Научно-исследовательская работа:ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
проект по английскому языку (5 класс) на тему

Сегодня английский язык широко распространён по всему миру. Он становится всё более популярным. Но, для того, чтобы разговаривать с теми же англичанами и хорошо их понимать, недостаточно только владеть английским языком. Важным условием является знание культуры этого народа. Понять и объяснить жизнь народа, его историю помогает национальный характер. Поэтому проблема, так называемого национального характера, занимает важное место в культуре каждого народа. Исследователь в этой области Н. А. Ерофеев признаёт, что «национальный характер живуч у всех народов, но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам». Их характер объясняется богатейшей историей страны, ее традициями, привычками поведения. Он отражает её климат, природу, географические особенности. Описать английский характер непросто. Для этого надо понять всю английскую историю и культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_angliyskogo_natsionalnogo_haraktera_.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                         Научно-исследовательская работа:

     ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

     

   

                                                         

                                                                Руководитель: Дмитриева И.Г.

                                                                                                учитель английского языка

                                                                                 МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары

                                                                 

                                                         Чебоксары 2016

                     

             ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Введение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Национальный характер английского народа и его фольклор…………………..…..…4

1.1. Понятие национального характера……………………………………………………………4

1.2. Факторы, определяющие английский национальный характер…………………………….4

1.3. Методы изучения национального характера…………………………………………………4

1.4. Детский фольклор как источник сведений о национальном характере…………………….5

1.5. Роль лексики в выражении национального характера англичан..…………………………..5

Глава 2. Исследование влияния текстов английских детских стихов на формирование          

представлений о национальном характере англичан…………………………………………….6

2.1. Результаты исследования……………………………………………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………………………..….…..7

Список литературы………………………………………………………………………………....8

Приложения…………………………………………………………………………………………9

                                                                 

                                                                 Введение

        Сегодня английский язык широко распространён по всему миру. Он становится всё более популярным. Но, для того, чтобы разговаривать с теми же англичанами и хорошо их понимать, недостаточно  только владеть английским языком. Важным условием является знание культуры этого народа. Понять и объяснить жизнь народа, его историю помогает национальный характер. Поэтому  проблема,  так называемого национального характера, занимает важное место в культуре каждого народа. Исследователь в этой области Н. А. Ерофеев  признаёт, что «национальный характер живуч у всех народов, но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам». Их характер объясняется богатейшей историей страны, ее традициями, привычками поведения. Он отражает её климат, природу, географические особенности. Описать английский характер непросто. Для этого надо  понять всю   английскую историю и культуру.

          Самый ценный раздел культуры - это устная поэзия народа. Английский детский фольклор  рождался в течение многих веков. Поэтому он хранит информацию о  характере своего  народа. Кроме того, эти поэтические тексты и песни хорошо известны многим людям из разных стран мира. Они   расширяют кругозор, учат правильно понимать поэзию, развивают устную речь, память и знакомят с культурой английского народа. Поэтому тема

«Особенности английского национального характера в детском фольклоре»  очень интересна своей широтой. Кроме этого, она тесно связана с культурой человека.

Актуальность данного исследования заключается в том, что незнание особенностей  национального характера другого народа  может мешать взаимопониманию, и даже может стать причиной непонимания другого народа вообще. Кроме того, английские детские стишки (nursery  rhymes), очень яркие и разные. Но они  недостаточно изучены с точки зрения их влияния на детей.

Цель. Установить влияние текстов английского  детского фольклора на представление о национальном характере английского   народа.

В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:

- дать понятие национального характера;

- познакомить с различными подходами к изучению национального характера;                  

- раскрыть понятие английского детского фольклора (nursery rhymes);  

- изучить роль  лексики детских произведений в выражении особенностей англичан;                                                                            

- выяснить представления школьников об особенностях  характера  англичан;

- установить влияние фольклора на формирование представлений об этом народе.

