Коммуникативная иноязычная компетенция, как путь к успешной социализации и самореализации школьника.
материал по английскому языку

Гензе Евгения Владимировна

Современная международная экономическая и политическая интеграция, информационный взрыв выдвигают свои требования характеру владения иностранным языком.

Таким образом, предлагаются новые методы и технологии формирования коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации школьника.

Это определило мою методическую тему:

«Использование технологии Eliciting на уроках английского языка»,

и цель:

«Формирование коммуникативной иноязычной компетенции как средство успешной социализации и самореализации школьников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная иноязычная компетенция, как путь к успешной социализации и самореализации школьника.

«Учащийся должен  овладеть такими умениями и навыками, которые позволили бы успешно самореализоваться в жизни, поддерживать и совершенствовать уровень речевой компетенции и дать возможность осуществлять межкультурную коммуникацию. » (А.А. Миролюбов).

Коммуникативная компетенция - это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических, предметных и страноведческих знаний, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в рамках той или иной сферы общения. (Зимняя И.А., Азимов Э.Г., Щукин А.Н.)

Современная международная экономическая и политическая интеграция, информационный взрыв выдвигают свои требования характеру владения иностранным языком.

Таким образом, предлагаются новые методы и технологии формирования коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации школьника.

Это определило мою методическую тему:

«Использование технологии Eliciting на уроках английского языка»,

и цель:

«Формирование коммуникативной иноязычной компетенции как средство успешной социализации и самореализации школьников».

Чтобы развивать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок иностранного языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать на иностранном языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль.

Поэтому в своей деятельности я решаю конкретные задачи:

  1. Создание образовательной среды, побуждающей к говорению и, позволяющей ученику максимально проявить себя на уроках английского языка,
  2. реализация модели реального общения, которая способствует возникновению у учащихся естественного желания и необходимости взаимодействия с другими, уверенности в себе и своих силах для осуществления коммуникации.

Для решения поставленных мной педагогических задач я применяю следующие виды деятельности, предусмотренные технологией eliciting (выявление), стимулирующие говорение:

  • дискуссии
  • ролевые игры
  • имитационные модели
  • информационный пробел
  • мозговой штурм
  • рассказывание истории
  • интервью
  • завершение историй
  • доклады
  • описание картинки

Если я систематически буду использовать эти виды деятельности на уроках и внеурочно, это приведет к повышению мотивации учащихся свободно высказываться на английском языке, поможет проявлению личностных качеств, к формированию конкурентоспособной личности, и , как следствие, будет способствовать  повышению качества знаний учащихся.

На начальном этапе изучения английского языка широкое распостранение получили ролевые игры.  Именно в игре  дети с удовольствием разыгрывают сюжетные сценки, поют и танцуют, в среднем звене пользуются популярностью такие виды деятельности как, мозговой штурм, проектная деятельность, рассказывание историй по картинкам, на старшем этапе обучения это дискуссии, интервью, доклады, но они требуют более тщательной подготовки, дебаты. Такие виды деятельности как, информационный пробел, имитационные модели, пользуются популярностью на протяжении всего курса обучения.

«В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества.» Ф. Шиллер.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Хотелось бы остановиться подробнее на таком виде деятельности как, рассказывание истории. Важным компонентом приема рассказывания является составление самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные модели, однако в рассказе обязательно должно присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Одна из схем рассказывания историй выглядит так:

- знакомство с героем;

- поворотный момент – герой утрачивает нечто;

 -поиск – его реакция на утрату;

- сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату;
-точка выбора – дилемма;
-кульминация – выбор героя;
- перемена – последствия выбора;
-развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой.
Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. При использовании историй на уроках английского языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда история интересна сама по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.  Например, на уроке в 11 классе во время изучения творчества Чарльза Диккенса, после прочтения отрывка из его рассказа «Великие ожидания», ребятам предлагается разыграть диалог неожиданной встречи Пипа с осужденным, изменив конец истории. Ученики, с интересом вживаются в образы, предлагают различные исходы истории, демонстрируя свободное владение неподготовленной речи. Предварительно составленный на доске план позволяет сохранить структуру рассказа.

Один из наиболее действенных приемов, который я часто  использую на своих уроках - это описание картинки.

Учащиеся делятся  на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.

Метод мозгового штурма также заслуживает особого внимания и является одним из эффективных способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. На уроке в любом классе при введении новый темы или закрепления отработанного материала мы с учениками активизируем необходимую лексику. Ребята высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбирают наиболее перспективные, удачные, практичные варианты. Этот прием повышает активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга. Этот прием универсален и применяется при изучении любой темы и на любом уровне. Например, перед тем как учащиеся начнут работу с текстом о подростках и их увлечениях  при изучении темы «Хобби» в 7 классе, ученикам представляется возможность обсудить их любимое занятие, вспомнив названия различных видов деятельности, что стимулирует  процесс говорения.

