«Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»
статья по английскому языку на тему

Гуссаова Земфира Олеговна

Использование технологии «Обучение в сотрудничестве» при обучении иностранному языку положительно сказывается на развитии суворовцев. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседании МО учителей иностранного языка

«Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

Преподаватель английского языка

Гуссаова З.О.

В наше время, когда количество информации на иностранных языках растет, чтение на иностранном языке играет все большую роль. Чтение информации на иностранном языке является источником знаний для суворовцев. В процессе обучения чтению обучающиеся обогащают свой лексический потенциал, овладевают грамматическими навыками. Чтение иноязычного текста является основой для развития устной речи. Именно благодаря чтению человек удовлетворяет свои личные познавательные потребности.

В настоящее время осуществляется поиск эффективных путей обучения чтению. Технология «Обучение в сотрудничестве» представляет в данном случае особый интерес. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых обучающиеся осваивают язык как средство общения. Урок иностранного языка для организации межличностного общения учеников друг с другом имеет преимущество перед другими предметами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода. Подробнее изложила эти принципы в своей работе Е.С. Полат [1]:

  • группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости учащихся. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученики;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
  • оценивается работа не одного суворовца, а всей группы;
  • учитель сам выбирает суворовца, который должен отчитываться за задание.

Для преподавателя иностранного языка обучение в сотрудничестве дает:

  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • многомерное освоение учебного материала;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.

В качестве материала для чтения можно рекомендовать отрывки художественных произведений, публицистические тексты, газетные статьи, но при этом учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, личный опыт. У обучающихся средних и старших классов пробуждается потребность в самообразовательной деятельности, необходимой в будущем. Сопровождающие текстовый материал упражнения помогают осуществлять дифференцированный подход, проводить различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную.

Учебная пара чаще используется при закреплении материала и строится на базе:

  • пересказа друг другу определенной части учебного материала;
  • взаимопроверки;
  • работы в режиме интервью.

Предтекстовые упражнения стимулируют мыслительную активность обучающихся, снимают определенную трудность в понимании текста. Послетекстовые упражнения помогают полнее и глубже понять содержание предложенных материалов, обратить внимание на важнейшие события, высказать свою точку зрения.

Работа в парах может быть представлена в следующих заданиях:

  • выписать и перевести предложения с определенной грамматической структурой: пассивным залогом, инфинитивом, косвенной речью и т.д.;
  • соединить пары слов по смыслу;
  • найти, выписать и перевести предложения с определенными словами;
  • соотнести синонимичные слова;
  • перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

По какому принципу можно определять суворовцев в пары? Некоторые педагоги считают необходимым включать в учебную пару сильного и слабого суворовца. Но Т.А.Цукерман[2] полагает, что «слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямому полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно. Самых развитых детей «не стоит прикреплять к «слабым», им нужен партнер равной силы».

Учителя-практики в учебной работе практически не используют возможности триады. Так, И.А.Зимняя[3] среди преимуществ учебной деятельности в триаде называет:

  • большую аргументированность (за счет большого числа возникающих идей);
  • большую контактность.

Действительно, появление третьего лица в учебной группе способно снизить накал страстей, а противоположные стороны начинают не просто спорить друг с другом, но переходят к стадии убеждения, поиска и поддержки у третьего лица. Особенно важна организация малых учебных групп для застенчивых обучающихся. Иногда бывает целесообразно организовать однородную группу (сильных или, наоборот, слабых суворовцев). В этом случае полезно, чтобы со слабыми суворовцами учитель поработал сам, уделив им максимум внимания.

Групповую форму работы можно использовать при проверки прочитанного текста. Суворовцы распределяют задания между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый суворовец еще раз перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключенную в нем, и вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному группой плану обучающиеся пересказывают текст целиком. Организация работы небольшими группами дает хороший эффект, так как общение осуществляется более непринужденно.

Контрольная связь осуществляется в процессе чтения и способствует более полному осмыслению информации текста:

  • озаглавить гласные смысловые части текста;
  • найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста;
  • прочитать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя;
  • согласиться или не согласиться с высказыванием в соответствии с содержанием;
  • пересказать текст, сокращая его и выбирая главное;
  • инсценировать поведение тех или иных героев.

В качестве итоговой работы над текстом, обучающимся можно давать речевые клише, которые помогут им выразить свои впечатления о тексте, его героях и оценить текст. Систематическое домашнее чтение является важным источником и средством увеличения лексического запаса и развития навыков устной речи обучающихся. Для того, чтобы чтение было интересным, оно должно быть посильным.

При любом подходе к организации домашнего чтения, оно должно быть не только постоянным и объемным, легким, но и беспереводным, содержащим интересную информацию и оказывающим воспитательное воздействие.

Чтение открывает суворовцу возможность обогащать себя знаниями и получать удовлетворение от самой деятельности на изучаемом языке при условии, что:

  • обучающийся владеет техникой чтения;
  • тексты привлекательны либо своей познавательной информацией, либо занимательностью;
  • предполагаемые коммуникативные задания интересны, заставляют суворовца думать, проявлять себя как личность, использовать свой жизненный опыт;
  • обучающиеся овладевают определенной культурой чтения: знают, как начать работу над текстом, что с ним делать дальше, в зависимости от стоящих коммуникативных заданий.

