Формы и методы проведения занятий в разновозрастных группах
статья по английскому языку на тему

Степченко Анна Викторовна

В данной статье рассмотрены основные традиционные и нетрадиционные формы урока с их особенностями при проведении в разновозрастной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы проведения занятий в разновозрастных группах

При работе в разновозрастной группе существует ряд особенностей. При организации процесса обучения такой группы можно выделить три вида организации учебной деятельности:

  1. Поэтапная деятельность детей.
  2. Совместная деятельность детей.
  3. Отдельная деятельность детей.

При поэтапной деятельности учащиеся разных возрастов постепенно включаются в работу. Например, начинается занятие с младшей группы, которая сообщает уже накопленные знания по определенной теме, затем подключаются учащиеся старшей группы, дополняя знания младшей группы. Или наоборот, старшая группа начинает занятие с сообщения своих знаний, а младшая выступает в роли пассивных слушателей, затем включается в работу на этапе закрепления.

Использование совместной деятельности возможно при изучении незнакомой или малознакомой темы для обеих групп учащихся.

 При отдельной деятельности детей используется групповая организация детей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Примером такой деятельности может служить творческая работа.

Что касается форм проведения занятий, то здесь могут использоваться как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий, только с некоторыми особенностями, которые представлены в таблице ниже.

Форма урока

Особенности проведения в разновозрастной группе

Традиционные формы урока

  1. Урок ознакомления с новым материалом

При работе в разновозрастной группе возможна как совместная работа учащихся разных возрастов, при условии, если данная тема незнакома или малознакома для учащихся, так и отдельная работа учащихся разных возрастов.

  1. Урок закрепления изученного материала

Данная форма урока может проходить в устной форме совместно, если тема для закрепления общая, и письменной, если темы – различаются.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний

Такая форма применима для разновозрастной группы только при условии совпадения изучаемой темы.

  1. Урок проверки и коррекции знаний

Проверка и коррекция знаний осуществляется в разных подгруппах отдельно.

  1. Комбинированный урок

Данную форму возможно применить только при совпадении тем в подгруппах.

Нетрадиционные формы урока

  1. Учебная дискуссия

Дискуссия может проходить между младшими и старшими учащимися группы

  1. Семинар

Вопросы семинара распределяются по принципу посильности между учащимися: младшим – более легкие, старшим – более сложные.

  1. Научно-практическая конференция

Выступления готовят старшие учащиеся группы.

  1. Игра

Распределение ролей при данной форме урока осуществляется в соответствии с возможностями учащихся.

  1. Моделирование

Данную форму следует использовать в группах по возрастам. Для младшей группы – более облегченное задание, для старшей – сложнее.

  1.  Изучение первоисточников

Могут быть использованы одинаковые источники для всех учащихся, или различные источники – для разных возрастов участников группы.

  1.  Проект

Для подготовки проекта можно создать разновозрастные группы и дать одинаковые по сложности задания, или одновозрастные группы и дать задания разной сложности.

  1.  Работа с учебной литературой

Также как и при работе с первоисточниками может быть использована одинаковая учебная литература для всех учащихся группы, или различная – для разных возрастов.

  1.  Лабораторные работы

Лабораторные работы могут быть совместные или же для младших участников группы – облегченные, для старших – сложнее.

  1.  Написание рукописного журнала

Рукописный журнал – своего рода итог изученного материала. В данном случае целесообразнее младшим участникам группы создать свой журнал, а старшим – свой.

  1.  Учебная экскурсия

Учебная экскурсия проводится для всех участников группы одновременно.

  1.  Видео-урок

Просмотр видео осуществляется всеми участниками группы одновременно, но задания могут быть даны разные в соответствии с возрастом учащихся.

  1. Урок-беседа

Урок-беседа предусматривает совместную работу всех участников группы.

Выбор формы проведения занятия зависит от специфики учебного предмета и возрастных особенностей учащихся.

Работая в группе 3-4 класса, мною были использованы традиционные и нетрадиционные формы урока. Для данной разновозрастной группы наиболее интересными оказались нетрадиционные формы.

Особый интерес вызывает урок-игра, в ходе которого обучение для детей проходит в более понятной и облегченной для них форме. Так, например, изучая тему «Магазины», одно из занятий было организовано в виде ролевой игры. Учащиеся 4 класса были в роли продавцов различных отделов, а учащиеся 3 класса - в роли покупателей.

Проект также заинтересовал учащихся, и использовался довольно часто, в основном как итог изучаемой темы. При создании проектов учащиеся проявляли свои творческие способности. Например, после изучения темы «Я и моя семья» ученики делали «Родословное древо» на английском языке, после темы «Дом, милый дом» - проект «Дом мечты».

Видео-урок в данной разновозрастной группе лучше использовать как фрагмент урока, так как для такого возраста учащихся необходима постоянная смена деятельности. На своих занятиях мною были использованы мини-фильмы или фрагменты из фильмов при изучении культуры страны изучаемого языка. Например, «Путешествие по Лондону».

Что касается таких форм уроков, как учебная дискуссия, семинар, научно-практическая конференция, изучение первоисточников, лабораторные работа, то они не подходят для данной возрастной группы (3-4 класс).

Список используемой литературы:  

  1. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе – М.: Просвещение, 2005.
  2. Бушмакина А.А., Буркова Т.И., Буркова Л.П., Кравцов А.О. Концептуальные основы становления системы разновозрастного обучения в современной школе/ Под научн. ред. А.О. Кравцова. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2012.
  3. Метелица И.А. Особенности организации работы в разновозрастной группе. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/osobennosti-organizacii-raboty-s-detmi-v-raznovozrastnoj-gruppe.html
  4. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для разновозрастной группы дошкольников по изобразительной деятельности «К нам весна шагает»

Цели:1.Систематизировать знания детей о весне, её признаках, особенностях. 2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования:  оттиском смятой бумагой, оттиском...

Формы и методы проведения занятий по хореографии с использованием информационных технологий

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевал...

Интегрированное занятие в разновозрастной группе. «В мире музыкальных инструментов.»

Цель. Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Развивающее занятие для разновозрастной группы детей "В мире людей" ноябрь 2016г

Развивающее занятие для разновозрастной группы детей...

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе по теме: «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»

Цель: Вызвать радостное эмоциональное состояние, чувство доброты.Задачи:·        Развивать музыкальное восприятие, умение слушать музыку, элементарно судить об услыш...

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе детей с умеренной степенью умственной отсталости и сочетанными дефектами развития

Конспект интегрированного  занятия в разновозрастной группе детей с умеренной степенью умственной отсталости и сочетанными дефектами развития...

Нетрадиционные формы и методы проведения занятий в объединении художественной направленности (декоративно-прикладное творчество)

В статье описаны нетрадиционные формы организации и проведения занятий в дополнительном образовании по декоративно-прикладной направленности....