Статья "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Кузнецова Марина Владимировна

Успеваемость школьников зачастую оставляет желать лучшего. Во многом низкие результаты в учебе объясняются отсутствием мотивации к процессу изучения предмета. В данной статье мы рассмотрим некоторые виды деятельности, которые способны повысить интерес к изучению английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках английского языка.

Успех в изучении языка определяется простым уравнением:

 затраченное время + интерес = результат.

Като Ломб

Проблема развития познавательного интереса учащихся на уроках английского языка для меня крайне актуальна. Я убеждена, что интенсивный прогресс в изучении данного предмета возможен лишь при условии положительного отношения к языку, искреннего, живого интереса со стороны учащегося, увлеченности или, если так можно сказать, страсти, одержимости английским, любви к английскому.  Без внутренней активности и позитивного настроя процесс обучения вряд ли принесет ощутимый результат. Проблема личной заинтересованности учащегося особенно актуальна именно при изучении английского и других иностранных языков, так как владение языком это не просто знание слов или грамматических правил. Знать материал недостаточно, необходимо уметь этими знаниями пользоваться. Я вообще считаю, что относительно иностранного языка неуместно использовать понятие “знание” – следует  говорить о “владении языком”. Именно владение языком означает умение умело им пользоваться на уровне автоматизма, то есть умение общаться – понимать собеседника и адекватно реагировать на сказанное им.  Владение языком, конечно, также подразумевает и многие другие навыки: чтение оригинальной литературы без словаря, просмотр фильмов и передач на изучаемом языке, понимание песен и радиопередач.  Все вышеперечисленные умения и навыки могут быть получены лишь при условии полной погруженности в процесс изучения языка. Но в российских общеобразовательных школах на английский язык отводится лишь 2-3 часа в неделю, которых, конечно, недостаточно для полноценного овладения иностранным языком. Однако если ученик проявляет интерес к языку, если он относится к языку не как к очередной школьной дисциплине, которую он изучает просто потому, что надо, если язык для него хобби, занятие, за которым ему приятно проводить время, можно ожидать, что его “общение” с языком будет достигать 10-12 часов в неделю. Именно такое количество времени необходимо уделять иностранному языку, чтобы овладеть им.

Печально признавать, что многие учащиеся в современной школе не испытывают интереса к иностранному языку в силу непонимания иноязычной речи, естественной трудности её восприятия, отсутствия языковой среды, в которой они могли бы использовать полученные знания, поэтому они не видят личностного смысла в изучении иностранного языка. Между тем, глобальные изменения в мире, процессы интеграции делают актуальным знание иностранного языка, его освоение, - поэтому меня интересует проблема, как можно стимулировать познавательный интерес к изучению предмета. 

Целью работы было систематизировать методы, вызывающие и поддерживающие у ребёнка желание учиться.

Концептуальные положения методики:

  1. Только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать.
  2. Широкое внедрение игровых и интерактивных технологий.
  3. Ориентация учебного процесса на личность обучаемого, его индивидуальные интересы.
  4. Обучение иностранному языку и цель, и средство на пути совершенствования и развития личности школьника.
  5. Давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.
  6. Урок - прообраз реального общения людей.

Задачей было определить наиболее интересные для учащихся и при этом эффективные задания и по максимуму задействовать их на занятиях. Также необходимо было выявить опытным путем какие виды деятельности не повышают мотивацию при изучении языка, а наоборот, сводят познавательный интерес к нулю; определить, какие виды деятельности  малоэффективны, - чтобы в дальнейшем избегать подобных заданий, исключить их из плана урока.

В ходе исследования я обнаружила, что интерес учащихся значительно снижается, когда материал слишком сложный, непосильный или слишком простой в языковом плане, а также когда содержание текста не вызывает никаких эмоций и чувств. Когда изучался скучный для ребят текст, в котором содержалось более 40% незнакомых слов, внимание ребят, естественно,  рассеивалось. А без внимания и желания понять материал процесс обучения невозможен. Таким образом, я старалась подбирать тексты, видео и игры, которые подходили бы ребятам по языковому уровню, которые были бы познавательными, развивающими и интересными для конкретного возраста.  Очень часто учебники содержат  тексты, которые и на русском языке было бы совсем неинтересно читать, не то, что на иностранном языке, потому совсем не удивительно, что учащиеся теряют интерес. Когда ребятам было предложено прослушать и обсудить аудиосказку, а затем сыграть в игры, основанные на материале прослушанного текста, они проявляли живой интерес, наперебой предлагали свои ответы.