На сегодняшний день в методике обучения английскому языку существуют два разнонаправленных, взаимодополняющих подхода к обучению иноязычному говорению: «снизу-вверх» и «сверху вниз». Именно эти два подхода выделили в своем справочнике по методике преподавания иностранных языков И. Л. Колесникова и О. А. Долгина[4] 

  •  Bottom up processing, подход к обучению говорению «снизу вверх», намечает путь от последовательного, систематичного овладения отдельными речевыми действиями (отдельными высказываниями) разного уровня к их последующему комбинированию, объединению (систематизированию). В основе этого подхода лежит предположение о том, что поэлементное, поэтапное, поуровневое усвоение системы языка, овладение компонентами диалогической и монологической речи и в итоге приводят к умению самостоятельно участвовать в речевом общении – порождать связные высказывания в устной и письменной форме.
  •  Top-down processing, подход к обучению говорению «сверху вниз», представляет собой путь овладения целостными актами общения, образцами речевых произведений. Формирование навыков и умений говорения начинается с многократного воспроизведения (чтения, прослушивания, заучивания наизусть) готового монологического текста, образца диалога или полилога, которые рассматриваются в качестве эталона для построения подобных им текстов. Затем происходит варьирование лексического наполнения образца, обработка элементов и самостоятельное порождение аналогичных высказываний.

Использование метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка при обучении говорению (монологическому) может быть организовано следующим образом. Подход к обучению говорению «сверху вниз».

Учащиеся разнородные (по уровню обученности) работают в группах по 3-5 человек. Группы сформировываются с учетом психологической совместимости.

Тема «Relations» 9 класс.

На первом этапе обучающиеся заполняют пропущенные слова.

T: Let’s divide into 3 groups. Take card 1. Fill in the missing words.  The words are given after the text.

Card 1

      Every family has1 …………..because there are no ideal 2…………. Conflicts usually appear between parents and their children. Wise parents try to 3 …………such problems without 4 ………... words. Teenagers are rather 5…………... They are going through a difficult period, when they have to choose future occupation, friends, interests. It’s also the time of first love and tears. So, parents should understand this and try to help them instead of useless moralizing. One of the most difficult problems among adults and youngsters is the struggle for 6………….. At some point children realize that they want to be independent, they don’t need help or advice from parents. They want to be left alone and to decide for themselves. That’s when family conflicts start. The only 7 ………….is to hear each other and to talk about it.

      This is the time when many youngsters try alcohol, 8 ……….. or drugs, not knowing that this one try can 9 …………all their life. They don’t understand that parents have gone through this and know how 10…………..in certain situation.  Adults should understand that their children. They have grown and they need special attention. Family conflict is not a disaster. It can be 11…………... There are many family 12…………nowadays, who help to solve such problems. The main condition is not to let it become too deep.

a) solved    

b) behave    

c) problems    

d) insulting    

e) cigarettes

f) ruin

g) independence

h) solution

i) relationships  

j) psychologists

k) sensitive  

l) decide  

На втором этапе суворовцы в группах обсуждают дискуссионные темы.

-The 1st group - discuss what people should do to prevent conflicts.

-The 2nd group – discuss why a peaceful resolution to a conflict is important?

-The 3rd group - give an example of a conflict in a family.

Everyone must say his opinion. Discuss in groups 5 min. Use vocabulary notes.

Также суворовцам следует предложить речевые клише.

Stating an opinion (Выражаем свое мнение)

  •  In my view/opinion… По моему мнению…
  •  As far as I’m concerned… Насколько я знаю…
  •  It seems to me… Мне кажется…
  •  (Personally,) I believe … (Лично) Я считаю…
  •  From my point of view / viewpoint… С моей точки зрения…
  •  For all I know, … Насколько я знаю…
  •  As far as I can see, … Насколько я могу видеть…
  •  I guess … Мне кажется…
  •  I’m sure… Я уверен…
  •  I have no doubt. Я не сомневаюсь
  •  I tend to think… Я думаю
  •  I don’t think… Я не думаю…
  •   I strongly believe that…… - Я абсолютно уверен, что……
  •  I absolutely agree - Я абсолютно согласен
  •  Personally, I prefer to think that… Я думаю…
  •  I’m afraid I disagree. – К сожалению, я не согласен

T: So, start the 3rd group…

    Thank you! It was very interesting! Start the 1st group…

    What do you think the 2nd group?

    Very good!

На третьем этапе учитель просит любого суворовца прокомментировать обсуждаемую тему.

На заключительном этапе учитель может попросить обучающегося прокомментировать одну из данных тем.

Тема для обучающихся актуальна, так как в подростковом возрасте конфликты происходят довольно часто. Тему «Relations» суворовцы изучали на предыдущих уроках, поэтому уже имелся определенный словарный запас по данный теме. С помощью данной дискуссии, обучающиеся актуализировали свои знания, умения и навыки.

Проводимая мною работа доказывает, что использование технологии «Обучение в сотрудничестве» при обучении иностранному языку положительно сказывается на развитии суворовцев. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения, развивается самостоятельность.

Литература:

  1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии. С..32.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2012. – 467 с.
  4. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.  С.150.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспита...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно...

Доклад "Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

В данном докладе приведенны несколько примеров использования АМО и краткое описание технологии обучения....

Доклад «Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

Доклад«Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»...

Обобщение опыта по теме:"Технология обучения в сотрудничестве на уроках английского языка"

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения побудили меня использовать технологию обучения в сотрудничестве на своих занятиях. В своей пр...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, т...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка.

Доклад на заседании ШМО учителей иностранного языка «Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»....