На помощь в осуществлении всех вышеперечисленных видов деятельности , стимулирующих говорение,  приходит техника eliciting (выявление), применение  которой  и является  моей второй  задачей на пути к формированию коммуникативной иноязычной компетенции.

В основе любого высказывания лежит мысль.

Учащемуся важно предоставить возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать.

Важно перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.

 В этом мне помогает  метод Eliciting (выявление). Он позволяет создавать ориентированную на учащихся среду и заставляет учащихся задуматься.

Выявление может использоваться для множества вещей, таких как извлечение словарного запаса, грамматики, синонимов, антонимов, справочной информации, языковых форм и правил, общих знаний, мнений, чувств, контекстов, значений, воспоминаний, ассоциаций, идей, ситуаций, вопросов и ответы.

Eliciting вовлекает учеников  в урок, потому что они активно производят речь и дают информацию. Учащиеся становятся активными учениками, а не просто слушают, как преподаватель дает информацию. Учитель может оценить знания учеников и, в свою очередь, адаптировать урок к потребностям учеников. Существует много методов, которые учителя могут использовать, чтобы извлечь из учеников информацию, в зависимости от того, что учитель хочет выявить. 

Принципы и преимущества
Eliciting основан на нескольких предпосылках:

-В совокупности студенты обладают огромными знаниями как языка, так и реального мира. Эти знания необходимо активировать и использовать конструктивно

-Обучение новым знаниям часто основано на том, что ученики уже знают

-Опрос помогает в самопознании, что делает информацию более запоминающейся.

. Учитель может выявить идеи, чувства, смысл, ситуации, ассоциации и воспоминания. Для учителя выявление - это мощный диагностический инструмент, предоставляющий ключевую информацию о том, что учащиеся знают или не знают, и, следовательно, отправную точку для планирования урока. Выявление также поощряет проявлять гибкость и двигаться дальше, а не останавливаться на информации, которая уже известна.

Выявление идей и справочной информации также требует ввода. Это может быть связано с анекдотом или историей учителя, текстом, рисунками или видео и аудио предполагает обмен знаниями между учителем и учащимися. Информация часто выводится на карту памяти на доске, но важно, чтобы все учащиеся имели записи коллективных знаний и могли найти один из многих видов графического организатора полезным. Уроки чтения часто начинаются с фотографии или заголовка из текста, который служит двойной цели, обеспечивая стимул для извлечения и подсказку для предсказания содержания. Диаграммы KWL являются идеальными записями того, что ученики уже знают, что они хотят знать и чему они научились к концу урока, и указывают на вывод, что извлечение информации может иметь место на любом этапе урока, и часто указывает, что следует случись дальше.

Выявление является основной техникой и должно использоваться регулярно, не только в начале урока, но всякий раз, когда это необходимо и уместно.

 Длительное молчание или неправильные ответы предполагают, что учитель требует ввода необходимой вспомогательной информации.

Не нужно просить учеников повторять неправильные ответы, вместо этого стоитпопросить разных учеников повторить хороший ответ.

Следует признавать или давать отзыв на каждый ответ с помощью жестов или коротких комментариев.

Необходимо предоставлять  достаточный контекст или информацию. Выявление отличается от сократовского опроса тем, что оно предназначено для выяснения того, что знают учащиеся, а не для того, чтобы привести их к выводу, который знает только учитель.

Учащиеся активно  взаимодействуют друг с другом, особенно во время мозгового штурма, что помогает укрепить уверенность и сплоченность группы, а также отвлечь внимание от учителя.

На более низких уровнях требуется больше вопросов. 



Успех выявления во многом зависит от отношения учителей и учеников к их соответствующим ролям. В идеале это способствует пониманию обмена информацией, помогает разрушить традиционную ориентацию на учителей и начинает устанавливать различные модели взаимодействия в классе. Это также имеет основополагающее значение для индуктивного подхода к обучению языку и обучению с помощью заданий и самопознания, а также простого и эффективного способа заставить учащихся производить язык.

Вот несколько практических приемов использования техники выявления

Использование антонимов

Самый простой способ намекнуть на слово, это дать его полный антоним: hungry – full, clean – dirty, wet – dry, — и так далее. Чтобы не делать задачу такой простой, не задавайте прямых вопросов типа «Whatistheoppositeof___?», а вводите Eliciting в живой разговор:

«– Are you awake at 3 a.m.?

– No, I’masleep.»

Использование синонимов

Аналогично антонимам синонимы помогают  натолкнуть студента на правильную мысль. С таким подходом можно оценить весь объем лексики по теме, которую усвоил студент. Как и с антонимами, не следует давать прямые формулировки, а стараться  вести естественный диалог.

Экскурс в историю

Для эрудитов следует использовать подсказки из разряда «This word came from German and means a child, while the second half means a garden» или «There is one connecting the UK and France. It goes under water and is the longest one in Europe».

Отлично работает с уровнями выше среднего и помогает расширять общие познания не только о языке, но и других сферах жизни.

Приём «Перефраз».

Один из самых моих любимых видов намеков это описание или перефразирование. Есть много фраз, которые помогают ввести описание в речь. Их будет полезно изучить и самим студентам, чтобы они могли их использовать, когда забыли слово в реальной жизни и нужно как-то выкручиваться.