           - рассмотреть основные факторы, которые определили английский характер;

Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления, анкетирования, дистрибутивный и исторический методы.

Объектом исследования является английский детский фольклор.

Предметом исследования стали лексические средства  выражения  особенностей английского национального характера в традиционных детских стихах.

Материалом послужили тексты  английских детских стихов.

Гипотеза исследования заключается в том, что  язык английского детского фольклора отражает характер англичан и даёт  представление об этом народе.

Практическая ценность работы заключается в том, что этим материалом можно воспользоваться при проведении  беседы о жизни и культуре английского  народа.          

            Глава 1. Национальный характер английского народа и его фольклор.

           1.1. Понятие национального характера.

          Люди разных стран сильно отличаются от нас. Понять особенности народа помогает его национальный характер. Слово «характер» в переводе означает «примета» или «чеканка». На самом деле, характер человека – это его особые приметы. От него зависят поступки человека, его действия. У каждого человека – свой характер. Но иногда говорят об общих чертах целой группы людей, её привычках, вкусах, традициях, жизни и культуре. Здесь и появляется понятие национального характера.

          Многие исследователи, которые занимались этой темой, говорили о сложности этого понятия. Они по-разному к нему относились. Одни учёные считают невозможным говорить об общих чертах целого народа. Они утверждали, что все люди разные. Другие исследователи признают, что все народы имеют свой национальный характер. Все они соглашаются, что люди разных стран обладают особым набором общечеловеческих черт. Почти у каждой нации есть репутация того или иного рода. Например, общепризнано, что русские щедры, чистосердечны, добры; испанцы – благородны и очень горды; французы – влюбчивы, веселы и легкомысленны, немцы – очень умелы, но скучны; американцы — хвастливы, энергичны, с техническим складом ума и в тоже время беззаботны. А как насчёт англичан? Каков он, типичный англичанин?

         1.2. Факторы,  определяющие английский  национальный характер.

          Мы изучаем английский язык. Поэтому нам хотелось бы иметь представление об английском народе. В своей работе мы рассмотрим некоторые особенности этого народа, которые отличают его от других людей. Многие исследователи английского национального характера говорят об «островной психологии» англичан. У этих людей есть ощущение отдалённости от остального мира. Они считают себя независимыми и непохожими ни на кого другого. Их жизнь на небольшом участке суши в течении веков научила скрывать свои чувства. Они никогда не говорят о себе открыто. Поэтому многие люди считают этот народ холодным и замкнутым. Для многих учёных «englishness» – это консервативность, законопослушность, практицизм.  Они называют эти черты истинно английскими. Только у вас не должно быть иллюзии, что все англичане одинаковы. Это не так. Но мы имеем полное право говорить об английском национальном характере, потому что существуют некие особенности и черты, типичные для характеристики англичан.

         1. 3. Методы изучения национального характера.

         Если мы хотим разговаривать с англичанами и понимать их, то мы должны знать особенности их характера. Поэтому тема национального характера всегда интересовала многих исследователей. Методы изучения национального характера разные. Они связаны с разными предметами.  Самый традиционный – это этнографический подход. Этот подход наблюдает и описывает быт и нравы разных народов. Психологический подход проникает «внутрь»  человека. Он использует тесты, объясняет сны и т. п. Оба этих метода идут от человека к культуре целой группы. Есть и другой подход: от культуры к человеку. Одним из самых важных методов такого исследования является изучение фольклора. Произведения устного народного творчества создал народ. Он передавал их из поколения в поколение. Поэтому, фольклор считают «источником, где можно и нужно искать душу народа».  Древние легенды и сказания показывают отношение к детям, к власти, к труду, отношения между мужчиной и женщиной. Таким образом, историко-культурный подход рассматривает произведения народного творчества и историю этого народа.        

