Метод проекта и формирование УУД
статья по английскому языку на тему

Мокеева Ольга Николаевна

Доклад раскрывает содержание понятия «метод проектов»; описывается процесс формирования универсальных учебных действий у  школьников среднего звена средствами проектной деятельности;  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokeeva_o.n._statya_konf_may_2017.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТА И ФОРМИРОВАНИЕ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Мокеева Ольга Николаевна ( mon-bon.73@mail.ru), учитель английского языка

МБОУ «Рыбно-Слободская средняя общеобразовательная школа №2»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан ( МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2» Рыбно-Слободского района РТ)

Аннотация

Доклад раскрывает содержание понятия «метод проектов»; описывается процесс формирования универсальных учебных действий у  школьников среднего звена средствами проектной деятельности;  особое внимание автор уделяет разработке  критериев оценивания проектной работы.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе. Именно метод проектов призван решать данную задачу.

Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание вперед». Метод проектов возник в начале 20 века. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.

 Учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Рассмотрим этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

       1.Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия – целеполагание. Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение в форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Иными словами,  проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании основной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Согласно ФГОС каждая школа приняла положение о проектно-исследовательской деятельности. Такое положение принято и в нашей школе. В положении определены общие требования к содержанию и оценке проектных работ уч-ся.  УМК, по которому работают учителя нашей школы, построен на основе проектной деятельности. Поэтому, встал вопрос о разработке критериев оценки проектных работ в рамках нашего предмета. Был разработан оценочный лист таких критериев.

Критерии  оценки  проектной работы (оценочный лист).

Класс _________. Четверть ________. Раздел _____.

Тема ________________________________________________________________.

Критерии

Балл

                                    Ф.И. уч-ся

Название проекта

1.Знание предмета(познават.действия)

Понимание содержания выполненной работы

3

Лексическая насыщенность

3

Грамматическая насыщенность

3

Набранный балл

9

2.Планирование(регулятивные  действия)

Целеполагание

3

Методы

2

Структура проекта (оглавление, деление на осн. части)

3

Набранный балл

8

3.Презентация(коммуникативные действия)

Ясное изложение работы

3

Оформление работы

3

Заключение, выводы (представление результатов)

2

Ответы на вопросы

2

Постановка вопросов

3

Набранный балл

13

Итоговый балл

30

Проектно-исследовательская деятельность является заданием повышенного уровня сложности:

                           оценка 5:   24-30 баллов   (80% -100%)  

                           оценка 4:    18-23 баллов     (60% - 79%)                                                                                            

                           оценка 3:    12-17  баллов    (40% -59%)

                           оценка 2:    7-11  баллов     (27% - 39%)

                                                                                                         Учитель:

В ходе  работы у  обучающихся  формируются  универсальные учебные действия. Обучающиеся извлекают информацию из схем,  иллюстраций, текстов. Проводят  обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Проверяют  и находят  дополнительную информацию, используют  справочную литературу. Творчески подходят к выполнению и презентации проекта.

Выводы

Таким образом, проектная деятельность в рамках школы учит детей распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности; ставить цель, определять методы работы над проектом, правильно распределять собственные силы и время; добывать информацию из различных источников, планировать свою работу; оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; выявлять и анализировать  ошибки.

Проектная деятельность наряду с другими активными методами обучения  эффективно применяется в основной школе. Девизом этой деятельности могут служить слова немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте,  ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».      

Литература:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения  Директор школы. М.1995, №6

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:     Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.

Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...

Использование метода проектов в формировании экологического сознания и научного мировоззрения у обучающихся

Статья, раскрывающая основы проектной деятельности в школе. Содержит описание социально ориентированного проекта "Глобальный экологический кризис человеческой цивилизации"....

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся

Цели: -                  развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-...

Роль метода проектов в формировании метапредметных умений

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...

Роль метода проектов в формировании метапредметных умений

Проектная деятельность ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов...

"Применение метода проектов для формирования профессиональных компетенции обучающихся"

В рамках конкурса «Школа IT-решений» команда студентов специальности «Прикладная информатика (по отраслям)», получила возможность реализовать полноценный IT-проект. То есть найти, зафиксировать, прора...