Сообщение на тему: "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках иностранного языка"
статья по английскому языку

Красуленкова Алина Сергеевна

УУД И ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_uud.odt35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Преобладание теоретических знаний над практическими всегда ставили учащихся в непростую ситуацию, когда им приходилось овладевать практическими знаниями того, что  уже и так было хорошо известно и отработано до автоматизма, но, к сожалению, только теоретически, без практического применения. А ведь именно практические знания особенно важны для учащихся школ, будущих студентов.

Целью ФГОС является развитие личности, поэтому основное внимание образования теперь должно быть направлено не только на содержание образования и условия реализации, но и на результаты образования. Именно результат образования становится приоритетом в новой системе образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные, включающие - межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), освоенные учащимися;

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

-самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

предметные, включающие освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

  1. Формирование и развитие личностного вида УУД на уроках английского языка имеет

цель развить у школьников понимание важности изучения иностранного языка в условиях современного мира и потребности пользоваться им, как средством общения и познания.  Кроме того,  воспитание таких качеств, как гражданин патриот, развитие национального самосознания и стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к другой культуре.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. На данном этапе обучения у него формируется представление о себе, как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение по различным темам

« Школьные дни», «Это я», «Мой дом», «Знаменитые люди» и т.д.

Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно - этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Формированию личностных УУД на уроке английского языка может способствовать применение таких образовательных технологий, как, например, технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Кроме того, важную роль в формировании личностных УУД играет использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроке, когда формируются:

  • критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

  • основы правовой культуры в области использования информации.

Формирование регулятивного вида УУД на уроках английского языка. 

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

         Формированию регулятивных УУД на уроках английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). Для решения этой задачи можно, например, совместно с учащимися составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы учащиеся самостоятельно определяют цель своей деятельности, планируют её, двигаются по заданному плану, оценивают и корректируют полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

  1. Формирование и развитие познавательного вида УУД на уроках английского языка-

это овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения. Кроме того, освоение знаниями о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли на изучаемом языке и приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

В развитие познавательных УУД мы ставим задачу познакомить учащихся с доступными способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе, с использованием новых информационных технологий; научить учащихся уметь видеть проблему, ставить вопросы, представлять своё мнение и аргументировать его.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

общие учебные, логические действия постановки и решения проблем, умение  самостоятельно ставить познавательные задачи; умение выделять основное в тексте (What is the main idea of the text?);

Логическое УУД формирует логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

При прохождении грамматического материала учащиеся учатся анализировать и синтезировать - при монологической и диалогической речи, а так же при выполнении таких упражнений, как вставить недостающие слова; завершить предложение или заполнить таблицу;

4.Формирование коммуникативного вида УУД на уроке английского языка-

это важнейшая составляющая в процессе освоения иностранным языком. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться при работе в парах или группах. Ролевые игры, театрализованные постановки, проектная и исследовательская деятельность,  наиболее часто используемые на уроках английского языка,  способствуют формированию и развитию коммуникативного вида УУД.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит качественное овладение английским языком,  как средством межкультурного общения и взаимодействия в более широких контекстах в социальных практиках. Воспитывающие и развивающие резервы английского языка, как предмета школьной программы, наиболее полно раскрываются, когда ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности и сам планирует и оценивает свою работу, успешно осваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.

Типовые задания по формированию УУД.

Личностные УУД.

Задание № 1. «Рассказ о своём доме».

Цель: формирование представление ребёнка о своём доме; развитие навыков устной речи на английском языке

Возраст:10-12 лет.

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения задания: устная индивидуальная работа.

Материалы: рисунки, фотографии.

Инструкция: расскажи о своей квартире (доме) – кто ты, сколько тебе лет, что ты умеешь и не умеешь делать, где ты живёшь. Представь фотографию своей квартиры, опиши её (или одну из комнат).

Критерии оценивания: правильность произношения слов на английском языке; грамотный порядок слов в предложениях; знание лексики.

Задание № 2. Внешность человека. Угадай.

Цель: развитие умений общаться, формирование грамматических умений (употребление глаголов в 3 лице единственного числа).

Возраст:10-12 лет.

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения задания: групповая работа.

Описание задания: Каждому ученику дается задание переделать рассказ, чтобы получилась загадка о друге (однокласснике). Слова, выделенные курсивом, заменить на более подходящие к характеристике конкретного человека. После ребята представляют всему классу свой рассказ, одноклассники должны отгадать, о ком шла речь в загадке.

Материалы: карточка с рассказом.

Замени выделенные слова в тексте:

She is 11 years old.

She is of medium height.

She has got fair hair.

Her hair is long and wavy.

She is slim.

Her eyes are blue.

She is kind and clever.

She likes to skate and to ski in winter.

She lives with her Mum and Dad.