          1.4. Детский фольклор как источник сведений о национальном характере.                                                             

          На примере английского фольклора изучают национальный характер англичан. Интересны в этом отношении произведения фольклора жанра Nursery Rhymes. В переводе это означает «стихи для детской» или «песенки для детской». Часто их называют «Мелодии Матушки Гусыни». Сборник с названием «Мелодии Матушки Гусыни» выпустили в середине XVIII века. Он содержал 52 стихотворения, которые стали очень популярными. Этот сборник прославился своими песенками, потешками, считалками, небылицами. Но кто же такая Матушка Гусыня? Три разных страны дают три разных ответа на вопрос, кто же такая Матушка-Гусыня.

В Англии считают, что Матушка-Гусыня была старой женщиной, продававшей цветы на улицах Оксфорда.

Во Франции люди верили, что на самом деле это была королева Берта. Она вышла замуж за своего кузена, Роберта. Поскольку он уже был женат, королева Берта была наказана за это священниками. Поэтому она превратилась в гусыню. Отсюда и пошло имя: Матушка-Гусыня.

В США говорят, что имя Матушки-Гусыни было Элизабет Фергуз. Она была свекровью бостонского художника, который жил в первой половине XIX века.

Как это ни странно, но, в большинстве случаев, изначально стишки (рифмы, песенки) Матушки Гусыни вовсе не предназначались для детей. Возраст этих песенок, входящих теперь в различные сборники, очень разный. Какие-то из них создавались еще в языческие времена, какие-то - позже, но всем им не одно столетие от роду и написаны они в те времена, когда дети воспринимались как маленькие взрослые.

           1.5. Роль лексики в выражении национального характера англичан.

           Исследователи национального характера англичан, обращают внимание на язык  детского фольклора. Основную роль здесь играет лексика, т. е. слова. Они дают представление об этом народе. Читая английские детские произведения, мы заметили, что очень часто встречаются прилагательные «good», «right». Этих прилагательных гораздо больше, чем «bad», «wrong». Это неслучайно. Одна из особенностей английского характера – это умение контролировать свои чувства. Даже есть такая пословица «Англичане могут потерять надежду, но никогда не приходят в отчаяние». Важно заметить, что англичане сдержаны в разговорах. Они с уважением относятся к собеседнику, если даже у него другое мнение. Они не стараются прямо отвечать на вопрос. Поэтому в детских произведениях трудно найти категоричные утверждения «yes» или «no».Так  кошка - англичанка, («Dame Trot») на прямой вопрос даёт уклончивый ответ «purr» («возможно» или «может быть»).

           Ещё одна особенность английского национального характера – это консерватизм.   Во многих детских песенках есть слова «king», «queen» и даже имена собственные (Eppie Marly,  Jack and Jill). Они связаны с настоящими историческими личностями. Английский народ всегда был верен своим традициям. Также, консерватизм англичан выражается в их большой любви к животным. Поэтому количество слов  «a dog» , «a cat» огромно.  

           Любовь к дому - это следующая особенность англичанина. Дом для него – это центр его жизни. Об этом говорят такие слова как «a house», «a town», «a yard»,«a room», «a street».      

           Отношение к деньгам помогает понять ещё одну особенность английского  характера. Любой англичанин – коммерсант. Он уделяет много внимания добыванию денег. Так в детском фольклоре встречается очень много слов, связанных с этой темой: «farthing», «а sixpence», «a half a crown», «pounds».  Англичане очень трудолюбивы. В детских стихах и песнях мы увидели названия многих профессий:  лудильщик (tinker), портной (tailor), солдат (soldier), моряк (sailor) и т. д. Эти слова  говорят о работоспособности, и исполнительности. Но английский народ умеет и посмеяться над собой. Это он считает достоинством. В бессмысленных стишках «nonsense» мы встретили an old woman called Nothing-at-all (старушка по кличке Вовсе-нету), a Young Lady of Niger (хохотушка-девица), a Young Lady whose nose Was so long (леди младая, чей нос доставал до земли.         

