Тенденции развития английского языку в условиях глобализации
статья по английскому языку (8 класс) на тему

Алиса Мидатовна Герасименко

Научно-исследовательская работа "Тенденции развития английского языка в условиях глобализации" посвящена процессу изменеия языка в условиях, когда на нём начинают общаться всё больше и больше представителей различных языковых культур. Эта работа будет интересна методистам,преподавателям английского языка и  учащимся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tendentsii_razvitiya_redaktir_2.docx421.05 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский форум научной молодежи «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Всероссийская научная конференция молодых исследователей

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

СИМПОЗИУМ 4. Социально-гуманитарные и экономические науки

4 E Культурология

Тенденции развития английского языка

в контексте глобализации

Автор: Татарчук Денис Валерьевич

8 класс

МБУ «Гимназия № 35» г.о. Тольятти

445032 г. Тольятти, б-р Кулибина, д. 17

Домашний адрес: 445144 Россия, Самарская область,

Ставропольский район, село Ягодное, ул. Грибная, д. 12

Научный руководитель:

Герасименко Алиса Мидатовна

учитель английского языка

высшей категории

МБУ «Гимназия № 35» г.о. Тольятти

Тольятти – Москва

2017


Содержание

  1. Введение                                                                                                            3-4
  2. Глобализация и факторы ее влияния на изменения в английском

языке                                                                                                                 4-5

  1. Как развивается английский язык на протяжении последнего

десятилетия                                                                                                      5-7

  1. Влияние современного английского языка на русский язык               7-12
  2. Заключение                                                                                                      12
  3. Список использованных источников                                                         13
  4. ПРИЛОЖЕНИЯ 1                                                                                           14
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                           15


Тенденции развития английского языка в контексте глобализации

Татарчук Денис Валерьевич

Россия, Самарская область, г.о. Тольятти

МБУ «Гимназия №35» г.о. Тольятти, 8 класс

  1. Введение

Проблема исследования.Глобализация мира, которая с каждым годом становится всё более и более масштабной, создает условия, при которых количество людей, начинающих общаться на английском языке, в качестве языка международного общения, становится всё больше. Это приводит к тому, что люди, говорящие на других языках, общаясь на английском, приносят в него новые слова, меняют произношение слов. В создавшейся ситуации изменение английского языка становится с каждым годом всё более разительным. Появляется необходимость изучатьизменения в английском языке с точки зрения глобализации.

Актуальность исследования. Сейчас многие международные переговоры ведутся не через переводчика, а на английском языке с обеих сторон, в то время как значимость и роль других языков, таких как французский, немецкий сильно снижается.

Цель исследования: провести анализ развития английского языка за последнее десятилетие и выявить специфику его развития в контексте глобализации.

Объект исследования:современный английский язык.

Предмет исследования:тенденции развития английского языка в контексте глобализации, влияющие на общественные сферы жизни всего человечества.

Гипотеза:развитие английского языка в современных условиях происходит в первую очередь под влиянием глобализации. Его использование, как языка международной коммуникации,имеет огромное значение в жизни всего человечества и необходимо для современного молодого поколения, в частности для учащихся МБУ «Гимназия №35».

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Определить понятие глобализации и глобальной коммуникации английского языка.
  2. Определить взаимосвязь изменений, происходящих с английским языком и международной ситуацией.
  3. Провести анкетирование мнения учащихся и педагогов гимназии о влиянии английского языка на современный русский язык;

В основе исследования следующие методы:сравнение, анализ, синтез, анкетирование.

Теоретическая значимость:выявлены связи между экономическим, политическим, социальным аспектами глобализации и развитием английского языка.

Практическая значимость:материалы работы могут быть использованы как дополнительная информация при подготовке к урокам и экзаменам по английскому языку.

Научная новизна: показано влияние процессов глобализации на развитие английского языка на протяжении последнего десятилетия, основанное на современных источниках информации.

2.        Глобализация и факторы ее влияния на изменения в английском языке Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация – очень важный и серьезный процесс, влияющий на экономику мира и жизнь всех стран без исключения. Она объединяет каждый кусочек Земли со всеми преимуществами и недостатками. Глобализация оказывает большое значение на многие сферы производства.