Особенно ребятам нравились уроки с использованием видео.  Я убеждена, что учителя обязательно должны задействовать видео на своих занятиях для повышения познавательного интереса учащихся. В просмотре видео есть один огромный плюс – учитель владеет вниманием  всего класса, причем, не прибегая при этом к уговорам и угрозам. (Такого эффекта не удается достичь при чтении многих учебных текстов и выполнении упражнений, когда половина класса занимается своими делами и думает о своем) . Правда, к выбору видео следует подходить очень избирательно. Во-первых, это должно быть видео с качественным звуком и изображением. Во-вторых, должен быть интересен сюжет и подходить для данного возраста учащихся. Надо сказать отдельно о требованиях к уровню сложности качеству произношения в видео. Некоторые методисты считают, что произношение должно быть однозначно медленным, внятным и понятным для учащихся, другие полагают, что речь должна звучать в естественном темпе и должны присутствовать слова, выражения, грамматические обороты, используемые в повседневной речи англоязычных людей, чтобы ребята привыкали к аутентичной речи. Тут выбор во многом зависит от задач демонстрации видеоматериала. Если цель – стимулировать ребят к обсуждению, то необходимо, чтобы большую часть просмотренного ребята поняли. Также для того, чтобы спровоцировать ребят на горячие дебаты, бывает необходим исключительно видеоряд, при этом звукоряд может не играть никакой роли, герои могут совершенно неразборчиво говорить или речь может вообще отсутствовать. Если же цель расширение словарного запаса, то процент новой лексики не должен превышать 30-40%, учитель должен проводить подробный разбор видео, обращая внимание на новые лексические и грамматические единицы, сложные для понимания моменты.

Опыт показал, что необходимо привлекать к работе видео различного уровня сложности. Когда всегда используешь исключительно легкие для восприятия видео, учащимся потом сложно при просмотре более сложных с точки зрения произношения и языкового наполнения фрагментов.  По этой причине, следует чередовать показ простых видеофрагментов, повышающих мотивацию и самооценку ребят, с фрагментами, которые не столь понятны. В последнем случае, требуется тщательная работа учителя по разбору сложных моментов. Сложность при просмотре может быть по причине слишком быстрого, непривычного для нас произношения или из-за присутствия новых слов и выражений. После такого подробного разъяснения ребята при повторном просмотре видео очень радуются, что теперь все понимают, и удивляются, что при первом просмотре они ничего не понимали.

Видео также можно использовать при отработке грамматических конструкций. Например, можно остановить видео и попросить ребят описать, что на экране, используя конструкцию there is-there are  и предлоги места. Можно отрабатывать конструкцию be going to,  также периодически останавливая видео при вторичном просмотре и спрашивая, что герой собирается сейчас сделать, сказать, что сейчас произойдет. Такую же работу удобно проводить при изучении настоящего свершенного времени (Present Perfect Tense), побуждая учащихся сказать, что только что произошло. Аналогичную работу можно выполнять при изучении настоящего продолженного времени (Present Continuous). Также ребята прочно усваивают косвенную речь, постоянно пересказывая диалоги героев.

