Игра как воспитательный процесс на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Коврова Надежда Нисторовна

В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала урока английского языка.Также обсуждается игра как метод обучения и воспитания на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_vospitaniya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.485

Игра как воспитательный процесс на уроках английского языка

Коврова Надежда Нисторовна

Учитель английского языка

МОУ СОШ № 12,г.Жуковский

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала урока английского языка. Также обсуждается игра как метод обучения и воспитания на уроках английского языка.

Annotations: the article deals with the implementation of the educational potential of the English language lesson. Also, the game is discussed as a method of teaching and education in English classes.

Ключевые слова: воспитание; развитие; игра; урок; английский язык.

Keywords: education; development; game; lesson; English.

Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.

Воспитывающая роль процесса обучения признана еще с древности. В философско-педагогических трудах античных мыслителей (Сократа, Платона) есть утверждения о том, что знание истинных, в том числе общественных ценностей наряду со знанием космических или физических теорий составляет краеугольный камень всякого воспитания. В XIX в. в педагогической науке утвердилась теория воспитывающего обучения И. Ф. Герберта. В истории отечественной педагогики вопрос о воспитательном потенциале хорошего урока ставился неоднократно. К. Д. Ушинский, например, отмечал: «Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя». Педагог вычленял в понятии урока культуру учебного труда и культуру нравственных отношений, овладение которыми зависит от непременной воспитательной составляющей урока.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом

Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра - мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Так же игровой метод можно рассматривать, как путь к формированию навыков устной речи или прием для расширения словарного запаса.                              Как показывает практика все виды игр положительно влияют на воспитательно-образовательный процесс. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребёнка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков и умений. Использование игры как одного из приёмов обучению иностранному языку, значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе, доступнее детям.

Использование игр даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.

Игра воспитывает также чувство коллективизма у учащихся, которое проявляется в общей заботе, в хорошей, интересной подготовке к игре. Не менее значительно педагогическое руководство при проведении дидактических игр. В эти игры вводятся, кроме учебного материала, предусмотренного программой, некоторые доступные учащимся новые научные сведения. Ученые убеждены в том, что не только закрепление программного материала, но и сообщение новых научных фактов в форме занимательной игры повышает эффективность урока. Какую бы игру на уроке ни проводил педагог, он заботится о том, чтобы познавательные и воспитательные цели не подавляли добровольного и творческого начала учащихся и чтобы в игре принимали активное участие все желающие ребята. Педагоги обычно предупреждают учащихся о предстоящей на уроке игре, а затем школьники готовятся к ней, в основном самостоятельно. Предстоящая игра стимулирует их стремление к лучшему усвоению программного материала.    

Использование игрового метода обучения достаточно перспективно на уроках иностранного языка. Но, естественно, работать только с использованием игрового метода нереально, так как тогда обучение потеряет свой основной смысл. Игровой метод должен сочетаться с другими методами и поэтому можно говорить только об использовании определенных игровых ситуаций (моментов) на уроках иностранного языка. В своей педагогической деятельности я использую игровые приемы на разных этапах урока: при проверке знаний, изучении новой темы, закреплении материала. Самым значимым для меня является структура игры как деятельности и классификация игры по игровой методике, так как я пытаюсь проследить целесообразность применения некоторых видов игровой деятельности на различных ступенях обучения и в соответствии с этим предлагаю свою систему их использования.

К чему стремлюсь, играя с моими учениками.

1. Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Иногда лучше всего объяснить правила игры на родном языке учеников, а оставшееся время потратить на саму игру. Трачу на объяснение правил всего пару минут. Это лучше, чем тратить массу времени на объяснение правил игры на изучаемом языке.

2. Отсутствие дорогих и сложных материалов для игры.

3. Универсальность. Я люблю игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь детей.  Считаю, что наша главная задача – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. 

Мною разработаны собственные требования к проведению игр:

Определение целей игры и место ее в учебном процессе.

 Выбор игровых форм, подбор теоретического материала, разработка дидактического материала.

 Проведение игры.