Многие магазины заказывают определённый вид товаров в других государствах и странах,в частности Великобритании и США, и мы даже никогда не задумываемся, а как же получается установить контакт между людьми, разговаривающими на двух разных языках? Ответ прост: многие люди, в том числе и живущие на территории Российской Федерации, используют онлайн-переводчик или переводят сами. Главным достоинством онлайн-переводчика от человека, делающего тот же самый перевод, является доступность и скорость перевода, но качество перевода без искажения смысла определённо получается лучше у человека. При онлайн-переводе могут быть очень непонятные и порой абсурдные неточности перевода речевых оборотов, неправильного построения предложений, несогласования частей речи по падежам, родам и числам. Кроме того, большим недостатком онлайн переводчиков является неверный выбор вариантов перевода многозначных слов. В результате этих погрешностей появляются новые слова и смыслы одних и тех же слов, тем самым взаимодействующие языки вносят определённую часть своей лексики другому языку.

Никакой язык не сможет приобрести статуса «международный» без сильной политической поддержки. На протяжении истории человечества переводческая деятельность играла важную роль, особенно во время переговоров между правителями и главами государств. Многие президенты и политики стран и государств, где английский язык не является государственным языком, уже не пользуются специальными приборами для перевода, и сами свободно разговаривают и понимают язык, являющийся для них не родным. По их примеру жители этих стран и государств начинают говорить на английском языке, вследствие чего увеличивается число носителей языка с разными акцентами, которые вносят в язык другие звуки, буквы, язык меняется.

В тенденциях развития английского языка важную роль играют социально-общественные факторы глобализации, такие как унификация привычек, повседневного образа жизни, ослабление национальных традиций, создание межрасовых браков и появление билингвов, полилингвов, полиглотов. В связи с присвоением английскому языку статуса «международного» люди начинают очень много разговаривать на нём, меняется культура и обычаи этих людей. Существует два типа двуязычия: естественный и искусственный. С одной стороны, это хорошо, дети-билингвы обладают более хорошими умственными способностями, изобретательностью и находчивостью. С другой стороны, многие из них позже начинают говорить из-за небольшого словарного запаса одновременно на двух языках.По разным подсчётам, билингвы- люди, одинаково хорошо владеющие двумя языками, составляют около 50-55% населения Земли.

  1. Как развивается английский язык на протяжении последнего десятилетия

За последние десятилетия английский язык приобрел статус "глобального языка" (globallanguage). Статус международного языка ему присвоился благодаря тому, что, во-первых, язык стал использоваться для коммуникации значительным количеством людей по всему миру (приложение 1). Во-вторых, во многих странах (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, целом ряде развивающихся стран Азии и Африки) именно английский язык является государственным языком на протяжении длительного периода.Некоторые страны первоначально использовали его в качестве средства межэтнического средства, затем язык постепенно видоизменялся и становился родным для населения. Так, британский вариант английского языка положил начало американскому варианту, а затем австралийскому и южноафриканскому. В ХХ в. развились нигерийский, индийский, сингапурский варианты и многочисленные новые разновидности английского языка (NewEnglishes). Все эти виды языков сильно отличаются друг от друга.В реальности термин "международный английский язык" чаще всего соотносится только с британским и американским вариантами английского языка, в меньшей степени с канадским и австралийским вариантами и обычно не распространяется на другие региональные разновидности.

Американский вариант создал практически новый английский язык: изменения коснулись не только фонетики и лексики, но и самой устойчивой части языка – грамматики. Также британский и американский английский считаются мировыми нормами устного английского языка, преподаваемого в неанглоязычных странах (приложение 2). Внутри британского варианта выделяются три языковых типа: консервативный английский (conservative - язык королевской семьи и парламента), принятый стандарт (receivedpronunciation, RP - язык СМИ, его еще называют BBC English) и продвинутый английский (advanced - язык молодежи) (приложение 3).

Преподавание английского языка в качестве иностранного языка является обязательным в более 100 странах, таких как Китай, Россия, Германия, Испания, Египет, Бразилия и других.

В современном английском языке прямо сейчас происходят неприметные изменения.Учёные выделяют четыре наиболее ярких примера:

а)Startedtowork заменяется на startedworking: примерно с середины прошлого века глаголы start, begin, love, like, hate, fear стали все чаще использоваться в сочетании с глаголами в ing-форме (hateeatingsoup, lovebeingright и т.д.), классический вариант с частицей to и инфинитивом пока также распространен.

б)Распространение прогресса: длительные формы сегодня появляются даже в тех случаях, которые по всем учебникам подразумевают другие времена – часто они применяются в страдательных конструкциях, с модальными глаголами might, would, should, с прилагательными используют being (myteenageddaughterisbeingdifficultatthemoment).

в)Использование goingto, haveto, wantto, needto вместо модальных глаголов: shall и ought уже давно потеряли популярность, can, should, will используются до сих пор, но приведенные выше фразы имеют схожее значение и за последние десятилетия перешли из разговорной речи в язык СМИ.