Отрабатывая лексику, можно использовать игровые приемы. Например, после просмотра видеофрагмента, мы часто играем  в лексические “крестики-нолики”. В квадрат три на три клетки вписываю слова, которые часто звучали в видео и которые были для ребят новыми. Ребята за учителем хором прочитывают эти слова по-английски и дают перевод. После чего один человек от команды, чтобы поставить крестик или нолик, должен самостоятельно без ошибок прочитать слово и перевести его. Каждый раз ответ должен давать тот ученик, который еще не отвечал. Таким образом, когда очередь доходит до более слабых учеников, более сильные товарищи по команде учат его, помогают, чтобы тот ответил в свой ход без ошибки и не подвел команду. Во втором туре (новая игра в крестики-нолики) ребята должны составить предложение с этими словами. В третьем туре эти 9 слов, которые в первом и втором туре были вписаны в 9 клеток на английском, теперь записываются но русском, и ребята должны вспомнить перевод теперь уже с русского на английский. Игра очень удачна тем, что позволяет работать над оптимальным количеством слов для запоминания.

Ребята также после просмотра видео любят играть в игру “Болтуны”. Нужно назвать как можно больше предложений на изучаемую тему. Условием может быть отрабатываемая грамматическая или лексическая тема. Например, вспомнить, что происходило в видео и сказать, кто что умеет делать для закрепления конструкции  CAN/CAN’T или составить предложения в прошедшем времени. Дополнительную мотивацию создают медали, которыми ребята награждаются за ответы. Отличный ответ оценивается красной медалью, ответы с недочетами медалью другого цвета. В конце урока необходимо подвести итоги и определить победителей. Игровую форму работы обязательно использовать на уроках английского языка, так как ребята забывают про отметки, про страх говорить. Желание участвовать в игре и победить берет верх. Приятно отметить, что даже слабые ученики стремятся принять участие в игре, они не боятся сделать ошибку и получить неудовлетворительную оценку за свой ответ. Как известно, мотивация может быть направлена на достижение успеха и на избежание неудачи. И результат в случае положительной мотивации значительно превышает результат, достигаемый при отрицательной мотивации.

На уроках в начальной школе я использую сначала обучающие видео, такие как Muzzy in Gondoland, Wizadora, Magic English, Funny English, Incredible Englsih. Потом постепенно, наравне с обучающими, начинаю вводить аутентичные мультфильмы. Младшим школьникам очень нравится сериал Peppa Pig, Binka Cat. В средней школе уже ребята смотрят диснеевские мультфильмы, детские фильмы и фильмы по произведениям классических английских и американских классиков, такие как «Алиса в стране чудес», «Кентервильское привидение» по произведениям Оскара Уайльда, «Двухсотлетний человек» по произведению Айзека Азимова «Его звали Робби», детективы по произведениям Агаты Кристи и Артура Конан Дойля.

При проведении исследования было задействовано и испытано множество текстовых материалов, в числе  которых были представлены и материалы школьного учебника, и тексты из интернет ресурсов, такие как новости, научно-популярные статьи, адаптированные произведения художественной литературы английских и американских авторов, грамматические и лексические упражнения, как письменные, так и устные.  Широко были использованы  видео материалы разного рода, как-то:  фрагменты из кинофильмов, сериалов, телепередач, видеоклипы, мультфильмы, среди которых  были и созданные специально для обучения английскому языку, и аутентичные видео. Также на уроках проводились языковые игры: лексические, грамматические, игры на развитие навыков диалогической и монологической речи, речи устной и письменной.

Список использованной литературы:

  1. Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках / Т.В. Пукина.
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева
  3. Арзамасцева, Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков/ Н.И. Арзамасцева, О.А., Игнатова.
  4. Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе
  5. Барашкова, Е.А. Не все дети талантливые, но все способные
  6. Бирюкова, Н.А. Изучаем английский, играя
  7. Говене, Э. Игра на уроке иностранного языка
  8. Дербаремдикер, А. Five-minute games / А. Дербаремдикер
  9. Ермаков, В.Л. Игры на уроках английского языка
  10. Игры на уроках английского языка. Ю.Пучкова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках английского языка».

«Использование современных педагогических технологий и их роль в формировании познавательных интересов школьников на уроках  английского языка». Развитие познавательного интереса одна из актуаль...

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов учащихся на уроках английского языка

Эта работа является описанием опыта работы по теме "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов на уроках английского языка". В данной работе описаны различные виды игр, такие ка...

Роль ИКТ в формировании познавательных и профессиональных интересов учащихся на уроках английского языка

Современый учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образователь...

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективн...