«Воспитательная работа на уроках английского языка»
материал по английскому языку на тему

Корзеникова Елена Андреевна

Творческий отчёт об аспектах воспитательной работы на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc795.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Управление образования г. Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

города Калуги

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

учителя английского языка

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №26» города Калуги

Щекатуровой Елены Андреевны

«Воспитательная работа на уроках английского языка»

Калуга, 2011

Стремление к совершенству - главная профессиональная черта учителя.

 Нельзя учить своему, можно учить только Божьему, тогда через учителя

      Сам Бог будет воспитателем порученных ему детей.

     Воспитание - из всех дел самое святое

     Святитель Феофан Вышинский

English is not merely the medium of our thought; it is the very stuff and process of it.

 Английский - это не просто средство выражения наших мыслей; это сама сущность и основа мышления

     Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

     Сегодняшнее современное общество через концепцию духовно-нравственного воспитания личности и гражданина России и через образовательные стандарты второго поколения ставит перед учителем определенную задачу: "воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

     Мы понимаем, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык как учебная дисциплина, то все доводы сводятся к тому, что каждый интеллигентный и образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, так как позволяет узнать много нового, интересного.

     Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

     Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.  Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников. В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет "Иностранный язык", кроме области конкретных лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.

     Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Социальная сущность иностранного заключается в передаче ученикам творческого опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приёма информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников.

     Одной из основных целей обучения иностранному языку является развитие личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в изучаемой иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического. Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:

  1. в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
  2. в воспитании культуры общения;
  3. в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
  4. в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

     На своих уроках я стараюсь прививать учащимся интерес к английскому языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о различных странах, их особенностях, традициях и обычаях. Так, например, в 3-х классах, используя материалы учебника “Enjoy English”, мы готовим поздравительные открытки к Рождеству в конце второй четверти, учим рождественские песни, говорим о традициях этого праздника, обсуждаем различия между Дедом Морозом и Санта Клаусом. По поводу того, что «деда Мороза нет», ребятам была приведена в пример такая фраза, которая пришлась им по душе: «Seeing is not believing. Believing is seeing» («Видеть – не значит верить. Верить – значит видеть!»).

     Уже второй год с учащимися 5-х классов мы проводим уроки-беседы, посвящённые 5 ноября и значению этого дня для Великобритании (день Порохового заговора, 1605 год). В прошлом году мои ученики самостоятельно подбирали информацию об этой дате, отыскали текст баллады про Гая Фокса, его портрет. В этом году в беседу было добавлено небольшое соревнование. Класс был поделён на команды, которые получили слова из стихотворения. Нужно было восстановить фрагмент баллады.

Remember, remember the fifth of November.

The gunpowder, treason and plot.

I know of no reason

Why the Gunpowder treason

Should ever be forgot.

     Нужно сказать, что дети интересуются историей Порохового заговора, активно участвуют в обсуждении, осуждают или поддерживают Гая Фокса. В ходе беседы также заходит речь о религиях, приверженцы которых жили и живут в Великобритании (англиканская, католическая, протестантская), о традициях празднования  Ночи Костров. Услышав про сожжение чучела Гая Фокса, дети вспоминают русские традиции (сжигание чучела зимы на Масленицу).

     С помощью таких уроков-бесед достигается заинтересованность в традициях Британии, учащиеся начинают искать информацию самостоятельно, чтобы потом поделиться найденным с учителем и одноклассниками.

     Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека. Не менее важно то, что это знание вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.                      

     Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На уроках иностранного есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Нужно не забывать, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

     Воспитывать уважение и интерес к английскому языку можно не только на уроках. В марте 2011 года учащиеся нашей школы побывали на оздоровительной смене в ДОЦ «Белка». На проводившихся там занятиях по английскому языку обсуждались произведения зарубежных авторов и их перевод на русский язык. В ходе обсуждения возник вопрос: как зазвучат русские произведения устного народного творчества, переведённые на английский язык. Чтобы это выяснить, с учащимися 5-х классов с помощью кукольного театра была разыграна сказка «Теремок», переведённая на английский язык. Форма работы пришлась по вкусу, поэтому сказку разыграли несколько раз подряд. После чего ребята сделали вывод, что и русские литературные произведения могут неплохо звучать на английском языке.

     В рамках недели детской книги с учащимися 7-х классов в 2010/11 году инсценировалась «Сказка о царе Салтане» (отрывок). Инсценировка сопровождалась музыкальными отрывками, использовались костюмы. Реплики персонажей переводились учащимися самостоятельно (редактировались учителем при необходимости).

     Таким образом, изучая иностранный язык, ученик должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка. Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него:

  1. терпимости к непохожести собеседника;
  2. уважения к культуре партнёра по общению;
  3. принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления;
  4. преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры;
  5. проявления интереса к собеседнику и его стране; поддержание интереса к своей Родине;
  6. открытости новому и неизвестному.

     Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создаёт плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся.

     Напоследок мне хотелось бы привести афоризм Карла Великого:

To have another language is to possess a second soul.

 Владеть другим языком – это как иметь вторую душу.

     Я стараюсь прививать интерес к изучению иностранных языков всем своим ученикам.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для работы на уроке английского языка по теме "Почта" в 3 классе

Карточки для работы на уроке английского языка по теме "Почта" в 3 классе  на этапе отработки и контроля лексического материала....

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».

Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....

Воспитательная работа на уроке иностранного языка

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.  Знание чего бы то ни б...

Игра как воспитательный процесс на уроках английского языка

В статье рассматриваются вопросы реализации воспитательного потенциала урока английского языка.Также обсуждается игра как метод обучения и воспитания на уроках английского языка....

Воспитательная работа на уроках родного языка

Понятие духовно-нравственного воспитания...

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...


 

Комментарии