г)Get в пассивном залоге: англичане используют get вместо be в пассиве уже несколько столетий, но за последние 50 лет интерес к этой форме существенно вырос (Theygotfed вместо Theyhavebeenfed).

Таким образом, изменения в современном английском языке происходят постоянно, и мы, как и всё человечество, участвуем в них каждый день. В связи с международной ситуацией большая часть людей хочет освоить этот язык. Также в настоящем времени мы живём в мире технологий, в котором почти весь мир общается во всемирной паутине.Миллиарды людей обмениваются через современные средства коммуникаций (чаты, твитеры, SMS, электронная почта).  Это объединило человечество и привело к осознанию необходимости практического владения английским языком.

  1.  Влияние современного английского языка на русский язык

Для того чтобы раскрыть данный вопрос мы использовали метод анкетирования.

В анкетировании приняло участие 220 человек. Деление результатов происходило по профессиональным знаниям в области языкознания, так получилось 3 группы:

I. Учащиеся 7 – 9 классов;

II. Учащиеся 10 – 11 классов

III. Преподаватели.

Вопросы анкеты были открытые по форме.Анкета состояла из 5 вопросов.

Анкета « Употребление в речи слов, заимствованных из английского языка, в повседневной речи»

ФИО__________________________________________________________

Класс____________

1) Какие слова из английского языка Вы употребляете в своей речи?_________________________________________________________________________

2) Как часто вы употребляете их в своей речи?___________________________________________________

3) В каких сферах жизни вы их употребляете?___________________________________________________

4) Как вы считаете, являются ли эти слова значимыми, важными в нашей жизни? Почему?______________________________________________________________________

5) Почему, как Вы считаете, люди употребляют иностранные слова вместо русских?______________________________________________________________________

Анкетирование было направлено на выявление мнений, пожеланий, суждений и случаев использования  в их речи слов из английского языка, а также на выявление поступков, результатов деятельности, поведения, которые они наблюдают в своей повседневной жизни.

Проанализировав ответы всех участников опроса, я вывел диаграммы результатов опроса:

Диаграмма 1. Результаты ответов на вопрос №1: Какие слова из английскогоязыка Вы употребляете в своей речи?

Диаграмма 2. Результаты ответов на вопрос №2: Как часто вы употребляете их в своей речи?

Диаграмма 3. Результаты ответов на вопрос №3: В каких ситуациях вы их употребляете?

Диаграмма 4. Результаты ответов на вопрос №4: Как вы считаете, являются ли эти слова значимыми, важными в вашей жизни? Почему?

Диаграмма 5. Результаты ответов на вопрос №5: Почему, как вы считаете, люди употребляют иностранные слова вместо русских?

Так получились следующие результаты: из диаграммы 1 мы видим, что наиболее обще употребляемыми словами для 1-ой и 2-ой группы являются слова приветствия, в то время как 3-я группа больше предпочитает употреблять слова «yes» и «jeans». Из диаграммы 2 мы сделаем вывод, что все три группы употребляют слова из английского языка очень часто, ежедневно. Некоторое количество учащихся 7-9 классов не смогли ответить на вопрос. Из диаграммы 3 видно, что большинство учащихся 7-9 классов и учителей употребляют слова из английского языка в неофициальных разговорах чаще, чем учащиеся 10-11 классов. В свою очередь, II группа чаще применяет слова из английского языка на праздниках и в SMS-переписках, чем I и III группы. Из диаграммы 4 говорит нам о том, что 1-ая группа людей утверждает, что эти слова незначимы для нас, потому что их можно заменить на русские, однако 2-ая и 3-ья группы думают, что слова из английского языка важны для современного мира и являются нужными для нас. Из диаграммы 5 выясняем, что большинство опрашиваемых считают, что у людей, заменяющих русские слова на английские, маленький словарный запас и его нужно расширять.

  1. Заключение

В результате своего исследования я пришёл к выводу, что изменения, происходящие в современном информационном веке, говорят о том, что завершился один исторический период и начинается вступление современного мира в новую фазу своего развития. Одним из показателей нашего времени является глобализация. В её основе, прежде всего, лежит модель общества, тесно связанная с английским языком. Справедливо утверждать, что в дальнейшем будет расширяться международный «лексикон» английского языка вследствие многих факторов, и это приведёт к созданию первого за всю историю человечества языка, на котором будет говорить весь мир. И можно смело утверждать, что его будущее зависит не от носителей английского языка, а от людей, умеющих разговаривать на разных национальных и государственных языках.

Гипотеза о том, что развитие английского языка в современных условиях происходит в первую очередь под влиянием глобализации. Его использование, как языка международной коммуникации,имеет огромное значение в жизни всего человечества и необходимо для современного молодого поколения, в частности для учащихся МБУ «Гимназия №35».