         

         

         Глава 2. Исследование влияния текстов   английских детских стихов

         на  формирование представлений о национальном характере англичан.                                                                    

          2. 1. Результаты исследования.

          Работая над этой темой, мы поняли, что фольклор является частью культуры народа. Поэтому, мы предположили, что язык английского детского фольклора отражает характер англичан и даёт  представление об этом народе. Чтобы выяснить насколько это верно, мы приступили к опросу (Приложение 1.) Мы опросили сверстников.  Целью было желание выяснить представления школьников об особенностях национального характера англичан и установить взаимосвязь между этими представлениями и их  знаниями в области английского фольклора. (Приложение 2, Приложение3 .)

В ходе опроса мы установили, что все учащиеся признают важность изучения английского языка (100%). При этом главной причиной, почему надо знать иностранный язык, они называют желание общаться и понимать собеседника. Источниками сведения об особенностях национального характера школьники считают уроки английского языка (35  %),  литературу (37%), телевизионные программы (10%), интернет (15%), разговоры со старшими (3%). На вопрос о том, является ли устное народное творчество тем материалом, на примере которого можно рассматривать основные черты народа, практически все анкетируемые дают утвердительный ответ (88%). Услышав первые строчки о Шалтае-Болтае, Робине Бобине, о «человечке со скрюченными ножками», часть опрашиваемых (55%) с лёгкостью их продолжила и даже назвала авторов Михалкова и Чуковского. Эти дети были уверены, что данные стихотворения являются исключительно наследием русской литературы.  Знание детского фольклора показали  68% школьников.  Большая часть сверстников  (85 %)  не задумываясь, называет те черты характера англичан, которые их отличают от других народов. (Приложение 4,5.)

          Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что школьники  признают устное народное творчество источником формирования представлений о народе. При этом они  знакомы с английскими народными произведениями и  обладают знаниями об особенностях национального характера англичан.

          Обдумывая полученные результаты опроса, мы пришли к выводу, что изучение английских детских произведений помогает нашим сверстникам представить англичан, некоторые особенности их характера. Результаты, которые мы получили в ходе  анкетирования, позволяют утверждать, что, изучая традиционные английские песни и стихи, школьники знакомятся с культурой английского народа, его традициями и особенностями характера. Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение. 

Вывод. Устное народное творчество или фольклор оказывает большое влияние на формирование представлений об особенностях национального характера своего народа. 

                                                                   

                                                                 Заключение.

           Английский язык должен изучаться вместе с миром и культурой английского народа. Мы должны понимать, что за каждым английским словом стоит целый иностранный народ, со своей историей и традициями. Поэтому, мы должны относиться с большим уважением к его особенностям. Таким образом, вопрос о национальном характере народа тесно связан с понятием  культуры. Изучение литературы по данной теме и проведённое практическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

1. У каждого народа есть свой национальный характер.

2. Для того, чтобы разговаривать с англичанами и понимать их, надо иметь представление об

    этом народе, знать его особенности.

3. Устное народное творчество или фольклор помогает понять культуру и историю народа.

4. Лексика  в английском детском фольклоре выражает особенности

     национального   характера англичан.

5. Тексты английского детского фольклора влияют на формирование представлений

    о национальном характере этого народа.

         

                                                             

                                                          Список литературы.

1. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853.

    М., 1982

2. Арутюнян С. М. Нация и ее психический склад. Краснодар, 1966

3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация.  М., 2004.

4. Стихи матушки Гусыни: Сборник / Сост. Н.М. Демурова. На англ. яз. с

    избранными русскими переводами. - М.: Радуга, 1988. - 684 с.

5. Английский с Матушкой Гусыней. (http://subscribe.ru/catalog/job.lang.mothergoose)

                                                                                                                           

                                                                                                                            Приложение 1

Анкета 1

Нужно ли знать английский язык?

Почему?