She has a pet. It is a dog.

Her name is …

Критерии оценивания: творческий подход; умение правильно составлять фразы на английском языке.


Регулятивные УУД.

Задание № 1. Выполнение задания по алгоритму. Работа с грамматикой по теме “Past Simple

Цель: развитие внимания, совершенствование грамматических навыков, формирование умения систематизировать

Возраст: 10- 12 лет

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения: групповая работа

Описание задания: распределить предложения по колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола

Материалы: текст учебника, тетради

Инструкция: перечертите таблицу в тетрадь, прочитайте текст, выпишите предложения согласно приведенному образцу, обращая внимание на грамматическую форму глагола: 1-я группа выписывает предложения, где действие произошло вчера утром; 2-я группа – действия, которые происходят в данный момент; 3-я группа – действия, происходящие обычно, регулярно.

После завершения работы учащиеся обмениваются тетрадями, обсуждают выписанные предложения, исправляют ошибки.

Задание № 2. «Порядок слов в английском предложении».

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия

Возраст обучающихся:10-12 лет.

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения задания: групповая или индивидуальная.

Материалы: карточки со словами, можно использовать проектор, экран и компьютер.

Описание задания: обучающиеся могут работать в группе, также можно это задание как индивидуальная работа. Учитель по классу раскладывает карточки со словами (предложение разрезанное) Задача обучающихся в правильном порядке расположить слова, или можно пронумеровать обучающихся, а они в свою очередь возьмут именно ту карточку, которая соответствует порядку в предложении.

Познавательные УУД

Задание № 1.Работа с текстом. Поиск информации.

Цель: формирование умения самостоятельного поиска и извлечение необходимой информации.

Возраст: 11-12 лет

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения: индивидуальная работа

Описание заданий: 1)True\False

2)Устный ответ - рассуждение на поставленный вопрос (если да, то почему, если нет, то почему)

3)Небольшое письменное задание

GOOD NEIGHBORS

A. Reading

Mr. and Mrs. Russo live in a small house in a small town. Their neighbors are very friendly and helpful. When they go on vacation, their neighbors watch their house to make sure it is safe. They also water the grass and get their mail. Mrs. Russo wants to do something nice for her neighbors. She wants to invite them to her house for dinner on Saturday. She plans to serve roast beef, baked potatoes, asparagus, and a green salad. For dessert, she will bake a pecan pie. After dinner, Mr. Russo will play a few songs on his new guitar.

B. True or False

1. The Russo’s neighbors are helpful.

2. Mr. and Mrs. Russo never go on vacation.

3. Potatoes and asparagus are vegetables.

4. Mr. Russo plays a musical instrument.

5. Mrs. Russo will make a peach pie.

C. Yes or No – Share Your Opinion

1. The best part of dinner is dessert.

2. People in small towns are friendlier than people in large cities.

D. Writing – What would you make for your guests for dinner?

Упражнение формирует умение выбирать нужную информацию из данного текста.

Задание № 2. Написание продолжения к незаконченному рассказу.

Цель: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование результата, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Возраст обучающихся: 10-13 лет.

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения задания: индивидуальная и парная

Задание предлагается как творческое и завершающее тему: умение пользоваться пройденной лексикой.

Учитель на уроке предлагает прочитать часть рассказа. Домашнее задание для учащихся: написать продолжение рассказа в виде письма другу или от третьего лица или от одного из персонажей рассказа.

Такие задания позволяют сформировать контрольно-оценочную деятельность на уроке и целевые установки.

Коммуникативные УУД.

Задание 1. Диалог«Free – time activities»

Цель:формирование коммуникативных действий, связанных с умением общаться; развитие умения сотрудничать

Возраст: 11-12 лет

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения: работа в парах

Описание задания: ask and answer questions about your free – time activities , use the key words for help

Материалы: учебник, ключевые слова

Инструкция: прочитайте ключевые слова, задайте вопросы собеседнику о том, как он проводит свободное время, расскажите о том, что узнали.

Упражнение формирует умение слушать и слышать собеседника.

Задание № 2. «Нарисуй и опиши»

Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Возраст: 10-12 лет.

Учебные дисциплины: английский язык.

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: дети делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе необходимо нарисовать пришельца и описать его. В данном задании развиваются коммуникативные УУД, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Дети должны уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Анализ занятия. Учащимися подводятся итоги: нужно определить и аргументировать, чей рисунок и рассказ больше понравился, выбирают группу-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»

Данный материал посвящен формированию и развитию универсальных учебных действий с учетом специфики предмета "Иностранный язык"....

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.

Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетвор...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка

Формирование и развитие  «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся  «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  путем сознательно...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики.

Методическая разработка "Формирование и развитие  универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики."...

«Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»

laquo;Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, свойством учителя…»(А.Б. Перкезе)...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...