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВЫВОДЫ, К КОТОРЫМ ПРИШЁЛ АВТОР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СВОЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ЗДЕСЬ ОБЩИЕ ВЫВОДЫ, НЕ ПРОИСТЕКАЮЩИЕ ИЗ САМОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Список использованных источников и литературы

Есть правила оформления лит-ры – ГОСТы.

Кавычки никогда не ставятся.

Первым называется Фамилия автора.

Список располагается по алфавиту.

Нужно приводить выходные данные: город, название издательства, год издания

  1. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики английского языка, Москва, издание Высшей школы, 2004.
  2. Васильев А. Английский: правила произношения и чтения, грамматика, разговорный язык, Интернет-издание «Язык курса», 2005.
  3. Глазунов С.А. Новый англо-русский словарь современной разговорной лексики, издательство Дрофа,  2016.
  4. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность, Москва, КомКнига, 2006.
  5. Дэвид Кристалл Английский язык как глобальный, Москва, Весь мир, 2001.
  6. Журавлев В. В. Глобализация: вызовы истории и ответы теории, 2004.
  7. Кожемякина В.А. Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б. Словарь социолингвистических терминов, 2006.
  8. Кошевая И. Г. Курс сравнительной типологии английского и русского языков, 2008.
  9. Курченкова Е.А. Классификация вариантов и разновидностей современного английского языка, 2013.
  10. Курченкова Е.А. О языковой ситуации в современной Нигерии, 2012.
  11. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Сравнение_американского_и_британского_варианта_английского_языка.

Приложение 1

Характеристика английского языка, как международного языка со значительным количеством носителей в нескольких странах в виде таблицы.

Ранг языка

Язык

Число носителей языка, для которых он является родным

Число носителей языка, для которых он является вторым языком

Общее число носителей

Число стран, в которых говорят на этом языке

2

Английский язык

335 миллионов людей

505 миллионов людей

840 миллионов людей

101 страна

Распространение английского языка:

Страны, где английский язык является официальным, либо языком большинства населения.

Страны, где английский язык является одним из официальных, но не является языком большинства населения.


Приложение  2

Примеры слов и выражений трёх языковых типов британского варианта английского языка: консервативный английский (conservative), принятый стандарт (receivedpronunciation) и продвинутый английский (advanced)

Название языкового типа

Краткое описание

Примеры слов и выражений

Консервативный английский (conservative)

Средствами данного вида английского языка выражают свое мировоззрение, мировосприятие. Используют представители высшего британского общества.

reign — царствовать, government — правительство, crown — корона, state — государство,general — генерал.

Принятый стандарт (receivedpronunciation)

Язык СМИ, BBC English, правильный английский,

язык лучших частных школ Великобритании, национальный языковой стадарт Великобритании.

The BBC's Vanessa Barford was at a Trump rally in Virginia late on Sunday night after the FBI broke the news that a review of new emails had not changed its view that Hillary Clinton should not face criminal charges.

Продвинутыйанглийский (advanced).

Последний языковой тип – самый подвижный, именно он активно вбирает в себя элементы других языков и культур. AdvancedEnglish( язык английской молодёжи) больше всего подвержен общей тенденции к упрощению языка. Дан пример информационного языка молодёжи.

BBL – be back later (вернусьпозже)

d = the

r = are

hb = happy birthday

pp =people

wz = was

atb = all the best

brb = be right back

btw = by the way

cos = because

dat = that

dun = don’t

SIT – stay in touch

PCM - please call me

U – you

np = no problem

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС подразумевает процесс индивидуализации. Когда в центре образования стоит деятельность каждого...

Выступление на городском мероприятии по английскому языку по теме "Глобализация"

Рассуждение о процессе глобализации для науки и технологии...

Метод проектов на уроках английского языка как условие развития личности ученика.

 В статье автор рассматривает  проектную технологию как один из возможных ресурсов для достижения результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС....

Статья "Возможности УМК по английскому языку серии "Форвард" для профессионального развития учителя английского языка в условиях введения ФГОС

Проблема качественного преподавания иностранного языка в начальной школе была и остается одним из актуальных направлений развития иноязычного образования в школе.  Особое значение она приобретает...

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития

Музыкальные и песенные презентации как средство формирования познавательного интереса у учащихся в изучении английского языка в условиях развития...

Бесплатные онлайн-лекции о новых тенденциях развития русского языка прошли для жителей Франции

В Клубе русского языка прошли бесплатные лекции с филологами, лингвистами и писателями из России....