Экологическое воспитание старшеклассников на уроках английского языка
статья по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Экологическое воспитание старшеклассников на уроках английского языка на примере работы с УМК «Английский в фокусе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание старшеклассников на уроках английского языка на примере работы с УМК «Английский в фокусе»

В настоящей статье освещена проблема экологического воспитания старшеклассников в процессе обучения английскому языку. Значительное внимание уделяется обзору тематики заданий, предложенных в учебниках «Английский в фокусе». Автором делается вывод о том, что уроки иностранного языка должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда

 The present article deals with the problem of ecological education of senior pupils in the process of learning English. Considerable attention is given to the topics of the tasks proposed in the textbook "Spotlight". The author makes a conclusion  that foreign language lessons should form the ecological culture, aesthetic attitude to nature, develop love to it and responsibility for its state.

Key words: ecological education, ecological culture, environment

     17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них  – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». Особенно это важно  сейчас, когда  отмечается  большое количество проблем экологического характера.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Решением данной проблемы  в школе занимаются  учителя биологии, физики, химии, географии.

Должны ли учителя английского языка сообщать  учащимся  знания в области экологии? Позволяет ли УМК «Английский в фокусе»  формировать бережное отношение к природе?

 Цель данной статьи – рассмотреть основные аспекты формирования экологического воспитания старшеклассников на уроках английского языка.

 Указанная проблема исследования и его цель определили главные задачи данной статьи:

- рассмотреть структуру учебников «Английский в фокусе»  для старших классов;

-проанализировать содержание текстов и заданий на экологическую тему;

- исследовать возможность экологического воспитания старшеклассников

 В любом учебнике по английскому языку обязательно присутствует один или несколько разделов, посвященных проблеме окружающей среды и раскрывающих различные аспекты этой темы в соответствии с возрастом обучающихся и их уровнем владения языком. УМК «Английский в фокусе» позволяет учителю использовать  все возможности для  формирования у детей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Экологическому воспитанию способствует  работа над материалом уроков из раздела «Зелёные страницы», который есть в конце некоторых модулей учебников для 9 и всех модулей учебников для 10 и 11 классов. Темы уроков говорят сами за себя: одна из тем 9 класса  – «В опасности», где учащимся предлагается задуматься над проблемами окружающей среды, приводящими к вымиранию диких животных. «Электронные отходы… почему их так много?» - на этом уроке девятиклассники выясняют причины появления электронных отходов. Большой интерес вызывает у школьников и тема «Зелёный транспорт», где они знакомятся с видами экологически безопасного транспорта, существующими в мире. А на уроке «Антарктида» ученики пытаются ответить на вопрос «Что надо сделать, чтобы защитить животных Антарктиды?».

В 10 классе экологической проблеме посвящён один из модулей учебника. И называется он «Земля в опасности!» Ученики изучают   международный  опыт по созданию юношеских экологических движений и организаций, знакомятся с экологической ситуацией в мире, предлагают свои способы решения глобальных проблем. В форме конференции или круглого стола можно провести урок на тему «Меньше отходов!», где каждый из участников может высказаться о том, что он лично должен делать для уменьшения количества отходов. Не менее интересна и тема сочинения, предлагаемая в разделе «обучение письму». Здесь дети рассуждают о преимуществах и недостатках использования транспорта в центре города. В рамках модуля десятиклассники беседуют, составляют монологические и диалогические высказывания, делают проекты  и на другие темы, такие как «Большой Барьерный риф»,  где изучаются проблемы экологии в Австралии - стране с уникальной природой и удивительным животным миром; «Тропические леса» - о вырубке лесов и том, как страдают от этого дикие животные, такие как, например, панды. Не остаются в стороне и экологические проблемы нашей страны. Выполняя лексико-грамматические задания, ученики одновременно узнают о том, что грозит амурскому тигру и какие действия предпринимаются по его защите. «Зелёные страницы» учат перерабатывать разные материалы, не быть равнодушными к загрязнению воздуха, мирового океана, почвы, а также экономить электроэнергию и природные ресурсы.

Эти и другие экологические проблемы поднимаются и в 11 классе. Кроме типичных заданий, таких как изучение новой лексики, работа над текстом, беседа по прочитанному или услышанному, учащимся предлагается выполнить тесты, сочинения, проекты и научно-исследовательские работы, где ребята выражают свое отношение к окружающей природе и те чувства, которые вызывает общение с ней.

 Обобщение данных разделов учебника с привлечением ресурсов Интернета, дополнительных учебных пособий на экологическую тему, а также собственных разработок позволяет  выстроить последовательную  систему экологического образования учащихся на уроках английского языка.

Ребята изучают газетные статьи и статьи из журналов о Международных экологических организациях Green Peace World Wide Fund и др. и чем занимаются их сверстники, участвуя в этих организациях.  Старшеклассники с удовольствием занимаются художественным переводом, переводят стихи  о природе на русский язык, развивая при этом свое эстетическое чувство, чувство любви к природе.

Таким образом,  проблема экологического воспитания на сегодняшний день является актуальной и ее можно решить на основе современных подходов к обучению. В содержании социально-экологического образования на уроках иностранного языка выступает с одной стороны, определённая информация о сущности явлений и процессов действительности, а с другой стороны необходимость выработки определённого положительного отношения к этой действительности.

Воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Ведь не случайно 2017 год объявлен годом экологии в России.  Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.

Список литературы

Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В.   УМК «Английский язык для старшей школы общеобразовательных учреждений (10 класс)»  – Москва, Express  Publishing / Просвещение, 2014

Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В.   УМК «Английский язык для старшей школы общеобразовательных учреждений (11 класс)»  – Москва, Express  Publishing / Просвещение, 2014

Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е, Эванс В.  УМК «Английский в  фокусе» / Учебник для общеобразовательных организаций ( 9 класс)

– Москва, Express Publishing / Просвещение, 2014

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.)

http://kir6school.ru

http://nsportal.ru 

https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектирование экологического воспитания учащихся на уроках английского языка"

Описываются формы и методы формирования экологического сознания учащихся на уроках  английского языка...

статья "Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка"

Статья посвящена актуальной проблеме загрязнения окружающей среды и экологическому воспитанию обучающихся....

«Экологическое воспитание учащихся на уроках английского языка на ступени основного общего образования»

Приводится описание  опыта  работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках английского языка...

Экологическое воспитание школьников на уроках английского языка и в международных проектах

В статье представлен опыт работы в международных проектах и программах....

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Культура как часть содержания обучения иностранным языкам является неотъемлемой составляющей изучения английского языка, так как она представляет собой знания, нормы и отношения между людьми в большой...

Проблемы экологического воспитания школьников на уроках английского языка

Экологическое воспитание является составной частью современного воспитания подрастающего поколения. Его можно осуществлять на основе межпредметного подхода, т. е. усилиями всего коллектива педагогов ш...