосхищения).
    3. Придумать свою сказку, поднимающую аналогичную проблему (приём порождения оригинального текста).

    Обсуждение.

    (мультфильм) В качестве финала предлагаю посмотреть ещё одну интерпретацию философского содержания. Обсуждение её предоставляю возможность сделать дома, за ужином.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования

    Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...

    Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

    Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

    Мастер-класс "Оживление картины" как вид ролевой игры на уроках русского языка и литературы"

    Один из видов ролевых игр  - «оживление картин».      Цель игры «оживление картины»:погружение в эпоху, воспроизведение исторического события, вызывая ...

    Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

    Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

    Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

    мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...