Контекстные задачи на уроках русского языка
статья

Что такое контекстная задача? Примеры контекстных задач для урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontekstnye_zadachi.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Контекстная задача – это  задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. Каждая контекстная задача - это плод творчества  учителя. Суть заключается в том, что учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Важно иметь в виду, что создаваемая учителем проблемная ситуация должна «вырастать» из противоречий и проблем реальной жизни ребенка, его личного опыта, которые составляют контекст учения. Остановимся на том, как учителю на уроке сконструировать контекстную задачу.

        Как было уже сказано, в контекстной задаче встречаются личный (ученика) и общественный интересы, требования стандарта и потребности познающего субъекта. При составлении контекстной задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предложить ситуацию, которая может произойти, а также желательно учитывать актуальные проблемы современности (например, экология), интересные факты и события, индивидуальные интересы учащихся.

Важными отличительными особенностями контекстных задач являются:

- значимость (познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

- условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания (из разных разделов основного предмета, из другого предмета или из жизни) на которые нет явного указания в тексте задачи;

- информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознавания объектов;

- указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

- по структуре эти задачи – нестандартные;

- наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке условия;

- наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

        Алгоритм создания таких задач следующий.

1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно.

2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым.

3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть сформулируйте для себя ответы на вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.

5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой, ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили, как отправную точку для вхождения в новую тему.

6. Составьте текст – описание данной ситуации, то есть опишите условие контекстной задачи.

7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:

– во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;

– во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Примеры

Задача 1.         

В России  за распространение наркотических средств, в том числе маковой соломки, предполагается уголовное наказание. Одному пенсионеру предъявили обвинение по этой статье тогда, когда обнаружили, что на его участке растет большое количество мака. Пенсионер свою вину не признал. Чтобы определить, виновен пенсионер или нет, следствию предстоит решить: мак, выросший на участке или выращенный.

  1. В каком случае пенсионеру грозит уголовное наказание?
  2. Какими средствами языка это выражено?
  3. В чём отличие употребленных слов?

(Уголовная ответственность грозит пенсионеру в том случае, если докажут, что мак, выращенный на участке. В тексте употреблены однокоренные причастия. Выросший – это тот, который вырос сам – действительное причастие прошедшего времени, а выращенный – это тот, который вырастили – страдательное причастие прошедшего времени. Первое причастие образовано с помощью суффикса Ш, а второе – с помощью суффикса ЕНН).

  1. Какой признак предмета по действию обозначает каждое из этих причастий? Приведите свои примеры действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

(Действительное причастие обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета, а страдательное причастие – признак, который возник у предмета под действием другого предмета).

Задача 2.

Любил внук  приезжать к бабушке в деревню летом! Сад у нее был такой разноцветный! Цветы красные, бордовые, сиреневые, желтые. Красота кругом! Бывало ходит он за бабушкой между цветов, спрашивает:

- Бабуля, а можно я этот желтый цветочек сорву?

- Да, конечно, внучек, это же выросший одуванчик!

Сорвал он этот жёлтый цветочек и за другим желтеньким потянулся.

- А этот цветочек не рви, внучек. Это же с таким трудом выращенная хризантема! – сказала бабушка.

- Тот жёлтенький можно, а этот, почему нельзя. Разница в чём?

1. В чём действительно разница?

2. Какими словами она выражена?

3. В чём отличие этих слов?

(В тексте употреблены однокоренные причастия. Выросший – это тот, который вырос сам – действительное причастие прошедшего времени, а выращенная – это та, которую вырастили – страдательное причастие прошедшего времени. Первое причастие образовано с помощью суффикса Ш, а второе – с помощью суффикса ЕНН).

4. Какой признак предмета по действию обозначает каждое из этих причастий? Приведите свои примеры действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

(Действительное причастие обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета, а страдательное причастие – признак, который возник у предмета под действием другого предмета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Способ формулирования цели и задач современного урока русского языка"

В данной методической разработке  содержится обобщенный и  систематизированный материал по формулированию цели и задач современного урока русского языка....

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Поисковые задачи на уроках русского языка. Тема «Производные предлоги».

Деятельностный подход   в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....

Поисковые задачи на уроках русского языка. Разделы русского языка

Деятельностный подход   в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....

Мастер-класс «Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы».

Представлен весь спектр материалов для проведения мастер-класса по технологии решения продуктивных задач....

Использование контекстных задач на уроках русского языка для мотивации учебной деятельности

Что такое контекстная задача и как её можно использовать на уроках....