Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»
презентация к уроку по английскому языку по теме

Денисова Татьяна Павловна

Данный материал посвящен формированию и развитию универсальных учебных действий с учетом специфики предмета "Иностранный язык".

Скачать:


Подписи к слайдам:

Формирование и развитие универсальных учебных действий с учётом специфики предмета «Иностранный язык»
Системно – деятельностный подход в образовании - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение);осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия).
Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять:
Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять:
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах.
Деятельностный метод обучения позволяет осуществлять:
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Система дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Система дидактических принципов:
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально- безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Система дидактических принципов:
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Система дидактических принципов:
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Термин «Универсальные учебные действия» есть  не что иное, как конкретизация термина «умение учиться», то есть способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. С точки зрения психологии этот термин определяется (А. Г. Асмолов) как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов  учебной деятельности, включая:1)    мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);2)    учебную цель;3)    учебную задачу;4)    учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). Очевидно, что формирование универсальных учебных действий связано с формированием основных компонентов учебной деятельности младших школьников при овладении иноязычной речевой деятельностью.
D
B
C
A
личностный
регулятивный
познавательный
коммуникативный
В состав основных видов универсальных учебных действий  входят четыре блока:
Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму,-обуславливает  необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий.
I. Личностные действия -
формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Личностные учебные действия обеспечивают формирование норм внутренней позиции школьника («что такое хорошо и что такое плохо») и межличностных отношений.
II. Регулятивные действия -
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие способности учащихся к саморегуляции и принятию ответственности за свои поступки. Ведущей учебной деятельностью младшего школьного возраста  является учебная деятельность. Регулятивные учебные действия отражают содержание именно этой деятельности.
III. Познавательные действия -
представляют  собой самый обширный блок УУД, поскольку включают:- общеучебные действия;-  логические действия;- действия по постановке и решению проблемы.
IV. Коммуникативные действия -
в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие  партнёров по общению или деятельности.
Задания для учащихся, формирующие универсальные учебные действия:

Основные виды универсальных учебных действий
Тип/характер задания, формирующего данное УУД
1
Личностные
- на этапе рефлексии урока предложить учащемуся самому оценить  уровень успешности на данном  учебном занятии;- проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);- задания типа «Оцени поведение главного героя. Как бы повёл себя ты на его месте?»

Основные виды УУД
Тип/характер задания, формирующего данное УУД
2
Регуля-тивные
- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;- составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте», «Прочти последний абзац истории и догадайся, что произошло с главной героиней», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;- контрольные задания, в том числе тестового характера;

Основные виды УУД
Тип/характер задания, формирующего данное УУД
3
Познава-тельные
-формулировка познавательной задачи самими учащимися; - организация проектной деятельности учащихся;- подготовка устного и письменного речевого высказывания;- формулирование проблемы текста;- извлечение необходимой информации из прочитанного (услышанного) аутентичного текста;- составление таблиц, схем-моделей;- замещение буквы звуком;- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.;- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование)

Основные виды УУД
Тип/характер задания, формирующего данное УУД
4
Коммуни-кативные
- организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащихся, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Литература:
Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.Никитенко З. Н. Языковой портфель в начальной школе //ИЯШ.2008.№5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка

В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")

В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке английского языка.

Предложенная концепция, положенная в основу нового ФГОС, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетвор...

Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка

Материал помогает раскрыть сущность универсальных учебных действий в общеобразовательной школе....

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка

Формирование и развитие  «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечат учащимся  «умение учиться», разовьют их способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  путем сознательно...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА   в 5 – 9 классах...