мастер-класс на муниципальном семинаре по ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку (11 класс) на тему

Козлова Наталия Геннадьевна

В данном материале даются методические рекомендации по сдаче ЕГЭ по английскому языку , раздел "Лексика,. Грамматика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЕГЭ по английскому языку 1.09 МБ

Предварительный просмотр:

        Сегодня мы поговорим о третьем разделе ЕГЭ по английскому языку - «Лексика и грамматика». А именно о его структуре, проанализируем типичные ошибки и поговорим о стратегиях подготовки выпускников к успешному выполнению лексико-грамматических заданий итогового экзамена.

        При выполнении заданий этого раздела проверяется уровень языковой компетенции учащихся - владение правилами грамматики английского языка, умение применять их на практике, знание сочетаемости слов и их стилистической маркированности.

        Раздел 3 «Грамматика и лексика» включает задания двух уровней сложности: базового и повышенного. Предлагается выполнить двадцать заданий, тринадцать из которых – это задания с кратким ответом и семь – задания с выбором одного ответа из четырех предложенных. Рекомендуемое время выполнения третьего раздела – 40 минут. Максимально можно получить 20 баллов за успешное выполнение.

В данном разделе предлагается 3 типа заданий.

1 тип: задания 19-25 —на словоизменение.

Даны два связных текста, которые содержат семь пропусков. На полях, справа от каждой строки с пропуском, дано слово, от которого нужно образовать соответствующую грамматическую форму, чтобы заполнить пропуск в тексте.

 Формулировка задания такова: «Прочитайте приведённые ниже тексты, преобразуйте, если необходимо, слова, напечатанные заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 19–25, так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы 19-25».

Что нужно сделать? Изменить форму слова так, чтобы слово подошло в предложение. Часть речи при этом не меняется. К примеру: у существительного поменять падеж с именительного на косвенный (world-world’s, friends-friends’) или употребить в форме  множественного числа. Нужно помнить, что скорее всего будет предложено слово-исключение из правил образования множественного числа (man-men, woman-women, child-children, foot-feet и т.д.), а также слова, имеющие особенности написания (wife-wives, wolf-wolves и пр.).

Прилагательное  и наречие зачастую надо употребить в одной из степеней сравнения.

  • У глагола нужно поменять залог с активного на пассивный (find-is found), а также время (write — have written). При этом нужно будет вспомнить форму неправильного глагола.
  • Числительное (numeral). Здесь может поменяться разряд (количественное числительное меняется на порядковое). Всего три распространенных варианта: one – first, two – second, three – third.
  • Местоимение (pronoun). Здесь также может поменяться разряд из личного (I) можно образовать притяжательное (my), возвратное (myself) и абсолютную форму (mine).

2 тип: 26-31 задания — задания по словообразованию

Дан связный текст с шестью пропусками. На полях, справа от каждой строки с пропуском, дано слово, от которого вам нужно образовать однокоренное слово, чтобы заполнить пропуск в тексте. Эти текстовые вопросы проверяют владение способами словообразования в коммуникативно-значимом контексте.

Формулировка следующая: «Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами 26–31, однокоренные слова, так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами».

Аналогично предыдущему заданию, нужно преобразовать слова. Но главное и принципиальное отличие от предыдущего задания — вы образуете НОВОЕ слово, новую часть речи: например, был глагол, стало прилагательное (differ-different). Исключение составляют отрицательные префиксы, многда не меняющие часть речи: (possible – impossible, approval – disapproval).

3 тип: задания 32-38 — задания на лексико-грамматическую сочетаемость. 

Данные задания строятся на связном тексте с семью пропусками. Для каждого пропуска необходимо правильно выбрать одно слово из четырех предложенных. Эти текстовые вопросы проверяют владение лексико-грамматическими навыками оперирования лексическими единицами в коммуникативно-значимом контексте.

Формулировка следующая: «Прочитайте текст с пропусками, обозначенными номерами 32–38. Эти номера соответствуют заданиям 32–38, в которых представлены возможные варианты ответов. Запишите в поле ответа цифру 1, 2, 3 или 4, соответствующую выбранному Вами варианту ответа».

В этом задании проверяется:

— знание фразовых глаголов (put up, come across, cut down with и т.д.);

— знание разницы в употреблении слов, схожих по значению, т.е. синонимов (look, watch, glance, see; trip, travel, voyage, journey и т.д.);

— знание разницы в употреблении слов, схожих по звучанию и/или написанию (again/against, effect/affect, beside/besides и т.д.);

— знание управления глаголов по формуле «глагол + предлог»: rely on smb, fall in love with smb, throw in/at, take care of и т.д.)

Разберем пример:

Thai people are very friendly and their greetings are very 34 ______ to the Indians

1) equal 2) near 3) similar 4) alike

Подставим все варианты и посмотрим, подходят ли они:

  • Equal – грамматически подходит, но лексически (по смыслу) — нет, т.к. его значение — «равный, одинаковый».
  • Near — грамматически подходит, но лексически — нет, т.к. значение — «рядом с…».
  • Similar – подходит и грамматически и лексически, т.к. значение – «быть похожим, схожим»
  • Alike – грамматически подходит, но лексически — нет, т.к. его значение «быть на одно лицо, одинаковым с виду, неразличимым».

Таким образом, ответ – 3.

