Развитие творческого потенциала студентов СПО
статья по английскому языку (11 класс) на тему

Кривцова Светлана Николаевна

Статья о развитии творческого потенциала студентов  в системе СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krivtsova_s.n._-_statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО.

Кривцова Светлана Николаевна

Бессараб Марина Андреевна

преподаватели английского языка

ГБПОУ «Ставропольский колледж связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова»

Содержание педагогического процесса во многом определяется социальным заказом. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

На современном этапе развития общества достаточно четко выражена

потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития

творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные

задачи [1,с.7]. Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную  характеристику, но и как на необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, творческое системное мышление - необходимое качество студента и выпускника СПО.                

Успешность формирования творческого мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления, т.е. обнаружение разного рода рассогласований, ошибок, способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития событий, генерировать новые идеи и представлять решения в образно-графической форме.

Развитие креативности требует системного подхода и может успешно реализовываться во всех направлениях с учетом индивидуальных особенностей личности. Формирование творческого мышления будет эффективным, если:

-        творческое мышление будет рассматриваться как компонент творческой личности;

-        подбор путей, методов и средств формирования будет соответствовать специфике формируемого процесса и обучения;

Существуют последовательные этапы формирования творческого мышления:

1.        Подготовительный этап, цель которого - расширение знаний об

окружающем мире, формирование исследовательских умений - умения

наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы

взаимодействия объектов.

2.        Алгоритмический этап, цель которого - развитие у студентов

практических навыков оперирования полученными знаниями на

репродуктивном уровне, развитие умения формулировать идеальный конечный результат.

3.         Творческий этап с выходом на генерирование идей, цель которого - развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность, системность и др.

Безусловно, процесс формирования творческого мышления определяется многими факторами. К ним относятся, в первую очередь, процесс формирования средств творческого мышления, общий уровень        

интеллектуального развития, достаточно высокий уровень развития

воображения и познавательной активности, специфика предметной среды. [2, с.6-8] Немаловажную роль в этом процессе играет личность педагога, его

творческий потенциал и уровень профессионализма. В последнее время все

активнее утверждается представление о необходимости учета в

образовательных учреждениях неповторимости каждого индивида. Как

следствие идет тенденция отказа от унификации личности в сфере

образования. Невозможность воспитания и обучения будущего

первоклассного специалиста на общем «образовательном конвейере» все

более осознается преподавателями нашего колледжа и заставляет искать нас

новые пути, совершенствуясь самим и совершенствуя модель обучения,

развивая также и творческое мышление студентов, формируя разносторонне

развитых специалистов.

Таким образом, для всех преподавателей, особенно для «преподавателей-иностранцев», главным является не формирование личности с заранее определенными, заданными свойствами, по установленной модели, а создание условий и их реализация для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъекта образовательного процесса. Особую важность имеет характер реализации этой стратегии применительно к обучению студентов в Ставропольском колледже связи имени Героя Советского Союза А.А. Петрова.

В качестве примера развития творческого потенциала студентов в нашем колледже можно отнести стратегию «обучение мышлению». Таким непривычным словосочетанием преподаватели иностранного языка обозначают направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей студентов в СКС. Эта стратегия напрямую связана с решением проблемы обучения будущих специалистов не только в области телекоммуникаций и информатики, но и других областей, таких как экономика, право, межкультурное общение. Все преподаватели уделяют особое внимание целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска, потому что способность мыслить творчески невозможно «вдолбить» в виде суммы правил, рецептов. Так как интеллект и креативность - это не то, что может быть выучено, а то, что служит фундаментом обучения.

