Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения.
статья на тему

Тихонова Юлия Александровна

Построение системы внеурочной деятельности по английскому языку в целях повышения качества обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №2 г.Троицк, г.Москва

Тихонова Юлия Александровна

учитель английского языка

ВЫСТРАИВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ.

        Иностранному языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности.  Расширение международных связей сделало иностранный язык реально востребуемым. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становится невозможной.

На современном этапе цели обучения предмету «Иностранный язык»  сформулированы исходя из требований к ожидаемым результатам,  установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального и среднего общего образования. Цель имеет интегративный характер и заключается в формировании на начальном этапе обучения, а на средней и старшей ступенях обучения - в дальнейшем развитии коммуникативной компетенции на английском языке в основных видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме.

В преподавании всех школьных предметов определенное место отводится связи урочной и внеурочной работы. Классная и внеклассная работа по иностранному языку осуществляется средствами иностранного языка в соответствии с едиными целями и задачами обучения в школе. Внеурочная работа, так же как и урочная способствует развитию познавательного интереса учащихся, способствует более глубокому владению языком, совершенствованию умений и навыков, расширению кругозора. Своими разнообразными формами внеклассная работа способствует повышению познавательной активности учащихся, являясь, таким образом, по определению С.Н. Савиной «мощным рычагом мотивации учения». (С.Н. Савина « Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе». Москва. Просвещение, 1991г.).

Среди отличительных особенностей внеклассной работы можно выделить нестандартные формы проведения занятий, сочетание коллективных и индивидуальных способов обучения, осуществляемых по различным направлениям, подразделяющимся на кружковую деятельность; факультативы по предметам; коррекционную работу; развитие языковой одарённости обучающихся; праздники и тематические вечера; конкурсы, викторины, олимпиады различного уровня; выставки творческих работ; привлечение школьников к выполнению творческих и научно-исследовательских проектов.

Начиная с 2015- 2016 учебного года в школе были организованы курсы английского языка для школьников 1 класса в рамках работы. Основной курс английского языка в школе начинается со второго класса. Были сформированы две группы по 16 человек, а в этом году уровень желающих изучать английский язык также остается на высоте. Преподаватели используют в своей работе интересные зарубежные пособия. Обучение строится на устной основе, без опоры на чтение и письмо. Большое внимание уделяется развитию слуховой и образной видам памяти, формированию графических навыков на основе занимательных упражнений.

Данная работа  затем нашла своё продолжение в платной образовательной услуге для второклассников «Занимательный английский». Большинство школьников, посещавших подготовительные курсы в прошлом году продолжили дополнительно изучение английского языка в 2-ом классе.  Деятельность кружка «Занимательный английский» осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей первоклассников к общению на изучаемом языке, а также  созданию  условий для многократного повторения ими языкового материала. На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения.

Данный курс обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в начальной школе, в связи с тем, что систематическое обучение английскому языку начинается со 2 класса. В результате реализации программы кружка «Занимательный английский», курс которого построен на основе учебника «Английский в фокусе» обучающиеся получают возможность формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению английского языка

В связи с тем, что именно в начальной школе происходит формирование элементарной коммуникативной компетенции на доступном для младшего школьника уровне, в 2 и 3 классах организованы дополнительные занятия по английскому языку. В этом учебном году начали работать курсы английского языка для учащихся 2,3-х классов «Занимательный английский».В работе со слабоуспевающими обучающимися основное внимание уделяется не только устранению пробелов в усвоении учебного материала, но также использованию приёмов для стимулирования познавательной активности. Так, в начале занятия обучающимся демонстрируется короткий мультфильм, видеосюжет или презентация на английском языке. Главной целью данных приёмов является формирование интереса к изучению английского языка, демонстрация преимуществ овладения иностранным языком в современном мире, а также дозированная, поэтапная отработка наиболее сложного лексико-грамматического материала, организованная таким образом, чтобы каждый обучающийся смог оценить своё продвижение в овладении иностранным языком, получить позитивные эмоции от собственных успехов. \

Развитие языковой одарённости младших школьников также в наибольшей степени происходит в процессе внеурочной деятельности. Поскольку одарённые дети отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, в арсенале педагога должны быть разнообразные приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести информационно-коммуникационные технологии в самых различных их проявлениях: от проведения занятий с помощью мультимедиа, до организации разных видов самостоятельной работы в сети Интернет: участия в Интернет-проектах, дистанционных конкурсах, ведение личной переписки и т.д.

Важным компонентом внеурочной деятельности по английскому языку является организация участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.   В 2015-2016 учебном году 12 учащихся школы приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников.  Несмотря на то, что ими не были заняты призовые места, многие школьники улучшили свои результаты по сравнению с прошлым годом.                                                                                                      В декабре этого года значительное количество учащиеся 1-11 классов попробовали свои силы в международном игровом конкурсе «Британский бульдог», результаты которого были предоставлены в январе. Конкурсные задания позволяют участникам испытать свою конкурентоспособность, оценить свой уровень знаний. Они призваны обеспечить практическое применение учащимися знаний по грамматике и лексике английского языка, активизировать мыслительную деятельность, направленную правильный выбор грамматических конструкций и определённой лексики в естественных ситуациях общения. Участвуя в конкурсах, олимпиадах, выполняя интересные и трудные задания, у школьников появляется стремление к углубленному изучению предмета. Материалы конкурсов и олимпиад пополняют методическую копилку преподавателей, знакомят с необычными типами заданий, дают новые социокультурные знания.

Среди традиционных внеклассных мероприятий следует упомянуть  тематические вечера, посвященные традициям и обычаям праздников стран изучаемого языка Хэллоуин, Рождество и Новый год, ежегодный лингвистический форум с концертными номерами, в который были включены  чтение стихотворений и сонетов, исполнение песен,  викторины, драматизация диалогов, сказок,  мини-конференции с презентацией творческих работ.  

В различных формах внеклассной работы используется результаты деятельности на уроке, например, языковой, текстовой материал, способы действия с этим материалом, и в тоже время формы внеклассной работы расширяют деятельность учащихся вне урока, не накладывая на эту деятельность таких ограничений, как расписание уроков, контроль и оценка знаний учителями.

 Общение вне урока, во время подготовки какого-либо мероприятия предполагает более близкое общение с учениками, являясь тем самым важным воспитательным моментом. Ребята с удовольствием принимают участие во внеклассной работе, проявляя свою активность, любознательность, непосредственность. А учителю внеурочное общение позволяет лучше понять и раскрыть личность каждого ребёнка, его таланты.

Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания, что способствует успешному личностному росту школьников, развитию таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, креативность, толерантность, а также навыков коллективного взаимодействия. Данные составляющие эмоционального благополучия в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к изучаемому предмету, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких результатов сначала на занятиях кружка, во внеурочной деятельности, затем на уроках английского языка и в процессе дальнейшего самосовершенствования.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном.

. Список литературы

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор /пособие для учителя/  Д. В. Григорьев,  П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2.Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение /пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

3.Примерные программы внеурочной деятельности.   Начальное и основное образование  / [ В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д. В. Смирнов и др./ ; под ред. В.А.Горского. – М. : Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения

Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обученияС 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкин...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения

uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...

Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставлен...

Использование интерактивного оборудования и Интернет – технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку с целью повышения качества знаний учащихся

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы п...