Использование контекстных задач на уроках русского языка для мотивации учебной деятельности
тест по русскому языку

Антонова Ольга Леонидовна

Что такое контекстная задача и как её можно использовать на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование контекстных задач на уроках русского языка для мотивации учебной деятельности

Антонова О. Л.

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 24»

Любому  учителю известно, как трудно научить чему-нибудь учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока, если в их глазах вместо любопытства и готовности действовать читается немой вопрос: «Зачем мне это нужно?»

Проблема мотивации остается актуальной для сегодняшней школы, несмотря на имеющиеся в педагогике идеи и рекомендации по ее решению. Но содержание и методы обучения не учитывают стремления школьника самому определять предмет и цели своей учебной деятельности. Как же выстроить учебные занятия в школе, чтобы содержание обучения соответствовало актуальным интересам ребенка?

Кажется, что это невозможно в принципе: тема урока определяется программой, стандартом, а ее границы – содержанием параграфа учебника. Ученик  вынужден подчиниться независимо от его воли и желания.
Но  любая деятельность может стать для человека личностно значимой, если она направлена на решение актуальных для него проблем. Это позволяет предположить, что если содержание школьного обучения связать с решением личностно значимых для ученика проблем – его интерес к учению будет обеспечен.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических инноваций ИПК УР Елена Рудольфовна Блинова разработала в логике деятельностного подхода прием мотивации, который назвали контекстной задачей. Суть его заключается в том, что учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Ситуация  представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но «ларчик» непросто открывается: в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании ученика в виде вопроса. Ребята  задают вопросы – себе, друг другу, учителю, фиксируя тем самым границы своего незнания и демонстрируя неподдельное, искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы.

Контекстная задача – это задача, в условии которой известным, или данным, является описание конкретной жизненной ситуации, связанной с имеющимися у ребят знаниями и опытом. Требованием, или искомым, задачи является актуализация этого опыта с целью анализа, осмысления и объяснения данной ситуации или для выбора способа действия в ней. А результатом ее решения становится встреча с учебной проблемой, то есть осознание неполноты, недостаточности своих знаний и одновременно с этим — понимание их ценности для эффективной дальнейшей деятельности.

Создаваемая учителем на уроке проблемная ситуация должна «вырастать» не из академической задачи, а из противоречий и проблем реальной жизни ребенка. Иными словами, в контекстной задаче встречаются личный (ученика) и общественный интересы, требования стандарта и потребности познающего субъекта.

Как рождаются контекстные задачи? Очевидно, что каждая из них – это плод творческой фантазии учителя, помноженной на знание предмета. Но можно предложить и «алгоритмизированный» вариант творческого поиска:

1. Определив тему предстоящего урока, подумать, что ученикам уже может быть известно.

2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.

3. Сформулируйте  для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Получите вопрос, но уже заданный как бы от лица учеников.

5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:
– во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;
– во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Мне этот прием оказался очень интересным, и я начала его использовать в практике преподавания русского языка, так как контекстная задача приводит к созданию проблемной ситуации, а это одно из требований к современному уроку. Контекстная задача становится личностно значимой, а если проблему формулирует учитель, то ученик старается её обойти, а не решить. Актуальной является только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности.

Вот несколько примеров контекстных задач. Тема «Знаки препинания при обобщающем слове». 

На доске записан текст: «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько  же на другой, да десять на ногах». Учитель спрашивает: «Почему человек, написавший этот текст, стал таким уродом?». Учащиеся догадываются, что не хватает какого-то знака препинания, учитель предлагает сформулировать вопрос, на который надо найти ответ, чтобы исправить ошибку в предложении.

Тема «Неопределённые местоимения».

- Ребята, на уроках математики вы часто решаете задачи. Помогите мне решить две задачи. Первая: дети с родителями ходили в лес за земляникой, собрали 10 литров ягод. Одну вторую собранного урожая отдали бабушке с дедушкой. Сколько ягод у них осталось? Ученики легко решают задачу. Учитель предлагает вторую: один человек нашёл на дороге нечто, некоторую часть отдал своему попутчику. Сколько у него осталось? Ученики говорят, что такую задачу решить невозможно из-за слов «нечто», «некоторую». Учитель спрашивает, для чего же тогда в языке существуют такие слова путаники, когда их уместно использовать в речи? Дети не могут дать исчерпывающего ответа, учитель предлагает обратиться к материалу учебника.

Что может помочь при составлении контекстных задач? Сборники языковых игр, занимательных заданий по русскому языку, уроки радионяни, собственный речевой и языковой опыт. Копилка контекстных задач собирается по крупицам.

Такие задачи можно составлять по любому предмету, то есть этот опыт ценен не только для учителей русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».

Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Обобщение опыта работы "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ"

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «ООШ п.Анисовский»  Ребро Любови Вячеславов Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод про...

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...

Контекстные задачи на уроках русского языка

Что такое контекстная задача? Примеры контекстных задач для урока русского языка....

Мастер-класс "Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка"

Использование обучающих приемов "от проблемы - к диалогу" как мотивацию для решения учебных задач на уроках русского языка...