             Мария Валерьевна Вербицкая отмечает, что в 2016 году задания раздела «Грамматика и лексика» были выполнены несколько лучше, чем в предыдущие годы, но все же хуже, чем разделы «Аудирование», «Чтение», «Говорение». Экзаменуемые все еще допускают ошибки в заданиях 19–25, которые проверяют базовый уровень владения грамматикой. Участники, не преодолевшие минимального порога, часто не знают даже форм простого прошедшего времени неправильных глаголов, сравнительной и превосходной степени прилагательных good и bad и т.п. Однако даже сильные обучающиеся не всегда справляются с заданиями на использование формы Future-in-the-Past в косвенной речи. Приведем пример из одного вариантов ЕГЭ 2016 г.  

The penguins’ driver explained that he was taking the penguins to the zoo and asked if the other man __________________ the penguins there.  

TAKE  

            В данном примере экзаменуемые использовали самые разные грамматические формы, такие как 'took', 'has taken', 'will take', 'take', вместо правильного ответа 'would take'. Дело в том, что школьники не приняли во внимание весь контекст шутки. Сломалась машина, на которой перевозили пингвинов, и шофер этой машины попросил коллегу, другого шофера, отвезти пингвинов в зоопарк. Подсказкой, что требуется передать будущее действие, служил как весь контекст, так и предложение в конце “I thought I asked you to take those penguins to the zoo”, shouted the first driver. Однако нужно было не простое будущее время, а Future-in-the-Past, поскольку это предложение дано в косвенной речи,  о чем говорит форма глагола ‘asked’.  

           Возьмем еще один пример, который показывает, что участники экзамена не только путают времена и залоги, но и не понимают сути и формата данного задания. Так, некоторые экзаменуемые вместо правильного ответа ‘was invented’ дают ответ ‘invention’. Они не задумываются над смыслом предложения, над тем, какая часть речи здесь нужна.  

No one knows where or when the first compass __________________. It may have been in China or in the Near East or in Italy.

INVENT  

            К сожалению, в заданиях на словообразование тоже встречаются ответы, которые показывают, что участники экзамена не читают инструкцию и путают форматы заданий 19–25 на грамматику с 26–31 на словообразование. Однако наиболее частой ошибкой является невнимательное отношение к контексту.  

              Эксперты отмечают, что на сегодняшний день произошел положительный сдвиг в сторону улучшения результатов и участники экзамена в целом овладели ключевыми навыками грамматики и лексики. Однако, требуют совершенствования навыки употребления слов и словосочетаний в контексте, знание фразовых глаголов, а также употребления видовременных форм, форм пассивного залога  и согласования времен.

Рекомендации по подготовке к экзамену. При подготовке к выполнению заданий данного раздела рекомендуется:  внимательно читать инструкцию к текстам, которая помогает определить, в чем состоит коммуникативная задача;   анализировать связные тексты с точки зрения употребления грамматических форм, частей речи, словообразования, словоупотребления;  прежде чем выполнять задание, прочитать текст, вдуматься в него, не следует пытаться «механически» подставить какое-то слово в пропуск; нужно учиться сознательно решать, какое слово или какая форма нужны здесь, чтобы передать нужный смысл;  обращать внимание не только на формы образования времен и залогов, но и на их значение, от которого зависит их употребление в контексте;  расширять свой активный и потенциальный словарь, развивать языковую догадку (умение выводить значение слова из контекста, из морфологической структуры слова, по аналогии с родным языком);  обращать внимание на правильность использования лексики с точки зрения сочетаемости и грамматического окружения;  помнить о различиях в значении и употреблении синонимов;  изучать и использовать наиболее частотные фразовые глаголы в письменном контексте и в устной речи,

-разобрать задание до начала его выполнения, после выполнения задания проанализировать допущенные ошибки и подобрать упражнения, которые помогут их ликвидировать;  выполнять задания данного раздела с заполнением бланка ответа, чтобы контролировать орфографические ошибки.  

Итак, мы видим, что справиться с заданиями из раздела «грамматика и лексика» не так уж и сложно. Главное – тренироваться, решать как можно больше заданий.

        В настоящее время практически все учебные пособия по английскому языку для школы (например, линия учебных пособий с 3-часовой программой ”Spotlight”,  линия учебных пособий для школ с 6-часовой программой “Starlight”)  содержат  упражнения на словообразование. Но их мало, и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего формулировка заданий к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова (глагола) и заполните пропуски. А как это делать, как думать, ничего не сказано.

        Нужна разработка целой системы подобных заданий и их включение в учебные пособия.

       При подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ я использую как дополнительные пособия сборники серии Macmillan.

Список используемой литературы

  1. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е. Н. Соловова.- М.: Астрель, 2008.
  2. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ Под ред. А. А. Миролюбова.- Обнинск: Титул, 2010.
  3. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. 3-е изд.- М.: Филоматис, 2007
  4. Современные теории и методы обучения иностранным языкам. Материалы международной научно-практической конференции «Языки мира и мир языка».- Экзамен. М., 2006
  5.  Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по иностранным языкам. //  [Электронный ресурс]: www.fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер –класс», в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года-2011» МО «Гвардейский район»

- "Мастер-класс" (регламент: 20 минут). Участники конкурса демонстрируют свой педагогический опыт, отражают значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций...

Материалы для участия во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Материалы для участия  во Всероссийском конкурсе мастер-класса учителей родного языка и литературы «Туган тел» учителя родного языка и литературы МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ» Алькеевского...

Личное заявление на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса мастер – класса учителей родных языков «Туган тел»

Личное заявление на участие в муниципальном  этапе Всероссийского конкурса мастер- класса учителей родных языков "Туган тел"...

Мастер-класс Проектирование современного урока "Семинар учителей истрии"

Некоторые аспекты проектирования современного урока истории и обществознания...

Презентация. Мастер-класс Проектирование современного урока "Семинар учителей истрии"

Некоторые аспекты проектирования современного урока истории и обществознания...