Например: It’s somebody/something/somewhere + who/which + V, it’s a kind of + noun, it’s like + noun/adj./verb, etc.

«– You’d better see a doctor about your problem. The one who treats immune system illneses.
– You mean allergist? I’m seeing him on Friday about my strange rash and runny nose»

Прием «Рисования градации».

Воспользуйтесь шкалой степеней — она наглядно отобразит слово, которое нужно студенту. Взгляните, какэтоработает:

cold – cool – ……… – hot

«– What do you call the weather when it’s not hot, but nice and pleasant?

– It’swarm.»

Прием«Амнезия»

Следует притвориться, что забыли слово. Это естественно вписывается в обычный разговор и поможет добиться желаемого результата.

Например: «Remember we talked about the summer vacation? What was that extreme activity you were going to do? The one where you dive off a high building with a safety cord?»

Приём «Группирование».

Тут понадобятся доска и маркер. Здесь используется принцип Word Clustering (кластер). Пишется тематическое слово в центре, например, Sports, и начинайте брейнсторминг с ассоциациями. От каждого вида спорта можно продолжить цепочку из 5 слов, Sports =>Tennis =>racket, net, ball, tennisshoes, referee. Продолжайте, пока студенты не придут к нужному слову.

Приём «Визуализация».

Если слово позволяет, делается быстрая зарисовка значения. Это разбавляет рутину урока и привносит элемент креатива. Ученики  бывают очень довольны данным приёмом, поскольку  рисунки  легко и надолго оседают в их памяти.

Приём «Демонстрация».

 Если  слово означает действие или чувство, его значение можно наглядно продемонстрировать — обычно ученики очень быстро догадываются, о чем речь. Чем нестандартнее изображается слово, тем лучше оно запоминается.

Прием «Холодно – теплее – горячо».  

Все помнят  эту игру из детства, когда вам приходилось вслепую отыскать предмет в комнате. Эту тактику можно применить и на уроке английского языка. Пока ученики будут называть свои варианты перевода слова, учитель  может подсказывать им и направлять в нужную сторону словами «warmer», «cooler/colder», «further away», «A more formal word tha nthat», «Even more formal» и «Not  quite as Shakespearean as that».

Прием «Смешивания  букв, слов».

Очень легкий подход, который поможет «размять мозги» учащихся. Следует предоставить перевод нужного слова на «тарелочке с голубой каёмочкой», но по пути перемешать все буквы и выписать их на доску. Трёхминутка, которая запомнится учащимся надолго, ведь именно после приложенных усилий мозг запоминает информацию.

Учащимся часто с трудностью дается вспоминать слова, и чем необычнее будет ваш подход, тем лучше. Пользуйтесь намеками, но до последнего не называйте перевод слова просто так. Намеки заставят их мозг работать по-другому, тем самым создавая новые связи ассоциаций со словом. Способов для eliciting так много, что для каждого ученика найдется свой любимый. Используйте разные методы, помогайте им думать и откройте им новый, эффективный путь в изучении английского.

Следует отметить, что мероприятия по внеурочной деятельности , основанные на всех вышеперечисленных приемах,  также благотворно влияют на развитие навыков разговорной речи.

Заключение

В заключении стоит отметить, что обучение говорению является важным и неотъемлемым этапом при обучении иностранному языку. Умение общаться на втором языке способствует успешной социализации  и самореализации в дальнейшей жизни учащихся. Поэтому необходимо уделять большое внимание обучению говорения. В настоящее время  школьники уже занимаются по учебникам,  основанных на данной методике преподавания английского языка и способствующих развитию навыков говорение. Данные пособия ,  разработанные в сотрудничестве  с зарубежными авторами, формируют коммуникативную  иноязычную компетенцию и содержат упражнения, которые делают обучение более занимательным.

 Кроме того,  многие преподаватели сходятся во мнении, что учащиеся учатся говорить посредством «взаимодействия», основанного на реальных жизненных ситуациях, которые требуют общения. Таким образом,   учащиеся получают возможность общаться друг с другом на изучаемом языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий кр...

Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.

Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ...

Стимулирование познавательной активности как средство социализации и самореализации школьников

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейс...

Социокультурный компонент как основной фактор формирования коммуникативной иноязычной компетенции обучающихся.

Социокультурный компонент как основной формирования коммуникативной иноязычнойкомпетенции обучающихся.Данная статья была написана для выступления на районном круглом столе....

Коммуникативная иноязычная компетенция учащихся

Формирование иноязычной компетенции учащихся...

Способы формирования коммуникативной иноязычной компетенции в школе

В связи с проводимой модернизацией образования, остается актуальным вопрос в выборе способов для развития коммуникативной компетенции школьников. В предлагааемом материале рассматриваются методы, позв...


 

Комментарии

Тимофеев Юрий Александрович

очень интересный материал!

Балуева Светлана Вячеславовна

Очень интересный и нужный материал. Спасибо!