 Результаты игры, выставление оценок.

 Анализ результатов игры, выводы.

 Данные игры способствуют овладению общением на уровне ценностно-ориентационной функции. Такая система дает возможность оптимально использовать игровую деятельность при обучении английскому языку. Место игр на уроках и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Возможны модификация  и адаптация предложенных игр в условиях конкретного урока, конкретной группы. Применение игр, предложенных мною, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно – ориентационной и этикетной. У учащихся развиваются компенсаторные умения, умение выходить из положения при нехватке иноязычных игровых средств. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.

   Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.

   Для того чтобы наш ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, при которых с помощью языка он смог бы решить нужные для себя проблемы.

     Находясь вне среды изучаемого языка, учителю приходится моделировать иноязычное общение в условиях урока.

  Задача учителя – создание такой атмосферы на уроке, при которой ученики не боялись бы высказывать свои суждения на иностранном языке, а также в постановке таких заданий, которые стимулировали бы их желание, а иногда просто ставили бы перед необходимостью говорить на уроке.

   Мотивационную готовность к речевым действиям вызывают у учащихся ролевые игры. Интересные, удачно подобранные роли оказывают побуждающие к общению действия. Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.

   Большинство учащихся, особенно дети 9–10 лет, легко вступают в общение, радуются любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя.

Учащиеся 7–9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Важная учебная задача на этом этапе – научить ситуативно обусловленному общению.

  На старшем этапе (10–11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности.

  На тематику старшего этапа хорошо ложатся ситуации, моделирующие всякого рода конференции, пресс - конференции, международные симпозиумы, форумы и т. п. Интерес старшеклассников к проблемам современности позволяет организовать общение в связи с предложенными дискуссионными вопросами и не требует опоры на воображаемые ситуации.

  Важной задачей курса начального обучения предмету английский язык является формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения.

  Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям школьников и создает условия для их естественного общения. Используемые учебно-речевые игры отличаются от развлекательных тем, что они имеют второй план или узко методическую цель. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. Могут быть выделены следующие виды учебно-речевых игр:

1.    Фонетические («Угадай звук», «Сосчитай звуки» и т. д.)

2.  Для работы с алфавитом («Hangman», «На одну букву» и т. д.)

 3.  Орфографические («Собери разбежавшиеся буквы», «Из двух — третье» и т. д.)

 4. Лексические («Лишнее слово», «Бинго» и т. д.)

  5. Грамматические («Собери разбежавшиеся слова», изображение действия, телеграмма и т. д.)

  6. Для обучения чтению (стихи, скороговорки и т. д.)

  7. Для обучения аудированию («Сосчитай звуки», «Тирлим» и т. д.)

  8.  Для обучения монологической речи («Биография спичечного коробка», «Картина», «Уличный фотограф» и т. д.)

  9. Для обучения диалогической речи («Магазин готовой одежды» и т. д.)

 10. Игровые упражнения для речевой разминки («Пять прилагательных», «Люблю — не люблю», «Части и целое» и т. д.)

  11. Игры на догадку («Что это?», «Чемодан», «Больше имен»)

  12.Ролевые игры («Близнецы», «План города», «Если бы я был…»)

  13. Деловые игры

  14. Подвижные игры

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других обучающихся).

  Значительное влияние оказывает игровая деятельность на развитие речи. Так как игровая ситуация требует речевого общения, следовательно она стимулирует развитие связной речи. Игра способствует эмоциональному развитию ребёнка. Она связана со снижением тревожного, беспокойного состояния младшего школьника.

    Таким образом, приходим к выводу о том, что при отборе современных методов обучения иностранным языкам необходимо учитывать следующие аспекты:

 создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;

    затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;

    активизировать деятельность школьника;

    предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную; которые стимулируют активность, самостоятельность, творчество обучающегося;

    игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности.

    Копилка игр:

Игра «Скороговорки»

Цель: развитие произносительных навыков, развитие речевого аппарата.