Назовите источники, где можно узнать об особенностях характера англичан?

Вы согласны,

 что изучая английский детский фольклор, мы знакомимся с особенностями характера этого народа?

А вы знаете какие-нибудь англий-

ские детские стихотво-

рения?

Вы слышали когда-нибудь стихи о доме, который построил Джек, об обжоре Робине Бобине, Шалтае-Болтае,? Вы можете их прочитать наизусть?

Изучая английский язык, вы можете сказать, что знаете англичан, т.е. знакомы с особенностями характера этого народа, быта?

Да –

чтобы

разговаривать

-понимать собеседника

-читать книги

-найти хорошую работу

Нет –

-Урок англ.яз.  

-Литература  

-ТВ

-Интернет

-Разговоры со  старшими

Да –

Нет –

Да –

Нет –

Да –

Нет –

Да –

Нет –

Анкета  2

Вы можете описать хотя бы некоторые особенности национального характера английского народа?      Да-                     Нет-

- любят дом-

-консервативны-

-трудолюбивы-

-любят животных-

-сдержаны-

-есть сила воли-

-законопослушны-

           


приложение 2

Таблица 1

Результаты анкетирования сверстников.

Нужно ли знать английский язык?

Почему?

Назовите источники, где можно узнать об особенностях характера англичан?

Вы согласны,

 что изучая английский детский фольклор, мы знакомимся с особенностями характера этого народа?

А вы знаете какие-нибудь английские детские стихотворения?

Вы слышали когда-нибудь стихи о доме, который построил Джек, об обжоре Робине Бобине, что скушал сорок человек, Шалтае-Болтае, который сидел на стене и др.? Вы можете их прочитать наизусть?

Изучая английский язык, вы можете сказать, что знаете англичан, т.е. знакомы с особенностями характера этого народа, быта?

Да – 100%

- чтобы разговаривать45%

-понимать собеседника 50%

-читать книги на иностранном 3%

-найти хорошую работу 2%

Нет – 0%

Урок англ.яз. – 35%

Литература – 37%

Телепрограммы – 10%

Интернет 15%

Разговоры со старшими – 3%

Да – 88%

Нет – 12%

Да – 63%

Нет – 37%

Да –55 %

Нет – 45%

Да –68%

Нет – 32%


Приложение 3

Приложение 4

Таблица 2

Результаты анкетирования школьников.

Вы можете описать хотя бы некоторые особенности национального характера английского народа?

Да – 85%

- любят дом- 15%

-консервативны-20%

-трудолюбивы-17%

-любят животных-10%

 -сдержаны-20%

-есть сила воли-8%

-законопослушны-10%

Нет – 15%

         


                                                                                                                                 Приложение 5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно- исследовательская работа"Отражение национального характера в пословицах и поговорках

На современном этапе возрождения национальных культур на фоне огромного интереса народов Российской Федерации к своему духовному наследию исследования в области фольклора приобретают особую значимость...

Научно-исследовательская работа: Пословица как один из показателей национального характера англичан

Данная работа посвящена изучению отдельных черт национального характера британцев. Объектом исследования являются английские пословицы и поговорки, отражающие особенности характера и образа жизни жите...

Научно-исследовательская работа по теме: "Природа иронического в постсоветской детской литературе (на примере произведений Григория Остера)»

В данной работе рассмотрена специфика постсоветской детской литературы, выявлена в ней природа иронического....

Английский детский фольклор- как зеркало национальной культуры.

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk-«народ» и lore-«мудрость». Считается, что до XVII века в Англии не существовало детской лит...

Научно-исследовательский проект "Вечные истины" Английского Королевства"

Данная  работа имеет практическую значимость - создание справочника крылатых высказываний выдающихся британцев, а также "афористов" других стран, чьи исторические фразы стали притчей у ...

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время

Организация проектной и научно-исследовательской деятельности по предмету «английский язык» во внеурочное время...