Экологизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Лексина Ирина Васильевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Экологизация учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ»

Ирина Васильевна Лексина

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры донного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и ума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стыдно бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: Каждый хотел лучшего для себя!».

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания.

Богатая флора и фауна прекраснейшего Раифского участка Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника помогают развернуть с детьми краеведческую и экологическую работу и на уроках русского языка и литературы.

Мои ученики любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с природой вызывает чувство радости и удивления. А потом рождаются сочинения «Любимый уголок родной природы», «Удивительное рядом», «Родные просторы». Ребята с удовольствием оформляют альбомы, где помещают рисунки-пейзажи, записывают свои первые поэтические строки:

Такие просторы полей и лесов

И небо такой высоты,

И рек синева, и степная трава –

Все это маленькая родина моя!

Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их воспитания, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

Точно подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней ярко прослеживаются в произведениях поэтов, чьи стихи читают на уроках-конкурсах чтецов стихов о родной природе.

Мы стремимся в своей работе, чтобы этот материал помог учащимся познать мир и самих себя, по крупинке познать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями, чтобы им было дорого все то, что передано в наследство.

Элементы экологического использования регионального компонента являются обязательными на каждом уроке русского языка и литературы, они в значительной степени оживляют ход урока. Во-первых, это использование словосочетаний, предложений, текстов, тематически ориентированных на природу (мы их называем «зеленые задания»), материальную и духовную культуру, во-вторых, это слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание народа, живую речь, языковые особенности произведений местных поэтов, писателей, журналистов. При подборе текста в диктантах учитывается их экологическая направленность. С удивлением учащиеся средних классов сочиняют сказки о животных, занимаются исследовательской работой с экологами школы, собирая легенды и предания о земноводных. На уроке-игре «интервью корреспонденту журнала «Юный натуралист» ребята обобщают полученную из прочитанных текстов информацию по экологии. Отвечая на вопросы «корреспондента», ребята свободно высказывают свои мысли, рассуждают, приводят примеры, а затем обобщают полученные сведения в сочинениях-публицистических статьях «Беспокойные думы о родной природе», «Мы за все в ответе», «Охрана природы – дело святое».

«Человек, что же ты наделал? Ты встал на грани, создал фабрики и заводы. Но не подумал обо мне, природе. Ты загрязняешь мусором леса и озера. Ты создал машины, тем самым отравляешь воздух, без которого твоя жизнь невозможна.

Не мне нужна твоя защита. Это тебе необходимо мое покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Я была и всегда буду сильнее тебя, человека. Ты лишь миг в моей жизни. Я вечна и бесконечна. Ты для меня деталь. Я для тебя все. А потому: не вреди!

Протрите глаза! И вы увидите очи любимых, милые личики детей, мозоли отцов, светлые озера.

Прислушайтесь! И сквозь рев моторов и транзисторов вы услышите журчанье рек, шелест травы, неповторимую звенящую тишину природы».

«Природа нашей планеты нуждается в действенной и надежной защите. Люди должны принять самые энергичные меры, иначе рано или поздно произойдет катастрофа.

Угрожающее положение на планете сложилось не год и не десятилетия назад. Издавна человек распахивал землю и сводил леса, пас скот и строил города. Все это было необходимо. Но все это влияло на природу.

Иными словами, и в далеком, и в недалеком прошлом человечество наступало на флору планеты. Наступает и сегодня. Будет наступать и впредь, поэтому я думаю, что каждый человек должен уметь чувствовать красоту и величие природы и понимать, как важно, как необходимо ее беречь».

Ребята нашей школы принимают участие во Всероссийских и республиканских конкурсах сочинений, посвященных бережному отношению к природе. Так, в наши ученики писали сочинение по общей проблеме: «Оправдано ли убийство животных ради получения ценного меха?», который проводился в Москве в Центре защиты животных «Вита», ежегодно участвуем в республиканском конкурсе «Подрост» «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам». («Лес в литературном творчестве»).

И как результат описанной выше работы – рождение в сочинениях детей следующих строк:

«Во все времена люди учились у природы.

Глядя на безмолвный зимний лес, как бы застывший в своем великолепии, прихожу к мысли: «Счастье каждый человек понимает по-своему. Но есть возможность у всякого почувствовать себя счастливым – это ощутить себя частью природы».

Или:

«Природа, как и человек – ее дитя, легко ранима и раскрывается только перед любящими сердцами. Вот почему, чтобы ее сберечь и познать, надо трогательно и самозабвенно ее любить».

В конкурсе «Подрост», проводимом ранее, ученица нашей школы стала дипломантом в номинации «Лес в поэтическом творчестве». А нынче специально для этого конкурса ученики написали стихи «Чудо-лес», «Любимый уголок в лесу». В них мы воочию наблюдаем восторг от ощущения себя частицей природы:

Темный лес, раифский лес!

Сделал шаг и жди чудес!

Жди чудес за каждой веткой,

Из-за каждого пенька.

Вот узорчатою сеткой

Виснет пряжа паука…

Посмотри вокруг ты – сказка,

Здесь царица – тишина.

Все цветочки, словно глазки,

А на них роса – слеза…

И не дворцы приснятся мне,

А тот же с неводом паучьим,

С грибами, с белкой на сосне –

Мой уголок в лесу дремучем.

Ежегодно наши ребята участвуют в конкурсах экологических сказок, сочинений о родной природе, проводимых Волжско-Камским государственным природным биосферным заповедником. Работы учащихся школы заслуживают высокой оценки руководством заповедника.

Внутришкольные конкурсы сочинений-сказок об обитателях нашего леса, о любимых животных, о которых они сами пишут исследовательские работы на уроках экологии, заслуживают отдельного разговора. Оформление от руки, но с максимальной душевной теплотой, такие работы завораживают читающего своей искренностью.

Очень необычно проходят у нас в школе открытые уроки по разным предметам, которые носят экологическую направленность. Удивительными назвали присутствующие на нем учителя района и республики лингва-математический интегрированный урок «Я – частица природы», урок русского языка «апрель-первоцвет» («обобщение и систематизация изученного по теме «Союз как служебная часть речи»). Домашним заданием после урока было письмо-сочинение «Апрель-первоцвет».

«Стоит апрельскому солнцу пригреть, на освободившихся от снега проталинах немедля просыпается жизнь. Просыпаются мелкие козявки, паучки, жучки и, конечно же, нетерпеливые цветочки – подснежники. Еще со стороны исхудавших сугробов веет холодом, а золотистые цветочки мать-и-мачехи уже показались…»

Для нас, сельских учителей, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда появилось какое-то безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации воспитания. Но эта тема безгранична. Мы же хотим донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за каждую маленькую речку, берега которой превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу – не будет жизни на Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

Выступление ( из опыта работы) на фестивале методических идей  на тему "Рабочий лист как способ организации образовательного процесса на  уроках русского языка и литературы""...