Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Формирование и развитие  «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся  «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность,  толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пикулина Г.Б., учитель английского языка

          ГБОУ школа №332 Невского района

    Санкт-Петербурга

Формирование и развитие универсальных учебных действий

у учащихся на уроках английского языка

«Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал сам - понял»

 Конфуций

«Теория без практики мертва, практика без теории слепа»

Генералиссимус российских

         сухопутных и морских сил

А.В. Суворов  

Преобладание теоретических знаний над практическими всегда ставили  учащихся, а в  дальнейшем и студентов-выпускников, в непростую ситуацию, когда   им  приходилось овладевать практическими знаниями того, что  уже и так было хорошо известно  и отработано до автоматизма, но, к сожалению, только теоретически, без практического применения. А ведь именно практические знания  особенно важны для учащихся школ, будущих студентов.

В настоящее время в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» в Российской Федерации  введены Федеральные государственные стандарты второго поколения  (ФГОС), которые  представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями.

Чем отличается новый стандарт от предыдущих стандартов?

 Целью  ФГОС является развитие личности, поэтому основное внимание образования теперь должно быть направлено не только на содержание образования и условия реализации, но и на результаты образования. Именно результат образования становится приоритетом в новой системе образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные, включающие - межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), освоенные учащимися;

-  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

 -самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

предметные,  включающие освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

Новый стандарт имеет своей целью развитие личности ученика, а так же освоение им предмета изучения, и именно  метапредметные результаты освоения программы позволят учащимся свободно пользоваться полученными  знаниями, самостоятельно их находить,  расширять  и  применять в жизни. Формирование и развитие  «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся  «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая  культурную идентичность, социальную компетентность,  толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Итак, развитие личности  в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование и развитие универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.  

           

 

Применение на уроке английского языка различных образовательных технологий, таких как: системно-деятельный подход, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, игровые технологии, здоровьесберегающие и  информационно-коммуникационные технологии способствует формированию и развитию УУД.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

  1. Формирование  и развитие личностного вида  УУД на уроках английского языка имеет

цель развить у школьников понимание  важности изучения иностранного языка в условиях современного мира  и потребности пользоваться им,  как средством общения и познания.  Кроме того,   воспитание таких качеств, как  гражданин и  патриот, развитие национального самосознания и стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к другой культуре.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. На данном этапе обучения у него формируется представление о себе,  как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение по различным темам

« Школьные дни», «Это я», «Мой дом», «Знаменитые люди» и т.д.

Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Формированию личностных УУД на уроке английского языка может способствовать применение таких образовательных технологий, как, например, технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Кроме того,  важную роль в формировании личностных УУД играет использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке, когда формируются:

  • критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  • основы правовой культуры в области использования информации.
  1. Формирование регулятивного вида УУД на уроках английского языка. 

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  •   целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  •  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  •   прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  •   оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  •  волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Формированию регулятивных УУД на уроках английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). Для решения этой задачи можно, например,  совместно с учащимися составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы учащиеся  самостоятельно определяют цель своей деятельности, планируют  её, двигаются по заданному плану, оценивают и корректируют полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

  1. Формирование и развитие познавательного вида  УУД на уроках английского языка-

это  овладение новыми языковыми средствами  (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения. Кроме того,  освоение знаниями о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на изучаемом языке и  приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

В  развитие  познавательных УУД мы ставим задачу познакомить учащихся  с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе,  с использованием новых информационных технологий; научить учащихся уметь видеть проблему, ставить вопросы, представлять своё мнение и аргументировать его.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

 общие учебные, логические действия постановки и решения проблем, умение  самостоятельно ставить познавательные задачи; умение выделять основное в тексте (What is the main idea of the text?);

Логическое УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

При прохождении грамматического материала учащиеся учатся анализировать и синтезировать - при монологической и диалогической речи, а так же  при выполнении таких упражнений, как  вставить недостающие слова;  завершить предложение или заполнить таблицу;

4.Формирование коммуникативного  вида УУД на уроке английского языка-

это важнейшая составляющая в процессе освоения иностранным языком. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться  при работе в парах или группах. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность,  наиболее часто используемые на уроках английского языка,  способствуют формированию и развитию коммуникативного вида УУД.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит качественное овладение английским языком,  как средством межкультурного общения и взаимодействия в более широких контекстах в социальных практиках. Воспитывающие и развивающие резервы английского  языка,  как предмета школьной программы,  наиболее полно раскрываются, когда  ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности и  сам планирует и оценивает свою работу, успешно осваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций. 

Библиография:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.

  2. http://festival.1september.ru/articles/

  3. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»

Данный материал посвящен формированию и развитию универсальных учебных действий с учетом специфики предмета "Иностранный язык"....

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.

Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетвор...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики.

Методическая разработка "Формирование и развитие  универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики."...

«Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»

laquo;Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, свойством учителя…»(А.Б. Перкезе)...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...