Коммуникативная иноязычная компетенция учащихся
материал по английскому языку на тему

Китаева Ирина Владимировна

Формирование иноязычной компетенции учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentsiya.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Китаева Ирина Владимировна

                                                                      МБОУ СОШ №14 г.Красногорск

                       Коммуникативная иноязычная компетенция учащихся                                                                   

Основной целью обучения иностранным языкам по-прежнему остается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное, многокомпонентное.

М.З.Биболетова предлагает следующий компонентный состав коммуникативной компетенции:

1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи;

Для достижения поставленных целей обучения английскому языку в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения. Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование таких средств обучения, как учебник, книга для чтения, учебные пособия, аудио и видеозаписи, компьютерные программы, интернет.

2. Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией. 

Для наиболее эффективного развития языковой компетенции используют такие средства обучения, как рабочая тетрадь, таблицы, схемы, раздаточный материал, аудиоматериал и др.

3. Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру. 

Для развития социокультурной компетенций у изучающего иностранный язык вне языковой среды используются аудиотексты, видеоматериалы, интернет. Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка.

4. Компенсаторная компетенция – умения выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Данный вид компетенции развивается такими средствами, как учебник, интернет, пребывание в стране изучаемого языка.

5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. 

К средствам, развивающим учебно-познавательную компетенцию, относят: разнообразные словари (англо-русские, русско-английские, толковые),  учебник, книга для чтения, учебные пособия, компьютерные программы и Интернет.

Существуют следующие виды речевой деятельности:

Диалогическая речь

Диалоги разного характера: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог ― обмен мнениями; сочетание разных видов диалога. Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.

Монологическая речь

Основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение (включая характеристику). Изложение прочитанного, прослушанного, увиденного. Реферирование. Аннотирование.

Понимание воспринимаемого на слух (аудирование)

Понимание с разной степенью глубины и точности высказывания собеседника, а также содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и стилей.

Чтение

Основные виды чтения: ознакомительное (с пониманием основного содержания прочитанного), изучающее (с относительно полным пониманием содержания прочитанного), просмотровое/поисковое (с выборочным пониманием содержания прочитанного). Тексты разных жанров и стилей: публицистические, научно-популярные, художественные, прагматические.

Письменная речь

Написание личных писем; заполнение анкет, формуляров. Написание автобиографий/резюме. Составление плана, тезисов устного/письменного сообщения. Изложение прочитанного, реферирование, аннотирование.

Подводя итог, нужно сказать, что основной стратегией обучения иностранным языкам провозглашен личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей

Литература

  1. Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. – М.: Просвещение,2005.
  2. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в формировании иноязычной компетенции учащихся

В материале говорится о направлениях деятельности для формирования компетентностей учащихся, о критериях профессиональной компетентности педагога. Одной из важнейших задач в области разработки и совер...

Моделирование ситуации общения как главный фактор успешности обучения и повышения иноязычной компетенции учащихся.

Данная работа посвящена проблеме формирования навыков говорения обучающихся.Раскрываются главные аспекты и этапы речевой деятельности и факторы успешности влияющие на неё....

Программа школьной экспериментальной площадки "Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами информационно- коммуникационных технологий"

ПРОГРАММАшкольной экспериментальной площадкиТема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихсяв урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного ци...

Социокультурный компонент как основной фактор формирования коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся.

Социокультурный компонент как основной формирования коммуникативной иноязычнойкомпетенции обучающихся.Данная статья была написана для выступления на районном круглом столе....

Способы формирования коммуникативной иноязычной компетенции в школе

В связи с проводимой модернизацией образования, остается актуальным вопрос в выборе способов для развития коммуникативной компетенции школьников. В предлагааемом материале рассматриваются методы, позв...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Коммуникативная иноязычная компетенция, как путь к успешной социализации и самореализации школьника.

Современная международная экономическая и политическая интеграция, информационный взрыв выдвигают свои требования характеру владения иностранным языком.Таким образом, предлагаются новые методы и техно...