Ученики разбиваются на группы по четыре человека и отрабатывают чтение одной скороговорки хором или по ролям.

Whether the weather be fine

Or weather the weather be not.

Whether the weather be cold

Or whether the weather be hot.

We shall weather the weather whatever the weather

Whether we like it or not.

She sells seashells on a seashore.

The shells she sells are seashells, I am sure.

Betty bought some butter, but the butter Betty bought was bitter,

So Betty bought some better butter to make a bitter butter better,

But the bitter butter makes the better butter bitter.

Three grey geese in the green grass grazing,

Grey were the geese and green was the grazing.

Игра для работы с доской

Приготовьте на листочке таблицу со словами. Впишите 8 пар слов, из разных тем (животные, цвета, фрукты и т.д.). На доске начертите таблицу 4 х 4, пронумеруйте каждую клетку. Дети по очереди называют пару цифр. Вы вписываете эти слова в клетки, если они не подходят друг другу — удалите их. Ученики должны запомнить слова, найти пару.

Игра «Крестики — нолики»

Нарисуйте на доске таблицу 3 х 3. Напишите в каждой клеточке материал, который вам надо закрепить. Например: напишите слово, которое ученики должны перевести, простой пример (2+3=?), слово с несколькими пропущенными букв. Разделите класс на две команды: одна команда — Крестики, другая команда — Нолики. Команды по очереди отвечают. За правильный ответ в клетку ставим соответствующий знак команды, за неправильный — противника знак. Цель игры получить по — горизонтали, по — вертикали или по диагонали три одинаковых знака.

Игра «Бинго»

Ученики рисуют таблицу 2 х 3, в каждой клетке пишут цифру от 1 до 20. Учитель называет любую цифру, если она есть у ученика, он ее зачеркивает. У кого все цифры будут зачеркнуты, громко говорит: «Бинго» («Bingo»), и выигрывает. Можно вместо цифр использовать любые слова, только запишите их на доске (15–20), чтобы дети выбирали из них.

Игра «Пожалуйста».

Учащиеся выполняют различные команды учителя, используя в своей речи изученные глаголы движения.

Игра «Угадай предмет»

Задание для учащихся – угадать, какие предметы лежат в портфеле учителя. Игра проверяет знание лексики учащихся по теме «Школьные принадлежности»

Игра «Переводчик»

Учащиеся встают в круг. Учитель по очереди бросает мяч ученикам и говорит слова на русском языке ученики ловят мяч и переводят слова на английский язык.

Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство воспитания, а именно:

- воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость (фразы-клише речевого этикета);

- создаёт атмосферу иноязычного общения, объединяет коллектив обучающихся;

- устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;

- снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему;

- гармонично развивает личностные качества для активизации резервных возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме.

 

Список использованных материалов:  

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).

2.Выготский Л.С. Лекции по психологии./ А.Г. Выготский.- Спб., 1997.- 144 с.

3.Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы, М., 2003.

4.Герберт С. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Спб., 1999.

5.Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета,1990.

6.Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006 г.

7.Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей Избр. пед. соч. М., 1977.

8.Пассов Е. И. Учитель иностранного языка мастерство и личность. - М.: Просвещение 1993.

9.Программно-методические материалы: иностранные языки для общеобразовательных учреждений: английский язык: 2-4 классы. - М.: Просвещение, 2005.

10.Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие [Текст]/ Ю.Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 78с.

11.Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 6 т.т.,т.5.М.,1988.с.354

12.Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8, - 46с.

13.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1991 г.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление учебного процесса на уроках английского языка.

Материал написан на английском языке и посвящен моей работе с ребятами на уроках при обучении английскому языку.  Формирование ключевых компетенций у ребят, способность к саморазвитию....

«Воспитательная работа на уроках английского языка»

Творческий отчёт об аспектах воспитательной работы на уроках...

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

Компетентностный подход в организации учебного процесса на уроках английского языка

Данная статья посвящена методам и приёмам реализации компетентностного  подхода в процессе обучения иностранному языку....

Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка

Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга.    В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен п...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...