Кроме стратегии «обучение мышлению», все преподаватели пытаются применять и стратегию «исследовательское обучение». Главной особенностью этого подхода является активизация обучения, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом, попытаться передать студентам инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика учащихся в нашем колледже традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей, т.к. все студенты уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Например, чтобы подготовить и защитить рефераты по теме «Что я узнал о Великобритании?», почти все студенты изучили и проработали огромное количество тематического материала не только на русском, но и на английском языках. Преподаватели  ежегодно проводят интереснейшие олимпиады по английскому языку среди 1 -х и 2-х курсов, стимулируя, таким образом, не только дополнительное изучение иностранного языка, но и поощряя творческий подход к некоторым заданиям. Естественно, что одна из основных целей такого обучения - расширение знаний и опыта в ходе такой поисковой, исследовательской деятельности. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска студентом новых познавательных ориентировок. Это позволяет добиться того, что обучение включает не только усвоение новой информации, но и творческую перестройку исходных познавательных ориентиров. Опираясь на эту стратегию, преподаватели проводят в каждом учебном году внеклассное мероприятие «Брейн-ринг» (аналог одноименной передачи), предварительно рассказав студентам о предполагаемых темах игры. Учащиеся самостоятельно ищут и изучают материалы, обращаясь к преподавателю только в самых экстренных случаях. Таким образом, преподаватели достигают своей цели: ставят задачу, намечают стратегию и тактику ее решения, само же решение предстоит самостоятельно найти студентам; на втором этапе озвучивается проблема, предоставляется возможность самим студентам искать метод решения, поощрив также коллективный поиск решения задачи.

Еще одним из методов развития творческого мышления - это «стратегия проблематизации». Этот вид образования предполагает ориентацию на постановку перед студентами учебных проблем. Выделение этой стратегии в качестве самостоятельной является в значительной мере условным, но оно необходимо в процессе обучения. Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы наши студенты могли выявить проблему, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Но это не самоцель, по мнению коллег, а лишь одно из средств. Чтобы процесс обучения выполнил одну из основных своих функций - обучающую и формирующую систему творческого мышления, необходимо, чтобы проблема содержала определенный опознавательный заряд, а это возможно лишь тогда, когда проблема проработана прежде всего самим преподавателем. То есть программа учебной деятельности должна представлять собой стройный «логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем»[3, с.15], развивая естественным образом и творческий потенциал обучаемого.

Анализируя все выше сказанное, хотелось бы добавить, что важным элементом, дополняющим традиционный учебный план, должен быть курс, ориентированный на развитие интеллектуально-творческих способностей студентов. Также важным педагогическим условием эффективного развития творческого потенциала студентов становится реализация индивидуального и дифференцированного подходов с учетом сформированного у них уровня развития творческого потенциала в исследовательской деятельности. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании его личности и условий жизни. Реализация индивидуального подхода заключается в нашем колледже в предоставлении студентам возможности проявить себя, в создании ситуации востребованности личности. Дифференцированный подход предполагает разбивку студентов на группы, имеющие одинаковые индивидуальные особенности и осуществление общего подхода к ним с учетом этих особенностей. Реализация дифференцированного подхода осуществляется преподавателями колледжа  в соответствии с выявленным уровнем развития творческого потенциала студента.

Без специальной работы по целенаправленному развитию творческих способностей уже немыслима подготовка будущего специалиста в такой быстро развивающейся области как телекоммуникация и информатика. Развитие творческого, критического, рационального мышления является одной из самых важных задач в современном образовании. Поэтому многие преподаватели, ориентируясь на этот постулат, уделяют особое внимание специальному, целенаправленному развитию креативности, обучению студентов технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска.

«Список использованной литературы»

1.         Адакин Е. Е. Теория и методика развития творческого потенциала студента: Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук: 13.00.08 / Е. Е. Адакин. — Кемерово, 2006

2.         Андреев С. П. Формирование профессионально-творческого потенциала будущего специалиста // В сб. мат. всероссийск. научно-практ. конференции «Педагогические системы развития творчества» — Екатеринбург: РГППУ, 2004. — С. 6–8.

3.         Бояринцева Е. А. Профессиональный потенциал в условиях информации Российского общества: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук: 22.00.03 / Е. А. Бояринцева.- Саратов, 2011

© С.Н.Кривцова, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

развитие творческого потенциала студентов в области художественного образования

Современная социально-экономическая ситуация развития системы профессионального образования требует сохранить и преумножить научно- производственный, интеллектуальный и культурный потенциал молодежи. ...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

Творческий проект "Волшебный мир театра" «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внут...

«Развитие творческого потенциала учителя и потенциала учащихся, необходимых для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях модернизации современной школы».

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:-формировать у детей способности самостоятельно м...

Самостоятельная работа как средство развития творческого потенциала студентов

laquo;Если человек не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» (Л.Н.Толстой)...